Высокие технологии, тесный личный контакт
Когда эта книга выходит из печати, Amway только разворачивает работу своего сайта Quixtar.com. Чета Шоу с надеждой рассматривает перспективы открытия новых рынков в киберпространстве. Однако они не рассчитывают сидеть и ждать, пока Интернет сделает за них всю работу. «Это не будет панацеей, — говорит Дорис. — Недостаточно будет просто сказать клиенту: «Мы с вами в Интернете, вот мой идентификационный номер, воспользуйтесь им». Такой подход не принесет того результата, к которому мы стремимся».
Дружелюбное лицо Джо по-прежнему с успехом поддерживает потребительскую активность на его бизнес-маршруте, и супруги Шоу планируют дополнить высокотехнологичный прорыв со стороны Quixtar.com живым теплом «старомодного» личного контакта. «Интернет способен дезориентировать и сбить с толку, — говорит Дорис. — Я постараюсь сделать все возможное, чтобы упростить людям пользование им. Я буду разговаривать с ними, выяснять их потребности, демонстрировать, как найти на Quixtar.com то, что им нужно. Я пройдусь с ними по всем функциям сайта, чтобы они чувствовали себя в общении с ним по-настоящему комфортно».
СОМНИТЕЛЬНЫЕ РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ
Шоу начали работать с Amway в 1995 году. Их успех был стремителен. Уже через два года они приобрели статус «бриллиантов», достигнув высшего уровня установленных в Amway ставок комиссионных. К концу третьего года работы в бизнесе Шоу обеспечивали себе совокупный доход, в три раза превышавший то, что они имели до того. «Наша жизнь в итоге сильно изменилась, — говорит Дорис. — Схема пенсионных выплат не позволяла нам много путешествовать. Теперь же мы ездим повсюду. Уже побывали на Гавайях, Пуэрто-Рико, островах Сент-Томас и Аруба».
Дорис с готовностью делится секретами своего успеха. «Я хочу убедить людей, что достичь того, чего достигли мы, вполне возможно, для этого не требуется чего-то сверхъестественного. Другие вполне могут так же преуспеть в МЛМ-бизнесе, если приложат к этому те же усилия, что и мы». Два пожилых жителя городка Эдмор, штат Мичиган, не выглядят как типичные ролевые модели предприимчивости XXI века. Но именно подобные им люди, не скупящиеся на тепло человеческого общения, обеспечивают успех интерактивной экономики.
ЧАСТЬ IX
ПРОСЕИВАЙТЕ И ОТСОРТИРОВЫВАЙТЕ
ГЛАВА 32
ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ
ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ
Карла Маннес чувствовала радостное возбуждение. Наконец-то ей попалась по-настоящему крупная рыба, суперпродавец, заработавший в качестве фондового брокера более 150 тысяч долларов за год. Лишившись своего рабочего места, человек перебивался теперь продажей пропана для одной из газовых компаний и ненавидел эту работу, так как торговать пропаном было тяжело, а постоянные разъезды часто и надолго отрывали его от семьи. Бывший брокер был молод, энергичен и готов к любым переменам в лучшую сторону. Когда Карла рассказала ему о бизнесе компании Shaklee, он немедленно согласился на встречу, в ходе которой им предстояло продолжить разговор.
К сожалению, разочарование поджидало Карлу уже при первой их встрече. Как всегда, она начала с вопроса о целях, которые ставит перед собой потенциальный рекрут. «Через пару лет я хочу начать зарабатывать 100 тысяч в год», — был его ответ. Тогда Карла стала объяснять собеседнику, что конкретно ему потребуется сделать, чтобы достичь этой цели с учетом предлагаемого Shaklee плана компенсаций. Она сказала, что ему понадобится рекрутировать и подготовить по крайней мере десяток бизнесменов, каждому из которых придется дорасти до уровня координатора, и это означает, что у каждого будет трех-четырехуровневая организация и порядка 60 тысяч долларов дохода. Пока Карла говорила, чувствовалось, что мужчину что-то беспокоит. «Это означает, что придется как следует впрягаться и работать, — наконец вставил он с убитым видом. — Я-то думал, что в сетевом маркетинге достаточно будет найти одного-двух хороших парней, которые и займутся строительством моей организации».
ТРЕВОЖНЫЙ СИГНАЛ
Карла достаточно долго проработала в бизнесе, чтобы понять, что подобные заявления не предвещают ничего хорошего. Слова мужчины для нее были равнозначны сигналу тревоги. Несмотря на все его внешние достоинства, рекрут из него был сомнительного свойства. Он воспринимал сетевой маркетинг как хитроумную аферу, а не как бизнес. Работать в его планы не входило. Карла еще более укрепилась в своих подозрениях после того, как попросила мужчину составить теплый список его личных и профессиональных контактов. «У меня готов список из сотни знакомых мне людей», — с гордостью заявил ее собеседник. Когда же она решила поймать его на слове и спросила, к кому из этих своих потенциальных клиентов он обратится в первую очередь, мужчина замялся. Наконец он пояснил, что никто из его знакомых не годится для сетевого маркетинга. На самом же деле его явно пугала перспектива сознаться перед кем-либо из прежних своих знакомых по бизнесу, что он «связался» с сетевым маркетингом.
«Не думаю, что это для вас, — наконец сказала ему Карла. — Боюсь, что очень скоро вы поймете, что это не то дело, которым вы действительно хотели бы заниматься. Могу утверждать это с достаточной долей уверенности, потому что не чувствую вашего желания заниматься им всерьез». На этом собеседование завершилось. Карла убила на несостоявшегося рекрута больше часа своего времени, но это было ничто по сравнению с той головной болью, которую она нажила бы, продолжи общение с этим человеком и сделай его членом своего даунлайна. Карла по опыту знала, что подобные люди большую часть времени стонут, а не работают. Самое лучшее, что можно сделать в таком случае, — это дисквалифицировать немедленно. Быстро выявив проблему, Карла избавила себя от последующих издержек и смогла быстро переключить внимание на более перспективных кандидатов.
ПРОСЕИВАНИЕ И СОРТИРОВКА
Состоявшийся сетевик — мастер «просеивания и сортировки», то есть отделения хороших кандидатов от плохих, и чемпион по минимизации пустой траты времени при общении с последними. Умение Карлы делать верные заключения при «просеивании» потенциальных рекрутов оттачивалось годами накапливания уникального практического опыта. К тому же она с детства вращалась в мире сетевого маркетинга. Ее родители были известными в Shaklee людьми. Сегодня Карла продолжает их бизнес, но прежде ей пришлось в течение многих лет доказывать свою собственную состоятельность в сфере корпоративных продаж.
«Я выросла в сетевом маркетинге, — рассказывает она. — Но никогда прежде не сознавала того воздействия, которое он оказывает на жизнь людей. Только после того, как я стала действовать в бизнесе самостоятельно, я поняла, что значит для меня Shaklee». Сегодня она ищет людей, которые усвоили те же уроки, что и она сама. Для нее лучшие потенциальные рекруты — те, кто сыт по горло крысиными бегами по иерархической лестнице корпоративных бюрократий, кто всеми силами пытается от этого уйти, кто ценит стабильность, которую обеспечивает сотрудничество с одной из старейших, доказавших свою жизнеспособность МЛМ-компаний.
СЕТЕВАЯ ЖИЗНЬ
Shaklee Corporation со штаб-квартирой в Сан-Франциско является одной из немногих компаний сетевого маркетинга, чья история насчитывает более четырех десятков лет. Компания была основана в 1956 году доктором Форрестом Шакли, ранним апологетом натуральных методов поддержания здоровья. В 70-е годы продажи Shaklee выросли с 20 до 320 миллионов долларов. В 1973 году компания была акционирована, в 1977 году ее акции начали котироваться на Нью-Йоркской фондовой бирже, а в 1989 году Shaklee приобрел японский фармацевтический гигант Yamanouchi Pharmaceutical Company. Сегодня Shaklee предлагает потребителям более двухсот наименований пищевых, косметических и бытовых препаратов, изготовленных с использованием натуральных компонентов. В 1998 году объем продаж компании превысил сумму в 750 миллионов долларов:
Родители Карлы пришли в компанию в начале 60-х и росли вместе с ней. В итоге они стали мультимиллионерами, легендой в мире многоуровневого маркетинга. Их репутация открыла впоследствии многие двери перед самой Карлой. После окончания колледжа она стала работать агентом по рекламе в одной МЛМ-фирме из Солт-Лейк-Сити. «Для меня было удивительным, что люди там слышали о моих родителях, — рассказывает она. — Я обнаружила, что сама пользуюсь авторитетом и люди со вниманием относятся к моим высказываниям просто потому, что я дочь своих родителей. Я сразу была допущена в круг профессионалов, где все меня уже знали».
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ
После того как эта первая в ее жизни компания ушла из бизнеса, Карла работала в целом ряде других фирм того же профиля в качестве наемного специалиста. Однако ее интересы и планы простирались далеко за пределы сетевого маркетинга. Карла намеревалась достичь определенных высот в корпоративном мире. «Я хотела существовать независимо от имиджа моих родителей и не хотела чувствовать себя привязанной к сетевому маркетингу, — вспоминает она. — Меня вдохновляла перспектива сделать настоящую карьеру в мире корпоративной Америки. Я хотела доказать свою способность иметь шестизначный доход, занимать престижную должность. Что касается сетевого маркетинга, то в восприятии большинства людей он ассоциируется с распространением мыла и пилюль. Он лишен той высокой репутации, какой облечена принадлежность человека к крупной корпорации традиционного типа».
Карла своего добилась. В течение шести лет она работала в качестве специалиста по финансовому планированию, консультанта по инвестициям и брокера по торговле ценными бумагами в таких известных компаниях, как American Express и Merrill Lynch. Карла обнаружила, что в определенном смысле фирмы-провайдеры финансовых услуг схожи с МЛМ-компаниями. «У них немало общего, — говорит она. — С расширением клиентской базы растут ваши личные активы, и соответственно вы начинаете больше получать. Бизнес разрастается благодаря наводкам. Нынешние ваши клиенты выводят вас на ваших будущих клиентов». Однако есть и различия. Карле доставляло большое удовольствие ощущать в отношении к себе восхищение людей, когда они слышали имена первоклассных компаний, на которые она работала. «Я наконец ощутила на своем плече одобрительное похлопывание, которого мне не хватало», — признается Карла.
ТРУТЕНЬ КОРПОРАЦИИ
Между тем воплощенная Карлой в реальность американская мечта вскоре обернулась для нее кошмаром. Прозрение, наступившее при работе на последнюю компанию, больно ее ранило. «Я имела тот доход, о котором мечтала, но мне все никак не удавалось воспользоваться его преимуществами, — вспоминает Карла. — Работа в компании отнимала у меня все время и силы. Я делала по 250 холодных звонков в неделю». Компания не только забирала себе львиную долю дохода от продаж Карлы, но и сам присваиваемый корпорацией процент рос пропорционально росту поступлений. «Чем больше я работала, тем больше они забирали, — говорит Карла. К тому же по условиям контракта в случае ухода она должна была оставить компании всю наработанную клиентуру. — Я начала понимать, что это ненормально, когда ты столько работаешь и все впустую, когда в итоге не приобретаешь, ничего такого, что можешь назвать действительно своим».
Вся порочность сложившейся ситуации стала для нее очевидной в тот день, когда Карле позвонил один ее коллега по компании. Он сообщил, что их общий приятель, брокер, проработавший в фирме более тридцати лет, только что был уволен. Компания попыталась отобрать у него часть клиентов и передать их более молодым брокерам-новичкам. Когда мужчина отказался, его уволили. Вместе с сыном ему удалось сформировать клиентскую базу стоимостью 400 миллионов долларов. «Когда он шагнул за порог компании, — говорит Карла, — то остался ни с чем. Я не верила своим ушам. Мне это казалось чудовищным». Карла поняла, что то, что случилось с этим человеком, может произойти и с ней самой. Она решила, что не станет сидеть и ждать, когда безжалостный топор обрушится и на ее голову.
ГЛАВА 33 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОТБОР
Год 1997-й был самым тяжелым в жизни Карлы. У отца случился сердечный приступ, и ему пришлось практически свернуть свой совместный с Shaklee бизнес. Вскоре после пятнадцати лет брака Карла развелась с мужем. Жизнь матери-одиночки с четырьмя детьми на руках и работой полный рабочий день легкой не назовешь. «Я чувствовала себя совершенно несчастной, — вспоминает Карла. — У меня не было никакого желания ходить на работу ради 70—90 тысяч долларов в год и при этом совсем не видеть своих детей».
Впрочем, решение проблемы было совсем рядом. У ее отца уже не было сил на то, чтобы управлять собственной организацией, обеспечивавшей тридцатимиллионный объем годовых продаж. После сердечного приступа он предложил Карле взять на себя роль управляющего за небольшую менеджерскую зарплату. По его словам, Карла могла воспользоваться этой возможностью, чтобы начать выстраивать свой даунлайн в Shaklee и формировать собственный остаточный доход. Долго уговаривать Карлу не пришлось. Судьба ее брака была предрешена, в своей нынешней работе она глубоко разочаровалась. Дни, когда самоуверенная молодая девушка могла скептически взирать на сетевой маркетинг, миновали. Самостоятельная жизнь в реальном мире научила ее трезво смотреть на вещи. После расставания с мужем Карла три -месяца пребывала в депрессии, совершенно не могла работать и практически не оставляла постели. Теперь ей было лучше. Перспектива работы с Shaklee оказалась для нее весьма кстати, и Карла решила, что пришло время извлечь из нее все возможное.
«ГОЛУБАЯ ФИШКА»
Репутация Shaklee как «голубой фишки» должна была стать сильным козырем в развитии бизнеса 1рлы. Многие сетевики предпочитают не иметь дела о старыми компаниями, полагая, что их рынок уже остаточно насыщен предложениями, а потому расчитывать на быстрый рост не приходится. Зрелые компании действительно развиваются не столь стремительными темпами, как вновь нарождающийся бизнес. Между тем очень немногим молодым компаниям удается просуществовать на рынке больше двух лет. Работая в нескольких МЛМ-компаниях из Солт-Лейк-Сити, Карла имела массу возможностей взглянуть на них изнутри. Некоторые из ее работодателей достаточно быстро вышли из игры. Карла была непосредственным свидетелем того, сколько горечи и страданий несет с собой исчезновение очередной сетевой компании.
«Люди безоглядно бросались в бизнес со всеми своими сбережениями, — вспоминает она, — не позаботившись о том, чтобы хорошенько изучить компанию». Карла была шокирована той управленческой неразберихой, которая царила в офисах некоторых МЛМ-компаний. «Я имею в виду проблемы со снабжением, движением наличности, финансовым контролем. Но в Shaklee дело было налажено профессионально. За все те годы, что мои родители проработали в компании, я ни разу не слышала о том, что их бонусный чек поступил с задержкой или оказался неверно составленным». По этой же причине — как вскоре она смогла убедиться сама — особое желание поработать с Shaklee проявляли люди, либо слышавшие о компании, либо имевшие родственников, которые уже сотрудничали с компанией. Репутация компании стала самым верным союзником Карлы при поиске потенциальных потребителей и рекрутов.
ПОТРЕБИТЕЛИ ПРОДУКТА
Союзниками стали и сами ее продукты. «По крайней мере в 95% случаев, — рассказывает Карла, — люди, уверенно продвигающиеся по лестнице успеха в сетевом маркетинге, стремящиеся создавать свой бизнес, являются теми, кто имел удачный опыт пользования продуктами компании». Карла давно научилась отмечать энтузиастов распространяемых компанией продуктов как потенциальных дистрибьютеров. «Для меня лучшие целевые клиенты — те, кто был потребителем наших продуктов от трех до шести месяцев, кто имеет положительные результаты их использования и делится своим опытом с другими людьми».
Карла рассказывает о женщине из своего даунлайна по имени Эллен. У ее ребенка, совсем еще маленькой девочки, были серьезные проблемы со здоровьем. «Она долго ходила с девочкой по врачам, — говорит Карла. — Была она и в клинике Майо, и в детской больнице в Питтсбурге, и нигде девочке не могли поставить диагноз». В шесть месяцев ребенок еще не ползал. У девочки были высыпания на коже, язык полностью поражен дрожжеподобной инфекцией. «К возрасту одного года, — продолжает Карла, — она прошла двадцать шесть курсов лечения. Дважды ребенку ставили трубки в ухо. Девочка принимала по сорок таблеток в день, но состояние ее не улучшалось».
СИЛА РЕКОМЕНДАЦИИ
Так случилось, что одна из подруг Эллен была дистрибьютором Shaklee и работала в даунлайне Карлы. Подруга дала Эллен аудиозапись, надиктованную доктором Линдой Родригес, педиатром из Вирджиния-Бич (тоже дистрибьютором Shaklee), которая лечила многие заболевания назначением диеты на основе продуктов Shaklee. Женщина позвонила доктору Родригес и перечислила симптомы заболевания дочери. После того как была назначена специальная диета против кандидамикоза, ребенок быстро поправился. «Уже через три дня родители могли видеть, как их дочь самостоятельно ворочается в постели», — говорит Карла.
То, что за этим последовало, может считаться хрестоматийным примером рекомендательного маркетинга. Муж Эллен был хорошо оплачиваемым консультантом по финансовому планированию и обеспечивал семье высокий уровень жизни. При обычных обстоятельствах Эллен и в голову бы не пришло, что она может иметь какое-то отношение к МЛМ-бизнесу. Но теперь она постоянно рассказывала всем и всюду о том, что значили для ее семьи продукты Shaklee. Эллен делилась приобретенным опытом со всяким, кто проявлял готовность ее выслушать. Вскоре заинтересованные слушатели начали приобретать чудесные продукты. «За полтора года Эллен прошла путь от оптового покупателя, приобретавшего продукции компании на 300 долларов в месяц для своей семьи, до дистрибьютора, обеспечивавшего месячные продажи в объеме 6—8 тысяч долларов, — рассказывает Карла. — В этом году она рассчитывает заработать 50 тысяч».
ПОКУПАТЕЛИ
В отличие от большинства сетевиков, Карла любит работать за прилавком. Она держит сервисный центр площадью 600 квадратных футов в Су-Фоле, штат Южная Дакота, откуда координирует работу своего бизнеса и где продает продукты Shaklee в розницу. «У моего отца всегда был офис, — говорит Карла. — Он никогда не занимался бизнесом дома. Я тоже предпочитаю так работать. В конце дня я просто закрываю дверь, отправляюсь домой, и на сегодня — все».
По подсчетам Карлы ежемесячно она продает в розницу продуктов Shaklee на 10 тысяч долларов. Посетители магазина представляют собой на удивление перспективный контингент потенциальных рекрутов. Сам их приход свидетельствует об интересе к товару, а потому они уже отвечают главному критерию, по которому Карла определяет хороших рекрутов. Однако одни из них более, другие менее склонны к тому, чтобы войти в бизнес. У Карлы выработалось чутье на то, кто из посетителей пчела, а кто — трутень.