Многоярусная система комиссионных
Еще задолго до слияния аналитики с Уолл-стрит приметили инновационную систему организации торгового персонала в компании Primerica. Однако для многих сетевой маркетинг был настолько в новинку, что они даже не знали, как его называть. Аналитики превозносили пионеров МЛМ в хотя и восхищенных, но диковинных терминах энтомолога, столкнувшегося с неизвестным науке видом бабочек.
«Признанный специалист по кредитным рейтингам фирма Standard & Poor видит в 100-тысячной агентской сети Primerica... основной фактор ее конкурентной мощи, — отмечалось в типичном докладе Standard & Poor за 1997 год. — Система... на удивление малозатратна... хотя существует немало признаков того, что агенты работают в рамках тщательно контролируемой схемы. Финансовой заинтересованности агентов способствует наличие многоярусной системы комиссионных, которая поощряет рекрутирование новых агентов и допускает формирование каждым агентом собственной организации».
Создавалось впечатление, что многие эксперты пребывали в неведении относительно того факта, что многоуровневый маркетинг уже в течение десятков лет использовался множеством различных компаний. Например, когда занимающееся финансовыми рейтингами страховых компаний агентство А. М. Best повысило в декабре 1996 года рейтинг Primerica с «А-» до «А», было дано следующее пояснение: «Повышение рейтинга отражает прогресс компании в реализации преимуществ уникальной системы дистрибуции...». Понятно, что задействованная в Primerica система была далеко не уникальна. Это была лишь одна из тысяч МЛМ-сетей, давно и успешно покрывших собой огромные территории планеты.
МАССОВАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ
С Primerica Революция Четвертой Волны достигла Уолл-стрит. Внешне суперслияние Citicorp и Travelers выглядело как акт консолидации традиционной корпоративной мощи, то есть выражало стремление расти, а не разукрупняться. Однако на самом деле Citigroup неумолимо продвигалась к массовой приватизации. В 1998 году численность персонала была уменьшена на 6%, в результате чего работы в компании лишились 10 400 человек. Но если штат сотрудников в традиционном понимании этого термина сократился, то армия МЛМ-представителей, напротив, пополнилась и насчитывала к 1999 году 139 тысяч агентов.
Как и вся корпоративная Америка в целом, Citigroup сокращала рабочие места, но предоставляла большие возможности для предпринимательской деятельности. Она решила воспользоваться потенциалом Пчелиного Роя. Агенты Primerica опустились на рынок, подобно птичьей стае, готовые взять под свою опеку любые неприметные и труднодоступные рыночные ниши, которые оказались не охвачены вниманием представителей традиционного маркетинга. Тысячи согласованно действующих предпринимателей осуществили то, что крупнейшим мировым финансовым гигантам никогда не удалось бы сделать самостоятельно.
ОБЛЕЧЕННЫЙ МИССИЕЙ
Тайрон Тейлор — один из членов стаи Primerica. Для него массовая приватизация не абстрактная концепция. Она изменила его жизнь. Primerica помогла Тайрону превратиться из контролера фирмы Xerox, зарабатывающего 26 тысяч долларов в год, в предпринимателя с шестизначной суммой годового дохода. Сегодня он использует возможности Primerica, чтобы помочь тем, кто вынужден в одиночку сражаться с бедностью. Сам выросший на задворках Детройта Тайрон видит свою миссию в том, чтобы помочь обрести благополучие как можно большему числу своих собратьев, темнокожих американцев.
«Мой даунлайн на 98% представлен афроамериканцами, — говорит он. — Единственное, что отличает бедного человека от богатого — это недостаток знаний. Я живу идеей превращения представителей моего этнического сообщества в финансово независимых людей». Параллельно Тайрону удалось обеспечить значительную финансовую независимость и самому себе. В 1998 году он заработал на своем даун-лайне более 425 тысяч долларов.
Судьба не всегда была благосклонна к Тайрону. Детство его прошло в восточной части Детройта, родители принадлежали к рабочему классу. «Среда давала мало шансов на будущее», — вспоминает Тайрон. Отец его был уборщиком, мать — домохозяйкой. Они изо всех сил старались поддерживать дом и обеспечить детям достойное существование, но желали своим двенадцати отпрыскам иной, лучшей судьбы. «Они всегда настраивали нас на учебу в колледже и _ получение хорошей специальности», — говорит Тайрон.
ТРУТЕНЬ КОРПОРАЦИИ
К сожалению, эта стандартная формула успеха для Тайрона не сработала. К двадцати семи годам он явственно ощутил тупиковость своего положения. В должности контролера производственного процесса в Xerox Corporation Тайрон работал по шесть и даже семь дней в неделю, но система корпоративной иерархии практически не открывала перспектив для роста. Тайрон начал подыскивать возможности для занятий побочным бизнесом.
Старый, еще по колледжу, друг Тайрона предложил его кандидатуру компании по страхованию жизни A. L. Williams Corporation, основанной в 1977 году бывшим футбольным тренером Артуром Уильямсом. В реализации страховых услуг компания опиралась на принципы сетевого маркетинга. Вдохновленный перспективой получения остаточного дохода Тайрон с головой ушел в создание собственного даунлайна. Однажды босс застал его за раздачей визитных карточек на работе. «Он сказал, что либо я прекращаю работать на A. L. Williams, либо увольняюсь, — вспоминает Тайрон. — Я был в шоке. Я почувствовал себя обитателем тюрьмы, кем-то вроде раба корпоративной Америки».
Тайрон обещал не заниматься рекрутированием в рабочее время, но продолжал выстраивать свой бизнес на стороне. Спустя шесть месяцев он уже зарабатывал достаточно, чтобы обойтись без зарплаты в Xerox. Еще два года ушло на то, чтобы обеспечить себе доход, измеряемый шестизначным числом. «Трудиться приходилось, не покладая рук, — признается Тайрон, — но мне действительно нравилось то, что я делал».
АБСОЛЮТНО ЗАКОННО
С момента своего приобщения к компании в 1985 году Тайрон пережил месте с ней немало изменений. В 1988 году A. L. Williams попала под контроль Primerica, которая, в свою очередь, была поглощена в 1994 году Travelers Group Inc. и в конечном итоге вошла в 1998 году в состав Citigroup. Культура компании менялась вместе со сменой собственника. «Думаю, все имеет свои глубокие причины, — размышляет Тайрон. — Артур Уильяме был хорош для своего времени. Он основал компанию и заставил ее работать. Однако по мере того, как мы входили в 90-е годы, нам нужен был мечтатель-провидец, который смог бы повысить наш профессионализм и вооружить системой развития успеха».
Таким провидцем оказался Джозеф Пламери, один из руководителей Travelers, назначенный в 1994 году главным управляющим Primerica. Среди первых инициатив Пламери были меры по дисциплинированию торгового персонала с требованием неукоснительного соблюдения ими правительственных предписаний и постановлений. Аудиторы тщательно проверяли работу каждого агента. Тем, кто не выказывал намерения меняться, было отказано в сотрудничестве. Результатом стала абсолютная безупречность продавцов, что выгодно отличало их теперь от персонала конкурентов, придерживающихся традиционных методов. В то время, как страховой бизнес лихорадило от судебных процессов и санкций со стороны государства, Primerica «оставалась над схваткой», писалось в февральском 1997 года выпуске освещающего проблемы страхового бизнеса журнала «Best's Review». Primerica превозносилась в номере как «ролевая модель для ее заваленных исками конкурентов».
СИСТЕМЫ «ПОД КЛЮЧ»
Далее Пламери внедрил системы, которыми бизнес Primerica стандартизировался и делался более простым и доступным. Одной из таких систем стала программа подготовки рекрутов-новичков PFS University. Обычно до 80% рекрутов Тайрона отсеивалось после провала на экзамене, дающем лицензию на право работы в страховом бизнесе и с ценными бумагами. Теперь, когда преподаватели PFS University готовили рекрутов до сдачи экзамена, доля тех из них, кто успешно проходил его, в среднем возросла до 45%.
Но еще более полезным оказался стандартизированный инструмент продаж, именуемый «Анализом финансовых потребностей» (АФП). Отныне агенты Primerica в качестве первого шага процесса реализации предлагали потенциальным клиентам заполнить анкету АФП, создавая тем самым базу для глубокого исследования финансового состояния человека. Затем уже дома собранные цифры вводились в компьютерную программу, которая почти мгновенно выявляла слабые стороны финансового положения вероятного клиента.
ХОЛОДНЫЙ ДУШ
«Это своего рода холодный душ», — резюмирует старший вице-президент Primerica по связям с общественностью Марк Сьюпик. Встречаясь с потенциальным клиентом в следующий раз, агент оказывается во всеоружии, с полным набором фактов в руках. Он указывает человеку на прорехи в финансовом планировании жизни, в частности, на невозможность при нынешнем уровне доходов обзавестись домом своей мечты, дать образование детям или иметь в будущем обеспеченную старость в соответствии с его желаниями и ожиданиями. «Как только люди сознают слабость своего положения, — говорит Тайрон, — большинство выражают желание что-то реально изменить».
Изменения могут выражаться в оформлении страховки, инвестировании во взаимные фонды или обращении к потребительским кредитам, то есть в приобретении тех продуктов, размещением которых и занимается Primerica. Либо результатом общения может становиться приобщение человека к собственному даунлайну продавца в качестве агента Primerica. «Если чувствуется, что человек внутренне к этому готов, — говорит Тайрон, — вы предлагаете ему в качестве одного из способов пополнения доходов подключение к бизнесу Primerica».
ОДИН ЗА ДРУГИМ
Своей способностью глубоко проникать на рынки, которые в ином случае оставались бы закрытыми, Primerica, как и все прочие компании сетевого маркетинга, обязана умению превращать клиентов в продавцов. Программа компании охватывает некое сообщество, привлекая к себе внимание его представителей одного за другим, благодаря использованию нескончаемой цепи рекомендаций в среде друзей, соседей, родственников и партнеров по бизнесу. Primerica доставляет полный комплект услуг Citigroup непосредственно в кокон — в тщательно оберегаемое святилище человеческого дома, религиозности и семьи.
Primerica использовала маркетинговую стратегию «из уст в уста» для выхода на семьи рабочих и людей со средним достатком, то есть на тех людей, которыми большинство страховщиков пренебрегают. «Очень многие представители этого бизнеса говорили мне: «Ну уж нет, мы не можем позволить себе роскошь продавать кому-то, кто зарабатывает меньше 100 тысяч долларов в год», — пишет исполнительный редактор Эдвард Кинан в выпуске бюллетеня страхователей жизни «Probe» от 16 сентября 1996 года. — Primerica... распространила пакет своих услуг среди людей, которых мы проигнорировали».
НАЗАД К КОРНЯМ
Одной из таких игнорируемых групп были афро-мериканцы, и именно они составляют порядка 20% лидеров продаж Primerica. «Люди моего рынка по-настоящему преданы нашей компании, — говорит Тайрон. — У большинства из них денег немного, и они, как никто другой, стремятся покончить со своей экономической зависимостью». Сегодня Тайрон с женой Кэролин и дочерью Камиллой живут в доме ценой в миллион долларов в престижном пригороде Детройта Франклине. Но он не забыл о своих корнях. Бизнес вновь и вновь возвращает Тайрона в кварталы его детства в Восточном Детройте.
«Я выступаю в церквях и в массе других мест, где собираются афроамериканцы, — говорит он. — В моем родном районе вы увидите много банков и кредитных союзов, но там нет ни одной брокерской фирмы. Дети растут, наблюдая за тем, как их родители в течение тридцати лет работают, регулярно ходят в банк, никогда не могут ничего скопить, и в конце концов сами начинают делать то же самое. Никто не учит их инвестициям. Возможность приобщить обитателей моего района к услугам Smith Barney действительно меня вдохновляет».
ТЕПЕРЬ НЕ ДО СМЕХА
Когда Артур Уильяме в 1977 году объявил о создании своей МЛМ-компании по страхованию жизни, все представители страхового бизнеса давились от смеха. Бывший футбольный тренер, вознамерившийся командовать армией подрабатывающих на него шоферов грузовиков, офицеров дорожной полиции, учителей и заводских рабочих, едва ли мог восприниматься кем-то как серьезный конкурент. Сегодня от былого смеха не осталось и следа. Сила Пчелиного Роя стерла с лиц весельчаков последние признаки язвительной усмешки. Спустя десятилетие после ухода Уильямса на покой в 1990 году его проницательность, воплотившаяся в успехах A. L. Williams, продолжает поражать корпоративный мир. Сегодня, когда все мы стоим на пороге Большого Взрыва — распада корпоративной Америки на мириады крохотных единиц частного бизнеса, — дар предвидения Уильямса представляется прямо-таки мистическим.
ГЛАВА 13ЭФФЕКТ «МАКДОНАЛДСА»
Мег Келли-Смит была просто в ужасе. Беда свалилась на нее неожиданно, когда жизнь, казалось, не предвещала ничего дурного. Каких-то несколько месяцев назад она была на вершине мира. Занимая пост вице-президента двенадцатой в национальной табели о рангах ссудно-сберегательной ассоциации, Мег управляла 12-миллиардным портфелем кредитов в сфере жилищного строительства. Ее муж Джей Смит также преуспевал. Вот уже в течение двадцати лет он вполне успешно управлял собственной компанией, занимавшейся реализацией страховых услуг и размещавшейся в Мерин-Каунти, штат Калифорния, к северу от Сан-Франциско. Мег и Джей привыкли к тому, что каждый из них имеет свой пятизначный месячный доход. Казалось, деньги всегда будут без остановки течь в их карманы.
Однако так не случилось. В конце 80-х Мег и Джей практически одновременно столкнулись с серьезными проблемами. Ссудно-сберегательный сектор переживал глубокий кризис, страховой бизнес в Калифорнии был на спаде. «Я видела, что над моей компанией нависла опасность», — вспоминает Мег. Бизнес мужа оказался в еще более бедственном положении. Страховые фирмы и компании на Уолл-стрит, которым Джей оказывал услуги по обработке данных, задерживали платежи. На Джея навалились около трехсот его работников, требовавших выплаты зарплаты, на которую поступавших от клиентов денег не хватало. Ему пришлось продавать активы. «Теперь уже не персонал на него работал, а он работал на персонал, — продолжает Мег. — Он избавлялся от активов, но ничего из вырученного не мог оставить себе. После двадцати лет в бизнесе Джей опасался, что уже никогда не сможет уйти на покой».
МИФ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Муж Мег пал жертвой Мифа о предпринимательстве. По свидетельству консультанта по проблемам малого бизнеса Майкла Гербера, ежегодно сотни тысяч людей впадают в эйфорию сладостного заблуждения, будто бы они могут счастливо избавить себя от бессмысленно-однообразной работы на корпорацию, просто открыв собственный бизнес. Однако для большинства мечта о свободе оказывается столь же недостижимой, как семь городов мифической страны
Эльдорадо.
Может потребоваться много лет, чтобы горькая правда настигла беглеца. И когда это случается, бьет она больно. «Внезапно вы оказываетесь перед лицом суровой реальности своего действительного положения, — пишет Гербер в книге «Миф о предпринимательстве». — Вы оказываетесь владельцем не бизнеса, а работы. Хуже того, работа эта самая дрянная в мире». В отличие от работы на компанию, эта работа не оставляет вам времени на отпуск или просто выходные. Она отнимает у вас все двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю.
Набор персонала проблемы не решает. Ни один менеджер не будет для вас достаточно хорош, чтобы полностью доверить ему дело. Вы будете заглядывать каждому через плечо и ежедневно вмешиваться в работу своих сотрудников, чтобы предотвратить неверный шаг или катастрофу. В итоге вы начинаете понимать, что пожертвовали семьей, душевным спокойствием, здоровьем, посвятили всю жизнь одному только бизнесу. И что же получаете взамен? Да то, что большая часть ваших доходов перетекает в карманы работников, благополучно минуя ваш собственный.
РЕШЕНИЕ «ПОД КЛЮЧ»
Так неужели не существует спасения от корпоративной бессмыслицы? Существует... для тех, кто знает секрет, заявляет Гербер. Секрет же заключается в новом способе ведения бизнеса, и об этом способе большинство людей осведомлены мало. «Мы являемся сегодня свидетелями революции... — объявляет Гербер, — революции решений «под ключ». Эта революция изменяет в нашей стране не только практику бизнеса, но и контингент тех, кто идет в бизнес, а также вероятность достижения успеха».
Когда вы покупаете новую машину, вам не надо одновременно покупать паяльную лампу. Вы просто садитесь за руль, поворачиваете ключ зажигания и едете. В этом и состоит суть выражения «под ключ». В мире бизнеса оно используется в отношении системы, которая разработана настолько искусно, что не требует от пользователя дилетантских усовершенствований, устранения дефектов, испытаний, не чревата ошибками. Просто «поворачиваете ключ» и начинаете делать деньги. По мнению Гербера, в ближайшие годы предпринимательскую свободу через различные виды бизнеса «под ключ» будет обретать все большее число людей. И своим успехом они будут обязаны феномену, который Гербер определяет как Эффект «Макдонаддса».
СЕРИЙНЫЕ ГАМБУРГЕРЫ
Феномен обязан своим названием фамилии двух братьев — Мориса и Ричарда Макдонадд. Еще в 1934 году они изобрели новый способ решения проблемы быстрого питания. Их закусочная с обслуживанием водителей прямо за рулем автомобиля располагалась в Сан-Бернардино, штат Калифорния, и работала как детройтский конвейер. В меню значились лишь гамбургеры, картофель фри и безалкогольные коктейли. Используя простые, стандартизированные процессы приготовления, закусочная била все рекорды скорости выполнения заказов. Клиенты валом валили в заведение, которому братья подарили свое
имя.
В 1954 году закусочную посетил продавец миксеров для приготовления молочных коктейлей по имени Рей Крок. Он был настолько восхищен работой братьев, что предложил продавать франчайзинг на использование их концепции фаст-фуд. Цена франчайзинга была установлена в сумме 950 долларов. После открытия и начала работы новой точки ее владелец, кроме того, должен был выплачивать Кроку 1,9% от общего объема реализации, и из полученной суммы около четверти Крок должен был перечислять братьям Макдоналд. Сделка была поистине исторической. Сегодня по всему миру работают 24 500 закусочных и ресторанов «Макдоналдс» с совокупным объемом продаж в 36 миллиардов долларов.
ЗАЩИТА ОТ ДУРАКА
Кто-то, возможно, посчитает, что именно гений братьев Макдоналд стоит за потрясающим успехом одноименной сети закусочных. И будет неправ. Самый первый «Макдоналдс» в Сан-Бернардино действительно был весьма успешным предприятием, но он не был бизнесом «под ключ». А ведь только бизнес «под ключ» смог бы надежно работать в течение долгих лет, постоянно расширяясь и возобновляясь, управляемый более чем 24 тысячами различных владельцев. Настоящий отец феномена — Рей Крок. Именно он оформил концепцию «Макдоналдс» в виде жизнеспособного франчайзинга, выпустив тем самым из бутылки неуемного джинна, которого Гербер определил как Эффект «Макдоналдса».
Заключив контракт с братьями Макдоналд, Крок тщательно, этап за этапом, расписал используемую ими технологию приготовления и подачи блюд. Далее, он открыл заведение-прототип в Чикаго, на котором проверил возможность повторения успеха братьев. Дело оказалась далеко не таким простым. Механической имитации для повторения чуда оказалось недостаточно. Прежде чем франчайзинг можно было предложить рынку, его следовало обеспечить надежной защитой от дурака. Кроку предстояло выявить все возможные проблемы реализации концепции и разработать системы обратной связи, которые позволяли бы избежать таких проблем. Крок проанализировал концепцию в мельчайших деталях от первой до последней операции. Работа неблагодарная, на только после того, как она была полностью выполнена, приобретавшие франчайзинг были избавлены от необходимости повторного изобретения и самодеятельной модернизации бизнеса. Единственное, что им оставалось после выплаты Кроку 950 долларов, это устроиться на водительском месте и повернуть ключ.
СТРАСТНАЯ ОДЕРЖИМОСТЬ
Крок был одержим, одержим манией безупречности и совершенства во всем. Когда первая же партия картофеля фри в его закусочной вышла мокрой и мягкой, он провел полномасштабное расследование. В конце концов Крок пришел к выводу, что картофель братьев Макдоналд обдували и подсушивали ветры пустыни, поскольку у них он хранился на открытом воздухе в решетчатых бункерах. Именно этому обстоятельству картошка была обязана своим непередаваемым золотистым цветом и необыкновенным вкусом. Крок решил создать те же условия хранения, только внутри помещения, а именно — в подвале своего ресторана, где картофель обдували специально установленные мощные
вентиляторы.
В этом первом опытном ресторане Крок в точности имитировал технологический процесс «Макдоналдс» во всех его деталях. Параллельно он безжалостно — как сержант зеленого новобранца — натаскивал менеджера своего заведения Эда Маклаки. «Иногда Маклаки забывал включить световой указатель с наступлением сумерек, и это приводило меня в бешенство, — вспоминает Крок в автобиографической книге. — Или на полу валялся мусор, а Эд заявлял, что у него не было времени этим заняться. Подобные мелочи могли никак не трогать других людей, я же воспринимал их как личное оскорбление. Я часто орал на Эда так, чтобы его действительно проняло... Достичь совершенства чрезвычайно трудно, но именно совершенства я хотел от закусочных «Макдоналдс». Все остальное отошло для меня на второй план».
ПОМИМО ФРАНЧАЙЗИНГА
Страстная одержимость Рея Крока вызывала раздражение у персонала, которому приходилось выносить несдержанного на язык босса. Однако она же осчастливила тысячи владельцев франчайзинга, обеспечив их прибыльным бизнесом. В обмен на одноразовый платеж и невысокий процент с продаж сегодняшние владельцы закусочных и ресторанов «Макдоналдс» получили доказавшую свою жизнеспособность систему, ценную торговую марку и мощную рекламную поддержку со стороны многомиллиардной корпорации. Крок не стал изобретателем франчайзинга в полном его объеме, но он, безусловно, перевел технику его реализации на научную основу. По данным Международной франчайзинговой ассоциации, следуя по стопам Крока, франчайзинговый бизнес обеспечивает сегодня в Соединенных Штатах до 50% всех розничных продаж.
На пороге XXI века Эффект «Макдоналдса» простирается в своем действии далеко за рамки традиционного франчайзинга. Системы «под ключ» проявляют способность того же рода, что и «Макдо-налдс», — воспроизводить самих себя в тысячах и тысячах повторений даже в нефранчайзинговых сферах бизнеса. Так, сетевики, подобно франчайзингам, питаются преимуществами испытанных систем и авторитетных торговых марок. Однако множатся они еще быстрее. Еще более стремительно распространение сайтов электронной торговли, связанных воедино общими корнями в форме давно существующих программ аффилирования. Революция готовых решений «под ключ» уже разворачивается вокруг нас. И подоспела она как раз вовремя. По мере того как традиционные рабочие места исчезают, а потенциальные бизнесмены тешат себя иллюзиями Мифа о предпринимательстве, системы «под ключ» — это как раз то, что может предложить им наиболее реальную альтернативу.
ВЫХОД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ
«С разукрупнением больших компаний экономическая структура труда в целом начинает отличаться от всего того, что она представляла собой когда-либо ранее, — говорит Майкл Гербер. — Но это не означает, что шесть миллиардов человек выйдут на улицы и начнут торговать карандашами. В распоряжении людей должна появиться некая система, каркас». Гербер высказывает предположение, что такие формы бизнеса «под ключ», как франчайзинг, многоуровневый маркетинг и интернетовские программы аффилирования, в значительной мере обеспечат людям базовую структуру, необходимую для облегчения перехода от экономики рабочих мест к экономике, в основании которой лежит массовая приватизация и самостоятельная занятость.
Консалтинговая служба Гербера, именуемая Академией Мифа о Предпринимательстве и располагающаяся в Санта-Розе, штат Калифорния, ориентирует владельцев мелкого бизнеса на следование примеру Рея Крока, на стандартизацию и превращение их бизнес-технологий в системы «под ключ», которые затем можно будет продавать, передавать во франчайзинг или доверять менеджерам. Однако реальность такова, что большинство людей станут не столько кроками, сколько рядовыми владельцами франчайзингов. Они скорее сами приобщатся к готовым системам «под ключ», чем изобретут нечто новое.
Необходимость сделать принципиальный выбор между этими двумя вариантами встала в полный рост перед Мег и Джеем, когда карьера их обоих оказалась в одночасье разрушенной. Оба были опытными и прекрасно подготовленными менеджерами. Оба были способны создать компанию с нуля, могли заставить ее самостоятельно работать на себя. Оба были потенциальными реями кроками. Но Мег и Джей смертельно устали от всей этой мышиной возни. Они больше не хотели покорять мир. Им просто нужен был выход из того положения, в котором они оказались. Выход готова была предоставить Революция решений «под ключ», причем такой выход, который изумит их обоих.
ГЛАВА 14
ВИРТУАЛЬНЫЙ БИЗНЕС
«В продолжение семи лет мы с Джеем очень мало бывали вместе», — вспоминает Мег. Оба они занимали весьма ответственные посты, а Мег к тому же приходилось ездить на работу за шестьсот миль от дома в Сан-Диего, и появлялась она только по выходным. Когда бизнес их обоих пошел прахом, в определенном смысле они испытали облегчение. Появился веский повод к тому, чтобы вырваться из заколдованного круга и наладить более органичную и размеренную совместную жизнь.
К 1989 году Мег и Джей решительно порвали с прошлым. Джей продал свой бизнес, а Мег ушла из компании. Ни у кого из них не было ясного представления о том, что делать дальше. Единственное — они сходились во мнении относительно пяти пунктов: во-первых, им нужен бизнес, который они могли бы строить вместе как партнеры; во-вторых, это должен быть бизнес в растущей отрасли с широкой перспективой и очевидным потенциалом развития; в-третьих, у них не было ни малейшего желания вновь иметь дело пусть даже с одним-единственным наемным работником; в-четвертых, они не хотели делать значительных инвестиций в свой бизнес; и наконец, в-пятых, они хотели обеспечить себе остаточный доход. «Мы не собирались рисковать своими сбережениями, — рассказывает Мег. — Мы готовы были напряженно работать в течение пяти или шести лет, чтобы поставить бизнес на ноги и обеспечить его доходность и устойчивость. Но потом он должен был приносить нам остаточный доход». Словом, они определили для себя набор практически взаимоисключающих и крайне трудно реализуемых целей.
РАЗВЕДКА МЕСТНОСТИ
У Мег и Джея не ушло много времени на то, чтобы выяснить, что методы традиционного бизнеса дают мало надежды на исполнение их плана. Для получения остаточного дохода им нужно было обеспечить себе выплаты за счет усилий других людей. А это означало либо набор многочисленного персонала (что никак не входило в их намерения), либо приобретение участия в уже налаженном бизнесе, а значит, с риском потерять значительные суммы денег. «Последнее, что нам оставалось, — это сетевой маркетинг, — вспоминает Мег. — Перспектива не особенно нас вдохновляла. Мы не много знали о сетевом маркетинге, но были заведомо уверены в том, что это плохо».
Подобно большинству представителей традиционного бизнеса, Мег и Джей сформировали свое представление о МЛМ главным образом по гневным разоблачениям в СМИ. Но сейчас они чувствовали необходимость взглянуть на отрасль непредвзято. Они просмотрели горы юридической литературы в поисках всего, что имело бы отношение к многоуровневому маркетингу. Они запросили в канцелярии прокурора штата список прекративших свою деятельность компаний с тем, чтобы выяснить, какие именно проблемы стали причиной их краха. «К моменту завершения нашего исследования мы уже понимали, что концепция жизнеспособна, а математические выкладки верны, — рассказывает Мег. — Если вы связывали свое будущее с компанией, действующей в юридически безупречных рамках и предлагающей продукт или услугу, в которые сами вы верите, то в итоге получали в свое распоряжение канал поступления дохода, формируемого за счет усилий массы других людей».