Влияние конкуренции на уровень цен

Тип рынка Характер ситуации Политика цен
Рынок монополистической конкуренции Предложение представлено большим количеством разнообразных товаров, удовлетворяющих одни и те же потребности. Широкий диапазон цен
Рынок олигополистической конкуренции Наличие на рынке небольшого количества конкурентов Тактика снижения цен
Рынок чистой конкуренции На рынке присутствует большое количество продавцов схожего по качеству товара Тактика стабильных цен
Рынок чистой монополии На рынке доминируют частные монополии Контроль цен осуществляется со стороны государства, которое позволяет предприятиям иметь «справедливую» норму прибыли.
Основные нормативные документы, регулирующие ценообразование предприятий на территории Российской Федерации: · Указ Президента РФ «О мерах по либеризации цен» от 3 декабря 1991 г.; · Постановление Правительства РФ «О мерах по либеризации цен» от 19 декабря 1991 г.; · Закон РФ «О защите конкуренции» № 135ФЗ · Налоговый Кодекс РФ. *
Формы государственного влияния на ценовую политику предприятия
         
Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Фиксирование государством цен Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Регулирование государством цен Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Установление свободных цен
         
Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Введение прейскурантных цен   Установление предельного уровня цен   Запрет на ценовую дискриминацию
         
Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Замораживание свободных рыночных цен   Установление предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам   Запрет на горизонтальное фиксирование цен
         
Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Фиксирование монопольных цен   Установление предельного уровня разового повышения цен.   Запрет на вертикальное фиксирование цен
         
Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru   Установление предельных значений элементов розничной цены.   Запрет на демпинг.
         
Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru   Государственный контроль за монопольными ценами.   Запрет на недобросовестную ценовую рекламу
         
Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru   Регулирование цен путем установления цен государственным предприятиям.    

Вопрос 2.

Этапы планирования цен: * постановка задач ценообразования; * анализ факторов, влияющих на уровень цен; * выбор метода ценообразования; * установление окончательной цены.
Цели ценообразования: * обеспечение выживаемости предприятия; * максимизация текущей прибыли; * завоевание лидерства по показателям доли рынка; * позиционирование товара по качеству.

Методы ценообразования

Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Затратный метод ( средние издержки плюс прибыль). Метод основан на использовании показателей себестоимости продукции и доли прибыли в цене( формула 4) :

Ц = Сп (3),

Д

где Ц - цена товара, руб;

Сп - полная себестоимость товара, руб;

Д - относительная доля прибыли в цене (значение Д находится в пределах от 0 до 1) .

Например:

Ц= 10 рублей = 13 рублей 33 копейки

1 – 0,25

Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли - метод, предполагающий ценообразование исходя из издержек предприятия по производству и реализации товара с учетом получения желаемой прибыли.

Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru График безубыточности

  У Сумма, руб Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Выручка от реализации Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Валовые затраты  
    Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Б Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Точка безубыточности Условно переменные затраты
  Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru Условно постоянные затраты Х
    Влияние конкуренции на уровень цен - student2.ru К   Количество товара
         

К = Постоянные расходы (4)

Цена -Переменные расходы

Например:

Постоянные расходы – 100 000 рублей;

Переменные расходы в расчете на одно изделие – 6 000 рублей;

Цена реализации – 10 000 рублей

К= 1000 000 / 1 0000 – 6 000 = 25 тыс. изд.

Метод максимизации выручки от реализации на основе анализа эластичности спроса от цены предполагает использование коэффициента эластичности спроса от цены для составления прогноза выручки от реализации с учетом различных вариантов цены.

Например:

Цена Прогноз объема продаж Прогноз выручки

Установление цен на уровне текущих цен -метод ценообразования, основанный на ориентации предприятия на цены основных конкурентов, а не на собственные издержки.

Метод установления цены на основе оценки ощущаемой ценности товара покупателем - метод, в основе которого лежит покупательское восприятие ценностной значимости товара. Основным фактором ценообразования является здесь покупательское восприятие потребительских свойств товара.

Например, цена билета в театр

Партер Ложа Бельэтаж

Метод ФСА определяется как комплексное технико-экономическое исследование объекта с целью определения его полезных функций при наиболее рациональном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление.

Пример расчета методом ФСА

Варианты В-1 В-2 В-3
Состав продукта · мука · соль · дрожжи · вода · мука · соль · дрожжи · вода · яйцо куриное · масло подсолнечное · мука · соль · дрожжи · вода · яйцо куриное · масло подсолнечное · улучшители цвета · разрыхлители
Цена 1 кг 1 рубль 2 рубля 50 копеек 3рубля 80 копеек

Вопрос 3.

А) Скидки к цене товара

· скидку на партию определенного объема проданного товара;

· скидку за достижение цели, когда достигнут согласованный объем продаж;

· скидку за ликвидность, когда достигаются оговоренные ранее месячные объемы продаж;

· специальные скидки за продвижение товара;

· сезонные скидки;

· скидки за оперативность платежа и др.

· единиц товара, комплектацию традиционного товара другим товаром, сопутствующим ему в потреблении и др.

Б) Изменение цен в соответствии с психологией восприятия цены покупателем

· Символическое снижение круглой цены на одну единицу (например, уменьшение 1000 до 999-99 или увеличение до 1002-74)

· Рекомендуется использовать в обозначении цен цифру 7 и не использовать цифру 5.

· Расположение числовых значений в порядке убывания цифр (например, обозначение 821).

·

В) Изменение цен с учетом особенностей товарного ассортимента

Наши рекомендации