Факторы развития товарного ассортимента
· Целесообразность использования свободных мощностей
· Желания посредников закупать товары широкого ассортимента
· Целесообразность использования побочных продуктов производства
Задача руководства в том, чтобы учитывая эти факторы обеспечить соответствие ассортимента запросам потребителей. Это достигается благодаря управлению ассортиментом.
Управлять товарным ассортиментом значит постоянно предлагать рынку такой ассортимент товаров, который удовлетворяет покупателей с точки зрения следующего:
Широты – развивать ассортимент за счет изготовления товаров новых ассортиментных групп.
Глубины – можно увеличивать количество ассортиментных позиций в одних ассортиментных группах и уменьшать в других.
Насыщенности – можно развивать ассортимент за счет увеличения общего числа ассортиментных позиций.
Гармоничности – фирма может добиваться большей или меньшей гармоничности между товарами различных ассортиментных групп.
При принятии решения об управлении товарным ассортиментом нужно определять, насколько выпускаемая продукция соответствует запросам потребителей, и на основе этого принять решение:
· О снятии с производства устаревших товаров
· О модификации изготовляемых товаров
· О разработке новых товаров
2. Для описания жизненного цикла товара используется графическое изображение зависимости величины продаж от времени нахождения товара на рынке. Эта зависимость неодинакова для отдельных интервалов времени. Обычно рассматриваются следующие этапы:
1.Этап разработки товара: На данном этапе происходят проектные разработки, определение плана выпуска продукции и вывода ее на рынок. На данном этапе фирма работает себе в убыток.
2.Этап выхода на рынок. На данном этапе фирма организует производство товара в ограниченном количестве ассортиментных позиций, покупатели не достаточно ознакомлены с этим товаром и следовательно фирма придает большое значение политике продвижения товара на рынок, уделят особое внимание покупателям, которые готовы купить товар.
Стадии адаптации товара на рынке:
· Осознание
· Интерес
· Оценка
· Опробование
· Признание.
Повышая количество товаров на рынке, расширяя число ассортиментных позиций, совершенствуя систему распределения фирма обеспечивает рост продаж.
Важное значение имеет переход к этапу роста. Чтобы ускорить переход фирма может улучшить качество товара, увеличить затраты на продвижение товара, снизить цену, увеличить затраты на распределение.
3.Этап роста. Если товар удовлетворяет запросы потребителей, то постепенно получает признание. Многие покупатели совершают повторные покупки, благодаря рекламе присоединяются дополнительные покупатели. К этому времени увеличивается число конкурентов, производитель по прежнему должен тратить значительные средства на продвижение товаров и снижать цены (или держать на прежнем уровне не поднимая).
Решения позволяющие продлить этап роста:
· Выйти на новый сегмент рынка;
· Повысить качество товаров;
· Увеличить количество ассортиментных позиций;
· Снизить цену;
· Обеспечить более высокий уровень продвижения товаров;
· Усовершенствовать систему распределения
Фирма должна решить, что важнее на этом этапе: получить высокую прибыль или завоевать высокие позиции на рынке.
Этап зрелости.
Объем продаж некоторое время незначительно увеличивается, затем стабилизируется и несколько уменьшается. Выделяют 3 стадии:
· Растущая зрелость
· Стабильная зрелость
· Снижающаяся зрелость
Это самый продолжительный этап. Спрос становится массовым. Покупатели повторно и многократно покупают. В это время появляются новые разработки товаров у конкурентов. Спрос на наш товар снижается, фирма ищет ищет пути сохранения товара на рынке. Она может:
1.Произвести модификацию рынка через выход на новые рынки и сегменты и способ использования товаров, перепозиционирование товаров на рынке.
2.Произвести модификацию товаров- улучшить качество, увеличить количество.
3.Модифицирование комплекса маркетинга.
Комплекс маркетинга – совокупность практических мер, воздействующих на рынок или приспособление деятельности компании к ситуации на рынке, а также своевременное гибкое реагирование на ее изменения.
Составляющими комплекса маркетинга являются:
1. Товарная политика
2. Коммуникационная политика (продвижение товара на рынок)
3. Ценовая политика
4. Стимулирование сбыта
5. Кадры.
Модификация комплекса маркетинга может происходить за счет совершенствования основных его элементов.
Этап спада.
Данный этап характеризуется сокращением объема продаж и прибыли. Основные решения на данном этапе:
· Постепенное уменьшение производства при сохранении затрат на маркетинг;
· Сокращение производства при существенном уменьшении затрат на маркетинг;
· Сокращение производства и распродажа запасов по низким ценам.
На данном этапе фирма может попытаться:
1. Модернизировать товар и попытаться добиться роста продаж.
2. Выжать последнюю прибыль из оставшихся товаров
3. Прекратить продажу данного товара.