Уже в древние времена мы видим 3 сферы применения агитпропа: государственный официоз, общественно-политическая деятельность и коммерческая впариловка.

По первому пункту имею сказать следующее.

Примеров официоза – тьма. Правда, они больше относятся к пиару, нежели к рекламе.

Ведь главной целью государственной агитационно-пропагандистской машины являлась лояльность масс к правящему режиму.

А это уже сложное программирование, а не язык простых команд.

Хоть эта Священная Пятая Книга Библии G-модератора и посвящена рекламе, коснусь, однако, в ней пиара (поскольку шестая книга, посвященная пиару, начинается лишь с появления аббревиатуры PR, то нужно упомянуть про него пораньше).

Под видом передачи исторических сцен на стенах дворцов и храмов пиарились цари и их креатура, рисуемые (или изображаемые в скульптуре) героями и богами.

Такую же функцию государственной агитации и пропаганды выполняли глашатае, которые выступали в людных местах с извещением широких масс о происходящих событиях и принятых законах. Естественно, данные извещения имели нужный властям колер.

По второму пункту.

Настоящая агитация (реклама) шла тогда, когда в обществе появлялось несколько претендующих на власть шаек.

Каждая вбрасывала в мозги пиплов простые команды. Например: "Мочи слуг султана!", "Мсти убийцам Цезаря!", "Поддержи правильную братву Спартака!" и пр.

Третий пункт - коммерческая реклама.

Самая-самая древняя - либо выкрики самих торговцев, либо ор нанятых ими за пару гнилых бананов зазывал.

Чуть позже появился такой рекламный атрибут как логотип (в основе - греч. "logos" (слово) и "typos" (отпечаток), англ. вариант - "а logotype") – изображенный знак, отражающий брэнд, лейбл или имидж владельца знака.

На логотип его владелец (особенно если он – государство, а логотипы – государственный герб и флаг) имеет полную монополию, если, конечно, произвел правильно оформленную регистрацию.

Фирменный клич, речевка или гимн к логотипу не относятся. Они вообще непонятно к чему относятся.

Уже в Древней Греции мы видим широкое распространение логотипами. Ими метили уже не только скотину, и рабов, и амфоры и всякие там художественные ценности.

И наконец - реклама в форме письменного текста и текста, совмещенного с графикой.

Пример - древнеримский город Помпеи.

Там археологи раскопали в вулканическом мусоре более полутора тысяч таких надписей. Я бы даже отважился назвал их "граффити" (от итал. "graffito" (нацарапанный, начерченный); кстати, термин "граффити" не имеет единственного числа).

Граффити - это надписи и рисунки бытового характера углем, мелом или краской прямо на стене, заборе, стенах зданий.

Нет, друзья мои, в Древнем Риме это были вовсе не нынешние ультрамодные хулиганские размалевки всяких сопляков, не знающих, куда деть свои бестолковые ручонки, а солидные объявления, имеющие подтекстуальную команду: "Иди-ка ты по такому-то адресу скорее!"

Например: "На доходы Фаустина баня моет городским обычаем и предлагает все услуги". Или: "Вилла - клевая и крепко выстроенная. Желающим обращаться по адресу…" (а рядом - рисунок рекламируемого жилья).

Зачастую римские рекламщики докатывались в своих изысканиях на ниве наглядной агитации до пошлых вещей, малюя граффити там, где даже навозная муха не рискнула бы сесть и почесать лапками свое толстенькое брюшко.

Чтобы угомонить таких беспредельщиков, городские власти рисовали антиграффити. Например: "Запрещается черкать тут! Горе тому, чье имя здесь напишут! Пусть он на всю жизнь останется жалким неудачником! "

На развалинах Античности водрузило своих золотых львов и серебряных единорогов набитое вшами, кариесом и сонетами Средневековье.

Это была эпоха голимого статусного формализма, где одни дауны мелочно фиксировали в законах как положено в соответствии с сословным, половым и возрастным положением говорить, одеваться, кланяться и даже смеяться, а другие дауны - все это скрупулезно соблюдали.

Эта порождение патологической сословной давиловки сложилось к X веку в знаковую систему имиджевого фамильного пиара – геральдику.

Сначала ею парились европейские феодалы желая, чтобы обращали внимание не на их помятые и небритые физиономии, а на красиво вышитый на камзоле родовой герб.

Феодальные брэнды, выраженные в логотипах (гербах), нагло заявляли о качестве продукции шараги… Тьфу, причем тут продукция!? При чем тут шарага!? Совсем заговорился. Я имею в виду качество (в смысле - героическую историю, древность рода и все такое) дворянской фамилии.

Потом своими брэндами и лейблами занялись все, кому не лень.

На стенах городских строений, у входа в мастерскую и на вывесках скромных бюргерских заведений появились изображения, более затейливые, нежели простое клеймо изготовителя на произведенном им для известных нужд ночном горшке, а именно - торговая и цеховая геральдика.

В общем, вслед за горделиво пыжившимися, словно стая объевшихся помоями павианов, баронами и князьями стали использовать подобия гербов всякие там печники, каменщики, бондари, оружейники, гончары, кожевники и прочие ювелиры.

Всем понятно, что логотип относится к пиару в мильон раз больше, нежели к рекламе.

Но стало традицией относить операции с логотипами к рекламной деятельности.

Пусть так. На фига нам, друзья мои, затевать кипиш на этот счет?

Если уж рассуждать о логотипах, то понятно, что в насквозь формализированную эпоху Средневековья (да и Возрождение с Реформацией тоже были не ахти какими свободными в отношении внешнего проявления социальных статусов временами) находилось немало придурков, диктовавших другим дурикам как и что показывать в логотипе.

Впрочем, иногда это шло на пользу делу, давя декадентство и излишний пофигизм.

Так, в трактате итальянского правоведа Бартоло де Сассоферрато "О знаках и гербах", приводятся принципы и правила использования изображений.

Допустим, в торговых гербах конь должен был рисоваться не с опущенным книзу длинным членом (как положено по нашей нынешней моде), а с поднятыми вверх передними копытами (как положено по канонам красоты).

Да, друзья мои, нелегкая доля рекламщика в те времена" тоже была увешана тяжелыми веригами всяческих уставов и положений, где регламентировалось - что и как надо рисовать, печатать и говорить.

И остается только в знак сочувствия и уважения снять запорошенную перхотью шляпу перед этими героями агитпрома.

Кстати, насчет "говорить".

Первыми говорунами-рекламщиками в те темные и жестокие времена были пахавшие на всяких там королей, герцогов и князей глашатаи-герольды, а также - городские глашатаи, оповещавшие о текущих административных распоряжениях.

На купчишек и торговцев пахала мелюзга – зазывалы.

Времена потихонечку менялись.

Поначалу некоторые глашатаи были уполномочены властями собирать у населения заявки на куплю-продажу необходимых предметов и оповещать об этом жаждущие товаров массы.

А потом появились глашатаи, коим разрешалось подхалтуривать в различных купеческих гильдиях.

Естественно, подогрев от торгашей шел нехилый, и скоро на них стали работать лучшие кадры говорунов.

Постепенно становилось ясно даже самому тупому реклащику того времени, что реклама – это не просто болтовня о прелестях товаров или услуг, а управление поведением простодушных пиплов. В общем – великое искусство.

А раз искусство, то ему надобно учиться. А учиться можно было только на зафиксированных в текстах образцах, поскольку ни магнитофонов, ни сидюшников тогда еще не напридумывали.

И такая фиксация произошла.

Первый рекламный сборник, пацаны, вышел в свет в XIII веке и назывался "Крики Парижа". Его составитель - Гильом де Вильнев. Реклама в форме публичного выступления запечатлена была также в книге "Крики Лондона", изданной гораздо позже (аж в 1608 году).

Некоторые так называемые "специалисты по истории рекламы" делают из этого малозначительного факта далеко идущий вывод: дескать, именно французы стоят у истоков современной рекламы.

Я с этим, пацаны, не согласен и грешу на римлян. А то и на древних греков. Да и египтян на этот счет не худо бы пощупать за вымя…

Вернемся, однако, от пустопорожней хвалильни-говорильни к прекрасно-красивому изобразительному искусству.

Мастерские художников также обзаводились собственными логотипами, которые именовались "сигнатуры".

Что интересно, сигнатура отражала лишь брэнд мастерской в целом.

А лейблом авторской линейки картин была монограмма (или просто подпись) самому художника.

На службу рекламе в Западной Европе было поставлено и искусство гравюры.

Первоначально это был рисунок, вырезанный на деревянной или каменной плоскости, с которой затем отпечатывались до сотни экземпляров на отдельных листах. Сравнительно широкому распространению гравюр способствовало начавшееся производство бумаги.

Как только начали вносить текст в гравюру, картинка тут же ушла на второй план.

Оставался лишь один шаг до глобального информационного переворота – использования множительной техники (типа, типографского станка), поскольку убойная форма для копирования уже появилась.

Это был летучий листок – прямой предшественник листовок (прокламаций), используемых как в религиозных и общественно-политических, так и в чисто коммерческих целях (кое-где летучие листки вставляли в расщепленные концы шестов, то были почтенные предки современных транспарантов)…

О чем-то я только что хотел сказать, да забыл. О чем же я хотел сказать-то?

М-м-м…

А-а! Вспомнил!

Я хотел упомянуть о такой рекламной фишке, как банальная афишка.

Она в те времена отличалась от купли-продажных объявлений и всяких там летучих листков (прообразов настенного плаката) не столько по форме, сколько по содержанию и распространению.

Афиши рисовались от руки, извещали о месте, участниках и времени очередного шоу и развешивались на почтах, в разных забегаловках и ночлежках.

Гм, да вовсе и не о ночлежках я хотел сказать… И не об афишках… Черт, не могу вспомнить…

Об этом я уже, пацаны, говорил…

И об этом тоже…

О! Вспомнил!!! Я хотел сказать о самом интересном на свете – о сплетнях и слухах.

Все возрастающая общественная жажда постоянной информации о происходящем породила профессиональных составителей и распространителей слухов и сплетен.

В Англии они именовались "newsmen", во Франции - "нувелисты", в Италии – "новелланти".

(На Руси профессиональных сплетников не было. Разносчикам слухов власти безжалостно резали языки и рубили головы. Так что, у нас всегда был серьезный недобор отечественных нувеллистов.)

На этой человеко-производственной базе позже формируются корпоративные информационно-пропагандистские конторы – предтечи PR-департаментов и рекламных агентств.

Манипуляция новостями удачно использовалась в торговле, биржевых спекуляциях и производстве товаров и услуг.

О политике, пацаны, уж и не говорю.

Подавая международные новости под нужным идеологическим соусом, европейская буржуазия медленно, но верно воспитывала обывателя в духе националистического демократизма и шкурного либерализма.

Информационно-пропагандистские и рекламные конторы обосновывались в наиболее крупных торговых городах.

Самый яркий представитель таких буржуев-манипуляторов - фирма немецких торгашей Фуггеров, имеющая резидентуры по всей Европе и охмурявшая в те веселенькие времена миллионы пиплов…

Идем дальше.

А дальше у нас – еще один фриц. Иоганн Гуттенберг.

Немецкие хронисты утверждают, что это был предок бен Ладена (ибо полное имя Гуттенберга в оригинале - Johann Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg - я не вру) и родился он в Майнце в 1394-м году..

Кащенские мудрецы уверяют, что это был клон русского крепостного плотника Никанора Бздухи из вологодского села Лихие Растопырки, выращенный инопланетянами в пробирке 1786-м году и заброшенный в Майнц 1394-го силой изготовленной дворовым кузнецом Микитой металлической "хреновины, время прорубающей аки ножик сметану".

Может, и был старина Иоганн клоном русского плотника.

Но не это главное.

Главное состоит в том, что Гуттенберга считают изобретателем книгопечатания.

Все считают. Все, кроме меня.

Я же думаю, что не худо бы спросить насчет всего этого голландского изобретателя Лауренса Костера (1405-1484), когда он встанет из могилы в день Страшного суда.

Но, как бы там ни было на самом деле, но эра печатного слова у большинства пиплов прочно связана в мозгах с изобретением типографского станка клоном-трудягой Гуттенбергом.

Теперь агитационную и пропагандистскую прессу можно было печатать миллионами экземпляров.

Десятки миллионов сапиенсов получили возможность прозомбировать свои крошечные разумы изрядной дозой всякой идеологической, мистической и прочей рекламно-пиарской дрянью.

И вот, пацаны, со второй половины XV века официальные, полуподпольные и совсем уж нелегальные типографии начали заполонять Европу.

А в расклеиваемых на городских стенах агитматериалах медленно, но верно росла доля печатной продукции.

Тогда же в рекламных печатных объявлениях стали объединять графическое изображение и текст. Тут вперед вырвались англичане.

Поначалу в ихних газетенках в объявлениях первая строка всего лишь набиралась заглавными буквами.

А до выделения заголовка аршинными красными буквами и отделения его от общего текста было еще далеко.

Заголовки появились только в середине XVII века.

Тогда в Англии активно продвигались новые для европейцев колониальные товары – опиум, рабы, копченые крокодилы.

И поднятая вокруг них рекламная шумиха потребовала новых изобразительных средств.

А через два столетия (в XVIII веке) наработки англичан стырили америкосы, превратив данную технику в прибыльнейший бизнес.

Кое-что свое, впрочем, штатовцы внесли в рекламное дело.

В пятидесятые годы XIX века, парясь из-за ограничений на покупку рекламной площади (солидные газеты продавали в одни руки очень маленький объем: всем по паре строк в стандартной колонке) рекламщики-америкосы стали использовать рубрикаторы, чтобы выделить тему и зафиксировать на ней внимание заинтересованных сторон.

Рубрикатор породил весьма интересную вербальную форму рекламы - слоган.

Причем, что интересно, штатовские специалисты не только превратили заголовок в слоган, но и перекинули эту рекламную форму с газетных полос на транспаранты и плакаты.

СЛОГАН (от "a slogan" - лозунг) – это афористичный агитационный лозунг, выражающий самую суть предложения.

Именно – лозунг, а не призыв и не девиз.

Не призыв "В Бобруйск, животное!"

А слоган: "Паленая водка – дешево и сердито!", "Кандидат Пупкин - все сыты и довольны!" или "Секта "Святой Зомбик" - стопроцентное воскрешение из мертвых!"

Понятно, пацаны?

Понятно.

Вопросы есть?

Вопросов нет.

Едем, пацаны, дальше.

В общем, слоганы пошли на еврообывателя лавиной.

Объявлялись они и наших пенатах.

Сам термин "слоган" появился в нашей стране только в мутно-смутные перестроечные годы. Но нечто подобное у нас существовало давно.

В России, пацаны, слоган зачастую рифмовался: "У нас "Баварское" со льдом – с немцев денег не берем! " или "Вот, блин, квас – под водку в самый раз!"

В московских (чуть было не сказал "столичных", да вспомнил, что в дореволюционно-императорские времена столицей был Питер; жаль, что блядины-большевики это дело поломали; как бы классно нынче жилось бы Москве без всех этих пидоров с мигалками) Верхних торговых рядах было расположено множество лавчонок.

Перед входом в них топтались на морозе подвыпившие краснощекие молодцы-приказчики и наперебой зазывали покупателей, вопя им в замерзшие уши всякое-разное.

Например: "Платья венчальные! Для вдов - трауры печальные! А для утехи любовной - не вредные: кринолины проволочные медные! "

В конце XIX века (почти в то же время, что и в Штатах) появляются слоганоподобные фразы и в русской прессе. Они либо выполняют роль рубрикатора, либо вынесены в подзаголовок (тогда объявление начинается с набранного большими буквами названия фирмы).

Примеры: "Знаменитое белье "Мей и Эдлих". Самое эластичное, дешевое и практичное"; "Требуйте на каждой банке "Антипаразита" красную надпись Л. Столкинда").

После лихого ленинско-троцкистского переворота (1917), покончившего с соплежуйством болтливой буржуйской демократии, коммерческая реклама на Руси сгинула.

Но слоганы нашли себя в политике, воодушевляя большевистское пушечное мясо бить "белогвардейскую гидру" и "империалистическую контру".

Потом – короткая, но ослепительная пора ильф-петровского НЭПа.

Затем… Затем уже черт знает что.

Вспоминайте, пацаны, сами плакаты совковских времен.

Для моего чувствительного сердца такие воспоминания слишком болезненны.

Как это так - "не помните"!?

Кто ж из вас, лысоватые мои пацаны, не помнит слоганов из нашего светлого советского прошлого?

Кто не помнит знаменитого, бьющего наповал: "Аэрофлот" - типа, скорость и, типа, комфорт! ", - а?

Вообще же, я б хотел написать историю рекламы, скажем, страниц на тыщу. Тут есть, о чем рассказать.

Да вот только кто из вас эту толстенно-могучую талмудятину осилит?

Чего-чего?!

Ой, только не надо тут выстилаться дешевыми понтами, братаны.

Я б и сам вряд ли смог бы до конца дочитать такую талмудятину.

Так что, не будем. Не б-у-д-е-м! Не надо нам волюнтаристского шапкозакидательства и мелочного бахвальства.

Нам нужны блаженно-простые, не претендующие на величие и небожительство святые скромники. Такие, например, как я сам.

Глава 2. Доверяй, да проверяй!

В предыдущих частях моего опуса я больше упирал на индивидуальные способности пипла, охмуряющего массы, на его голос, энергию и ум.

А теперь, пацаны, пойдет чисто конкретный разговор о той массе чисто технических средств и приемов, которые могут сделать удачным любой промоушн (ну и рекламу, блин, тоже), даже ежели за него берется косноязычный недоумок, коими кишмя-кишат халявные каналы российских телеэкранов.

Но сперва надо научиться видеть невидимое и понимать неявное.

Нет, я вовсе не о мескалине. Я о том, что сначала нам нужно овладеть хотя бы каким-нибудь методом определения реальной ситуации.

Идет ли, скажем, рекламная компания в нужном направлении или отдачи от нее никакой. Или – затеяли ли враги-конкуренты широкомасштабную игру по захвату нашего сегмента рынка либо просто так резвятся.

Такие штуки, как, к примеру, ритейл-аудит (о нем - в части, посвященной промоушну) весьма локальны и, вырванные из общей картины происходящего, зачастую врут.

Связь запоминания рекламной информации и потребления рекламируемого продукта – штука неоднозначная.

Клиент, он же… гм… он же страшно продувная бестия.

Иначе этого вечно норовящего переметнуться к конкурентам пипла и назвать нельзя.

Он постоянно пытается увильнуть от программирования и надуть дератора.

Как проверить, действительно ли клиент выполняет вложенную рекламой программу или, хитрит, ведет собственную игру, притворяясь послушным исполнителем приказа?

Можно накачать клиента сывороткой правды, можно потащить на полиграф, можно пытать, просверливая электродрелью коленные чашечки, а можно применить кое-какую шнягу, которая по косвенным данным даст нам прямой ответ.

Можно заняться дешевкой, паскудно именуемой hall-test.

Она, пацаны, проста до безобразия.

Берете сотню местных бездельников, загоняете их в арендованный сарай, где понабросано немерено образцов разной рекламы (и фоток, и моделей, и журнальчиков разных интересненьких), и заставляете там попробовать рекламную продукцию на себе, а потом заполнить анкету по интересующим вас вопросом.

Суммарный результат этой шняги даст вам без всякого анализа нужное понятие про то, как какое фуфло надо рекламировать, а какое уже ничем не спасешь и его следует выбросить на свалку.

Таких тестов 4 вида, но один из них (оценочный) - полное говно, поэтому приведу лишь 3:

1) слепой (лейбл продукта и брэнд его производителя стерты);

2) зрячий (они видны);

3) сравнительное (сравнение реклам однородной продукции).

Но это все мелочевка, пацаны. Не впечатляет она. Нам нужна офигительная шняга.

И такая шняга имеется у пашущих на рекламщиков (да и не только на них, но и на самих маркетчиков порой) аналитиков.

Сию залихватскую и по самый останкинский шпиль наиполезнейшую шнягу нынче в России кличут контент-анализом.

Раньше в СССР это звалось кэгэбэшным ситуационным анализом. И активно применялось при тактическом прогнозировании внешнеполитического расклада.

Говорят, среди комитетчиков был дядя, рассчитавший день и час начала ирано-иракской войны за год до ее начала. Этот дядя даже получил от Брежнева госпремию, которой обычно прогнозистов никогда не баловали и баловать больше не будут.

Подобного рода контекстуально-подтекстуальные прореживание текстур пришло в политику и бизнес из внешней разведки.

Когда у резидента нет на содержании достаточного количества нелегалов и агентов, завербованных в богатых секретными сведениями конторах, то он садится за всякие там журнальчики и, листая их эротические глянцевые странички, строчит свои возбужденные мысли в донесении на родину.

Точность контент-анализа, употребляемого для оценки степени зомбированности клиента, не велика. Но зато он позволяет хоть что-то спрогнозировать в насмерть запутанных ситуациях.

Контент-анализ(иногда его обзывают "концептуальным анализом"; по мне – так хоть саперной лопаткой его назови, лишь бы польза от него простому народу светила) в России – это совокупность множества методов поиска истины в информационно-дезинформационном поле Земли.

И не пытайтесь понять эту странную совокупность, исследуя значения таких слов, как "а contents", "а context" или "a content" и всего, что с этим связано. Ничего не поймете.

Но не стоит отчаиваться и подаваться в тунгусские шаманы из-за такого облома.

Я все-таки дам всем страждущим более-менее вразумительную формулировку.

Берите, пацаны, и владейте!

Наши рекомендации