Естественное обретение свободы

Картер понял, что проблема кроется в самом су­ществовании корпораций. Пока люди служат гигант­ским бюрократиям, они мало чем отличаются от ра­бов. Истинная свобода доступна только тем, кто вла­деет и управляет собственным бизнесом. Но как се­годняшние десятки миллионов занятых в компаниях людей могут вдруг стать хозяевами своего дела? Где они возьмут необходимые для этого капиталы, клиен­тов, ноу-хау? Располагает ли экономика достаточным уровнем спроса, чтобы обеспечить существование сонма самостоятельных хозяйственных единиц?

Общепринятый здравый смысл подсказывает, что нет. Им утверждается, что работающие на дому предприниматели будут просто раздавлены мегакорпорациями, предлагающими лучшие услуги за мень­шие деньги. Но Картер отвергает сам общепринятый здравый смысл. Он наблюдает, как фундаменталь­ные силы экономики, подобно термитам, подтачива­ют гигантские корпорации. Картер верит, что вскоре работники обретут свободу без какой-либо помощи или просвещенного вмешательства со стороны гуру менеджмента. Перемены произойдут самопроизволь­но и естественно вследствие коллапса Большого Бизнеса. И случится это раньше, чем может пока­заться.

В ПОИСКАХ МИРА ХОРЭЙШИО АЛДЖЕРА

В 1931 году молодой англичанин, студент школы экономики по имени Рональд Коус отправился в путе­шествие по Соединенным Штатам. Он рассчитывал лично познакомиться с тем духом экономической ини­циативы и свободы, который столь красочно описывал­ся Хорэйшио Алджером в его классических романах о счастливом превращении бедняков в миллионеров. Од­нако вместо этого Коус увидел несметные толпы амери­канцев, с покорностью овец отдающихся в руки корпо­раций и мечтающих лишь о постоянном рабочем месте. Что же случилось с хваленой американской предприим­чивостью? «Почему, — задается вопросом Коус, — в условиях экономики свободного предпринимательства работник добровольно соглашается идти в кабалу к корпорации вместо того, чтобы продавать клиентам собственный продукт или услугу на открытом рынке?»

В поисках ответа на этот вопрос Коус пишет науч­ный доклад под названием «Природа фирмы». Однаж­ды доклад принесет своему автору Нобелевскую пре­мию, а пока что Коус делает вывод о том, что компа­ниям дешевле нанимать работников на условиях пол­ной занятости, поскольку трансакционные издержки на ведение бизнеса со сторонними поставщиками и про­вайдерами слишком велики. Иными словами, дешевле нанять секретаршу, чем заключать договор с независи­мой машинисткой на напечатание каждой строчки и каждой буквы. Таким образом, у несостоявшихся героев Хорэйшио Адджера просто не было клиентуры в кор­поративной среде, поскольку цена их услуг оказывалась слишком высокой. Холодная логика экономики не ос­тавляла им иных возможностей, кроме как являться, комкая шляпу в руках, в отдел кадров в надежде на постоянное место с фиксированным окладом.

ЧЕМ МЕНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ

Сегодня ситуация совсем иная. Как пишет Пол Зейн Пилзер в своей книге «Бог хочет, чтобы вы были богаты», «если бы Коус готовил свой доклад в наши дни, то пришел бы к прямо противоположно­му заключению». Технологии позволили настолько значительно снизить трансакционные издержки, что сегодня для корпораций дешевле и проще переда­вать большую часть работ на сторону. Низкие тари­фы на телефонную связь, бесплатная электронная почта, услуги срочной доставки, немедленные расче­ты через компьютерные сети предельно упростили процесс взаимодействия, даже когда люди оказыва­ются в тысячах миль друг от друга. По мнению Пилзера, современная экономика требует от «боль­шинства крупных корпораций значительного сокра­щения штатного персонала, а от многих — и вовсе

схода со сцены».

Именно это и существует в действительности. Крупные компании уменьшаются в размерах, а мень­шие активизируют свою деятельность. «Сегодня уже 50% американского экспорта формируется компания­ми с числом занятых 19 человек и меньше... — пишет в своем «Глобальном парадоксе» Джон Нейсбитт. — Список «Fortune-500» покрывает лишь 10% американ­ской экономики, тогда как в 1970 году доля 500 крупнейших корпораций в национальной экономике составляла 20%».

ФАКТОР ПЧЕЛИНОГО РОЯ

Ученые, изучающие поведение птичьих стай с по­мощью высокоскоростной съемки, сделали примеча­тельное открытие. Было выяснено, что птицы быст­рее реагируют на малейшие перемены в динамике движения стаи, чем на сигналы собственного мозга. Когда стая отклоняется, с тем чтобы избежать встречи с хищником, каждой из птиц требуется око­ло 1/70 секунды, чтобы в точности повторить ма­невр ближайшей своей соседки. Это меньше, чем время индивидуальной реакции отдельной птицы. Стая делает повороты, устремляется вниз, меняет форму словно единое живое существо и потому лег­ко и изящно уходит от врагов. Между тем ею руко­водит не интеллект. Стаей движет лишь бездумная реакция каждой из птиц на маневры соседней пти­цы. «Птичья стая — это больше, чем просто сово­купность отдельных особей», — заключает в своей книге «Вне контроля» главный редактор журнала «Wired» Кевин Келли.

По мере того как экономика дробится на все более мелкие хозяйственные единицы, она также начинает демонстрировать поведение, которое Келли определяет как стайное, или поведение пчелиного роя. Структура, составленная из миллионов мелких элементов, способна действовать на рынке более оперативно и решительно, чем неповоротливая бю­рократия. «Математики говорят, что суммарный вес сети растет как квадрат числа ее элементов... — пи­шет Келли в «Новых правилах новой экономики». — Так, тысячи членов могут иметь в сумме миллионы дружественных связей». Будь-то среди людей или среди животных, динамика роя обеспечивается сово­купным числом случайных связей между особями.

Чем больше отдельных единиц включено в сеть, тем большее число связей может между ними сформиро­ваться. А чем больше связей, тем более эффективно сеть как таковая реагирует на изменения рыночной ситуации.

ЦЕНТРОБЕЖНАЯ СИЛА

Корпорации в наши дни распадаются, словно ис­пытывают на себе действие центробежной силы. Старт дан, и остается только наблюдать, какая из компаний расколется на более мелкие фрагменты, сможет сделать это быстрее других и, как следствие, раньше прочих трансформируется из бюрократии в пчелиный рой. Приз в этой странной гонке дезинтег­рации — сама жизнь. «Огромные корпорации, вроде IBM, Phillips и GM, если они хотят выжить, должны распасться и превратиться в союзы автономных мел­ких подрядных компаний», — пишет Джон Нейсбитт в «Глобальном парадоксе».

Так, Asea Brown Boveri раскололась на тысячу двести разнопрофильных компаний, в каждой из ко­торых занято около двухсот человек. AT&T самосто­ятельно разделилась на двадцать подразделений, полностью ответственных за собственные прибыли и убытки. Но и это лишь полумеры, отмечает Барри Картер. Преимущество в современной экономике принадлежит не тем компаниям, которым удалось разделиться на десятки или даже сотни обособлен­ных частей, а тем, что распались на миллионы эле­ментов. Фактор Пчелиного Роя обретет полную силу лишь при условии, что каждый работник действует автономно и может перемещаться на рынке столь же свободно, как птица в границах стаи. Именно в этом кроется сила массовой приватизации.

«Стоит одному представителю отрасли обратиться к массовой приватизации, — пишет Картер, — и вся отрасль, по принципу домино, последует за ним, компания за компанией. Либо они пойдут на это, либо будут вынуждены уйти из бизнеса».

СЛЕДУЮЩИЙ РУБЕЖ

В качестве иллюстрации Картер приводит пример книготоргового бизнеса. Amazon.com обеспечила себе стремительный выход на рынок, заручившись под­держкой роя независимых партнеров, распространив­ших логотип компании по всему пространству и са­мым дальним закоулкам Интернета. Крупнейшим книготорговым сетям не оставалось ничего иного, как пуститься вдогонку. Barnes and Noble, Borders и другие гиганты отрасли не только открыли конкури­рующие сайты, но и разработали и предложили про­граммы партнерства, вроде той, что уже используется Amazon.com.

В последние несколько месяцев мы являемся свидетелями настоящего всплеска рождаемости подражательных программ в Интернете, затрагива­ющих далеко не только книготорговлю. На сайте www.associate-it.com потенциальные предпринима­тели могут выбирать из более чем тысячи различ­ных программ аффилирования к бизнесу, действу­ющему в таких сферах, как, например, недвижимость, доставка цветов или реклама в прессе. Неко­торыми программами, в частности, той, что изло­жена на сайте buyMLMtools.com, предлагаются даже многоуровневые компенсации, которыми предусматривается рекрутирование новых участни­ков и получение комиссионных с продаж последних. Компанией Jupiter Communications, Inc. прогнозиру­ется, что к 2002 году программами аффилирования будут обеспечиваться 24% всех продаж электронной

торговли.

Картер приветствует модель аффилирования как прообраз массовой приватизации. Да и сам он явля­ется партнером Amazon.com. Впрочем, Картер при­знает, что подобный он-лайновый бизнес пока не обеспечивает доходов, которые могли бы заменить корпоративный оклад. Большой Взрыв массовой при­ватизации произойдет только тогда, когда будут выра­ботаны стратегии, которые обеспечат достаточный для жизни доход тысячам людей одновременно. А пока что, по мнению Картера, похоже, только МЛМ-компании владеют этим трюком.

«У сетевого маркетинга есть свои ограничения, — говорит Картер. — Он обеспечивает частную соб­ственность только в сфере продаж и маркетинга, тогда как большинство людей не имеют к торговле никакого отношения». Тем не менее Картер полага­ет, что многоуровневый маркетинг делает большое дело, прокладывая дорогу грядущей массовой прива­тизации. «Сетевой маркетинг является лидером рево­люционных преобразований, — продолжает он. — Эта революция изменит не только характер нашей работы, но и систему обучения наших детей, прин­ципы построения наших семей и самого нашего общества».

ГЛАВА 12СИЛА ПЧЕЛИНОГО РОЯ

Лихорадочное возбуждение охватило Уолл-стрит 6 апреля 1998 года. Впервые в истории промышлен­ный индекс Доу-Джонса перешагнул отметку 9000 пунктов. Финансовая пресса неистовствовала. А меж­ду тем наиболее примечательный аспект события ос­тавался в тени. Многоопытные эксперты полностью проигнорировали ту малозаметную, но чрезвычайно важную роль, которую сыграл в выведении индекса на новую высоту сетевой маркетинг.

А все началось с самого крупного в истории биз­неса слияния, о котором было объявлено ранее в тот же день, — с 85-миллиардной сделки между вторым в мире банком Citicorp и страховым гигантом Travelers Group. Теперь под именем Citigroup они совместно образовали новую корпорацию, которая немедленно заняла положение самого крупного в мире провайде­ра финансовых услуг. Citigroup могла похвастаться активами на сумму 700 миллиардов долларов и 100 миллионами собственных клиентов. Как реакция на сделку до заоблачных высот поднялась цена на акции объединившихся компаний. Взаимные фонды, вла­девшие значительными их пакетами, буквально озо­лотились.

СКРЫТЫЙ КАТАЛИЗАТОР

Так какое же отношение имел ко всему этому се­тевой маркетинг? По сути, именно он лежал в основе слияния и рождения Citigroup. В качестве одного из наиболее ценных активов Travelers Group выступала ее дочерняя компания многоуровневого маркетинга Primerica. Она выполняла функцию канала распреде­ления для широкого круга других компаний, входив­ших в состав Travelers Group. Primerica продавала все: от участия во взаимных фондах Smith Barney до зай­мов Commercial Credit и имущественного страхования и страхования от несчастных случаев Travelers/Aetna. Причем продавала с потрясающей энергией и успе­хом.

В январском 1998 года докладе CIBC Oppenheimer компания Primerica названа «основным проводником кросс-продаж корпорации Travelers Group». Агентство по ценным бумагам Donaldson, Lufkin & Jenrette Securities в собственном отчете за март 1998 года вос­хищается продемонстрированной Primerica способно­стью разместить около 50% всех свободных кредитов Commercial Credit. «В действительности Primerica смогла сформировать в 1996 году больше новых фон­дов Smith Barney Inc., чем сама Smith Barney», — во­сторгается «Atlanta Business Chronicle» в своем выпус­ке от 14 февраля 1997 года.

БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ ВРАЗНОС

Одним словом, Travelers Group сумела извлечь максимальную пользу из эффекта синергизма. Ее се­тевой коммерческий персонал прекрасно выполнял роль проводника финансовых услуг. Со своей сторо­ны, многочисленные дочерние компании Travelers I Group обеспечивали клиентуре Primerica самый ши­рокий спектр высококачественных предложений. «По сути, одним из мотивов слияния Citicorp и Travelers Group, — признает в апрельском 1999 года номере «Network Marketing Lifestyles» исполнитель­ный директор Primerica Джозеф Пламери, — был расчет на возможность реализации кросс-продаж финансовых услуг всех наших будущих сестринских компаний».

Теперь, когда Primerica оказалась в одной связке со вторым в мировом рейтинге банком Citicorp, Пла-мери рассчитывает на то, что его агенты смогут вско­ре начать торговать вразнос чековыми счетами этого банка. «Личный финансовый консультант может прийти к вам прямо на дом, доставить чеки, выпол­нить индивидуальный финансовый анализ, помочь составить план финансовых действий, которые отны­не включают и банковский аспект, — рассуждает Пламери в ноябрьском 1998 года выпуске «American Banker». — Вы получаете в свое распоряжение банки­ров, которые готовы работать у вас дома».

Как ранее Фейт Попкорн предрекала в своем отче­те конец шопинга, так и в новой своей книге «Щел­чок» она прогнозирует конец банковского обслужива­ния в том виде, каким мы его знаем сегодня. «Пред­ставьте себе... банк, где за вами на постоянной осно­ве закреплен служащий, который знает вас по имени, знает вашу кредитную историю... ваш "личный бан­кир", — интригующе фантазирует она. Сетевой мар­кетинг может вскоре воплотить эту мечту в действи­тельность совершенно неожиданным образом — через компанию Primerica.

Наши рекомендации