Бизнес двадцать первого века
При зондировании рынков Джей Смит уже идентифицировал телекоммуникации как стремительно развивающийся бизнес. При уровне продаж в 52 миллиарда долларов в 1989 году отрасль обещала достичь к 2005 году триллионного оборота. «Джей понимал, что это будет бизнес тысячелетия, — говорит Мег. — Плюс к тому, телекоммуникации никогда за всю историю своего 150-летнего развития не знали периодов спада». Одна из компаний в Атланте активно сотрудничала с AT&T, перепродавая корпоративным клиентам ее услуги междугородной и международной связи. Мег и Джей решили присоединиться к ней с тем, чтобы предлагать те же услуги через собственный МЛМ-даунлайн по примерно той же схеме, по которой Network-2000 работала для
Sprint.
Однако действительность оказалась обескураживающей. Мег и Джей определили для себя в качестве целей поиска достаточно крупных потребителей, чьи ежемесячные телефонные счета выражались суммами от одной до десяти тысяч долларов. Это означало долгие переговоры с функционерами компаний, сложную классификацию связи по типам соединения и детальное обсуждением тарифных планов. «Это очень непростой бизнес, — говорит Мег, — со своей особой технической спецификой».
ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ
Мег и Джей легко находили общий язык с корпоративными клиентами, а вот с рекрутированием людей в даунлайн дело обстояло совершенно иначе. «Немногие могли заниматься тем же, чем занимались мы сами, — признает Мег. — Поэтому нам никак не удавалось набрать значительную команду продавцов». Бизнес не предлагал системы «под ключ» и полностью зависел от уникальных личных способностей Мег и Джея. Хотя продажи шли великолепно и постоянно расширялись, надежды на ле-вередж за счет усилий других людей — необходимого условия серьезного остаточного дохода — было мало.
Что им действительно было нужно, так это воспроизводимый бизнес — такой, который можно было бы копировать раз за разом, причем чтобы делать это могли люди разных способностей и с разным уровнем подготовки. А значит, бизнес должен был быть простым. В сфере услуг дальней связи предлагать обслуживание легче всего частным абонентам. Вы просто заключаете с человеком договор и больше о нем не вспоминаете. Поэтому Мег и Джей со всем вниманием отнеслись к рассказу одного из своих друзей о маленькой техасской компании под названием Excel Communications, распространявшей услуги дальней связи методами многоуровневого маркетинга среди частных подписчиков.
ВНУТРЕННЯЯ ПЕРЕСТРОЙКА
«Это было довольно забавно», — вспоминает Мег. Прилетев в 1990 году в Даллас, они с удивлением обнаружили, что Excel Communications состояла из пяти человек персонала и нескольких столов, едва поместившихся в небольшом офисе. Материалы, которыми пользовались представители, выглядели как сотни раз переснятые ксерокопии. И все же Мег и Джей были заинтригованы. Сколь бы незрелым и неустроенным ни выглядел бизнес, он показался им действительно воспроизводимым. Заниматься' им мог
любой.
Мег и Джей обнаружили также, что им в определенной степени предстояло справиться с самими собой. Глубоко засевший внутри них корпоративный инстинкт призывал просто умыкнуть идею основателя компании и заняться бизнесом самостоятельно. Оба имели огромный опыт оформления финансовых проектов для банков, страховых компаний и брокерских контор Уолл-стрит. «Для постановки бизнеса мы, пожалуй, были оснащены даже лучше, чем Кении, — говорит Мег. — Мы могли без труда скопировать его бизнес и с успехом бы им управляли». Но действительно ли это им было нужно? Впервые Мег и Джей сознательно гнали от себя типичные для менеджера мысли. Они вновь и вновь напоминали себе о своих целях: никаких работников, никакого финансового риска и — остаточный доход. И постепенно они стали осознавать, что в странном новом мире Революции решений «под ключ» эта крохотная компания с ее микроскопическим офисом, возможно, и есть как раз то, что они так долго искали.
ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОСТО
«Мы стали вспоминать все те причины, что побудили нас обратиться именно к сетевому маркетингу, — вспоминает Мег. — И выяснили для себя главное его преимущество — отсутствие наемных работников». Так почему не оставить Excel заботу о выполнении офисных функций? Почему не предоставить ей самой торговаться с владельцами телекоммуникационных сетей по поводу тарифов и решать проблемы со счетами? Оставляя все эти вопросы заботам Excel, Мег и Джей смогут полностью посвятить свое внимание формированию даунлайна. Они смогут делать свой бизнес настолько большим, насколько посчитают нужным, и будут избавлены от необходимости держать пусть даже маленький офис и нанимать пусть даже одного работника. По сути, они создадут виртуальную корпорацию, многомиллионное предприятие, которое будет существовать только в замысловатой цепочке комиссионных отношений, зафиксированных в компьютере компании Excel. Ведь именно о таком деле они и мечтали. Мег и Джей начали работать над своим детищем летом 1990 года.
«Мы составили списки знакомых нам людей и приступили к рекрутированию, — рассказывает Мег. — Теперь было совсем не то, что раньше. Нам не приходилось подыскивать людей со специальными техническими знаниями или особыми коммерческими способностями. Мы набирали всех, кто хотел иметь дополнительный источник дохода. Особенно ценными были для нас те, кто имел широкий круг знакомств и мог обеспечить нас наводками по представителям своего круга общения». Даунлайн быстро расширялся. К концу года Мег и Джей оставили свой прежний бизнес, построенный на поиске корпоративных клиентов, и полностью переключились на работу с Excel.
ПОБЕДА С ПРИВКУСОМ ГОРЕЧИ
Никому не дано знать, что готовит завтрашний день. Ошеломляющий успех, которого удалось достичь Мег и Джею, был омрачен в 1995 году трагическим событием. В тот день в аэропорту у Джея случился сердечный приступ, он упал и почти мгновенно умер от полученной при падении тяжелой травмы головы. Мег осталась одна и теперь могла лишь с благодарностью вспоминать те замечательные пять лет, что они провели бок о бок как партнеры по бизнесу в Excel. «Этот бизнес позволил нам больше бывать вместе, — вспоминает она. — Разве можно было предположить, что нам отведено так мало времени? Когда Джея не стало, я до конца осознала, насколько важным был сделанный нами однажды выбор и сколь много он нам дал».
Помимо прочего, за прошедшие пять лет работы с Excel была заложена солидная финансовая основа, и Мег могла не опасаться, что, оставшись одна, останется к тому же без средств к существованию. И сегодня, когда ей пятьдесят, Мег продолжает развивать свой бизнес, хотя могла бы этого и не делать. Уже через четыре года совместной работы они с Джеем восстановили свой прежний уровень пятизначного месячного дохода каждый. Только на этот раз доход был остаточным. Он продолжал поступать независимо от того, работали они или отдыхали. «Этот бизнес обеспечил мне финансовую безопасность до конца моих дней, — говорит Мег, — а возможно, безопасность и последующих поколений».
СТИЛЬ ЖИЗНИ «ПОД КЛЮЧ»
Что касается самой Excel, то она уверенно претендовала на то, чтобы превратиться в наиболее быстро развивающуюся телекоммуникационную компанию за всю историю отрасли. К 1996 году, когда ее акции начали котироваться на Нью-Йоркской фондовой бирже, объем годовых продаж Excel достиг 1,4 миллиарда долларов, что означало 200%-ный рост по сравнению с предыдущим годом. Чутко следуя тенденциям Четвертой Волны, Excel постоянно расширяет ассортимент оказываемых услуг. В дополнение к услугам дальней связи для корпоративного и частного потребителя она уже предлагает клиентам услуги пейджинговой связи, реализует абонентские карты, обеспечивает доступ в Интернет. По утверждению Траутта, не за горами и оказание электротехнических услуг. После слияния в 1998 году с канадской Teleglobe Inc. компания является частью конгломерата с совокупным годовым уровнем продаж в 3,5 миллиарда долларов, что ставит его на четвертое место в ряду прочих североамериканских провайдеров дальней телефонной связи.
Мег Келли-Смит очень довольна тем, что связала свою судьбу с бизнесом «под ключ». Ее собственная виртуальная корпорация, представленная десятками тысяч дистрибьюторов услуг Excel, нуждаясь в минимальной опеке, трудится день и ночь, продолжая обогащать Мег даже тогда, когда дистрибьюторы заняты построением их собственного бизнеса. Мег с удовольствием читает в «The Wall Street Journal» о слияниях и поглощениях с участием Excel. Но еще большее удовольствие доставляет ей возможность спокойно свернуть газету и, сидя в своем доме в Саусалито, наслаждаться прекрасной панорамой залива с перекинутым через него мостом «Золотые ворота». Наблюдая за операциями Excel на мировых рынках, она наслаждается сознанием того факта, что кто-то другой должен тянуть тяжкий груз управления многомиллиардным колоссом. В глубине души Мег исполнена самой искренней благодарности к Революции решений «под ключ».
ГЛАВА 15