Естественное обретение свободы
Картер понял, что проблема кроется в самом существовании корпораций. Пока люди служат гигантским бюрократиям, они мало чем отличаются от рабов. Истинная свобода доступна только тем, кто владеет и управляет собственным бизнесом. Но как сегодняшние десятки миллионов занятых в компаниях людей могут вдруг стать хозяевами своего дела? Где они возьмут необходимые для этого капиталы, клиентов, ноу-хау? Располагает ли экономика достаточным уровнем спроса, чтобы обеспечить существование сонма самостоятельных хозяйственных единиц?
Общепринятый здравый смысл подсказывает, что нет. Им утверждается, что работающие на дому предприниматели будут просто раздавлены мегакорпорациями, предлагающими лучшие услуги за меньшие деньги. Но Картер отвергает сам общепринятый здравый смысл. Он наблюдает, как фундаментальные силы экономики, подобно термитам, подтачивают гигантские корпорации. Картер верит, что вскоре работники обретут свободу без какой-либо помощи или просвещенного вмешательства со стороны гуру менеджмента. Перемены произойдут самопроизвольно и естественно вследствие коллапса Большого Бизнеса. И случится это раньше, чем может показаться.
В ПОИСКАХ МИРА ХОРЭЙШИО АЛДЖЕРА
В 1931 году молодой англичанин, студент школы экономики по имени Рональд Коус отправился в путешествие по Соединенным Штатам. Он рассчитывал лично познакомиться с тем духом экономической инициативы и свободы, который столь красочно описывался Хорэйшио Алджером в его классических романах о счастливом превращении бедняков в миллионеров. Однако вместо этого Коус увидел несметные толпы американцев, с покорностью овец отдающихся в руки корпораций и мечтающих лишь о постоянном рабочем месте. Что же случилось с хваленой американской предприимчивостью? «Почему, — задается вопросом Коус, — в условиях экономики свободного предпринимательства работник добровольно соглашается идти в кабалу к корпорации вместо того, чтобы продавать клиентам собственный продукт или услугу на открытом рынке?»
В поисках ответа на этот вопрос Коус пишет научный доклад под названием «Природа фирмы». Однажды доклад принесет своему автору Нобелевскую премию, а пока что Коус делает вывод о том, что компаниям дешевле нанимать работников на условиях полной занятости, поскольку трансакционные издержки на ведение бизнеса со сторонними поставщиками и провайдерами слишком велики. Иными словами, дешевле нанять секретаршу, чем заключать договор с независимой машинисткой на напечатание каждой строчки и каждой буквы. Таким образом, у несостоявшихся героев Хорэйшио Адджера просто не было клиентуры в корпоративной среде, поскольку цена их услуг оказывалась слишком высокой. Холодная логика экономики не оставляла им иных возможностей, кроме как являться, комкая шляпу в руках, в отдел кадров в надежде на постоянное место с фиксированным окладом.
ЧЕМ МЕНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
Сегодня ситуация совсем иная. Как пишет Пол Зейн Пилзер в своей книге «Бог хочет, чтобы вы были богаты», «если бы Коус готовил свой доклад в наши дни, то пришел бы к прямо противоположному заключению». Технологии позволили настолько значительно снизить трансакционные издержки, что сегодня для корпораций дешевле и проще передавать большую часть работ на сторону. Низкие тарифы на телефонную связь, бесплатная электронная почта, услуги срочной доставки, немедленные расчеты через компьютерные сети предельно упростили процесс взаимодействия, даже когда люди оказываются в тысячах миль друг от друга. По мнению Пилзера, современная экономика требует от «большинства крупных корпораций значительного сокращения штатного персонала, а от многих — и вовсе
схода со сцены».
Именно это и существует в действительности. Крупные компании уменьшаются в размерах, а меньшие активизируют свою деятельность. «Сегодня уже 50% американского экспорта формируется компаниями с числом занятых 19 человек и меньше... — пишет в своем «Глобальном парадоксе» Джон Нейсбитт. — Список «Fortune-500» покрывает лишь 10% американской экономики, тогда как в 1970 году доля 500 крупнейших корпораций в национальной экономике составляла 20%».
ФАКТОР ПЧЕЛИНОГО РОЯ
Ученые, изучающие поведение птичьих стай с помощью высокоскоростной съемки, сделали примечательное открытие. Было выяснено, что птицы быстрее реагируют на малейшие перемены в динамике движения стаи, чем на сигналы собственного мозга. Когда стая отклоняется, с тем чтобы избежать встречи с хищником, каждой из птиц требуется около 1/70 секунды, чтобы в точности повторить маневр ближайшей своей соседки. Это меньше, чем время индивидуальной реакции отдельной птицы. Стая делает повороты, устремляется вниз, меняет форму словно единое живое существо и потому легко и изящно уходит от врагов. Между тем ею руководит не интеллект. Стаей движет лишь бездумная реакция каждой из птиц на маневры соседней птицы. «Птичья стая — это больше, чем просто совокупность отдельных особей», — заключает в своей книге «Вне контроля» главный редактор журнала «Wired» Кевин Келли.
По мере того как экономика дробится на все более мелкие хозяйственные единицы, она также начинает демонстрировать поведение, которое Келли определяет как стайное, или поведение пчелиного роя. Структура, составленная из миллионов мелких элементов, способна действовать на рынке более оперативно и решительно, чем неповоротливая бюрократия. «Математики говорят, что суммарный вес сети растет как квадрат числа ее элементов... — пишет Келли в «Новых правилах новой экономики». — Так, тысячи членов могут иметь в сумме миллионы дружественных связей». Будь-то среди людей или среди животных, динамика роя обеспечивается совокупным числом случайных связей между особями.
Чем больше отдельных единиц включено в сеть, тем большее число связей может между ними сформироваться. А чем больше связей, тем более эффективно сеть как таковая реагирует на изменения рыночной ситуации.
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ СИЛА
Корпорации в наши дни распадаются, словно испытывают на себе действие центробежной силы. Старт дан, и остается только наблюдать, какая из компаний расколется на более мелкие фрагменты, сможет сделать это быстрее других и, как следствие, раньше прочих трансформируется из бюрократии в пчелиный рой. Приз в этой странной гонке дезинтеграции — сама жизнь. «Огромные корпорации, вроде IBM, Phillips и GM, если они хотят выжить, должны распасться и превратиться в союзы автономных мелких подрядных компаний», — пишет Джон Нейсбитт в «Глобальном парадоксе».
Так, Asea Brown Boveri раскололась на тысячу двести разнопрофильных компаний, в каждой из которых занято около двухсот человек. AT&T самостоятельно разделилась на двадцать подразделений, полностью ответственных за собственные прибыли и убытки. Но и это лишь полумеры, отмечает Барри Картер. Преимущество в современной экономике принадлежит не тем компаниям, которым удалось разделиться на десятки или даже сотни обособленных частей, а тем, что распались на миллионы элементов. Фактор Пчелиного Роя обретет полную силу лишь при условии, что каждый работник действует автономно и может перемещаться на рынке столь же свободно, как птица в границах стаи. Именно в этом кроется сила массовой приватизации.
«Стоит одному представителю отрасли обратиться к массовой приватизации, — пишет Картер, — и вся отрасль, по принципу домино, последует за ним, компания за компанией. Либо они пойдут на это, либо будут вынуждены уйти из бизнеса».
СЛЕДУЮЩИЙ РУБЕЖ
В качестве иллюстрации Картер приводит пример книготоргового бизнеса. Amazon.com обеспечила себе стремительный выход на рынок, заручившись поддержкой роя независимых партнеров, распространивших логотип компании по всему пространству и самым дальним закоулкам Интернета. Крупнейшим книготорговым сетям не оставалось ничего иного, как пуститься вдогонку. Barnes and Noble, Borders и другие гиганты отрасли не только открыли конкурирующие сайты, но и разработали и предложили программы партнерства, вроде той, что уже используется Amazon.com.
В последние несколько месяцев мы являемся свидетелями настоящего всплеска рождаемости подражательных программ в Интернете, затрагивающих далеко не только книготорговлю. На сайте www.associate-it.com потенциальные предприниматели могут выбирать из более чем тысячи различных программ аффилирования к бизнесу, действующему в таких сферах, как, например, недвижимость, доставка цветов или реклама в прессе. Некоторыми программами, в частности, той, что изложена на сайте buyMLMtools.com, предлагаются даже многоуровневые компенсации, которыми предусматривается рекрутирование новых участников и получение комиссионных с продаж последних. Компанией Jupiter Communications, Inc. прогнозируется, что к 2002 году программами аффилирования будут обеспечиваться 24% всех продаж электронной
торговли.
Картер приветствует модель аффилирования как прообраз массовой приватизации. Да и сам он является партнером Amazon.com. Впрочем, Картер признает, что подобный он-лайновый бизнес пока не обеспечивает доходов, которые могли бы заменить корпоративный оклад. Большой Взрыв массовой приватизации произойдет только тогда, когда будут выработаны стратегии, которые обеспечат достаточный для жизни доход тысячам людей одновременно. А пока что, по мнению Картера, похоже, только МЛМ-компании владеют этим трюком.
«У сетевого маркетинга есть свои ограничения, — говорит Картер. — Он обеспечивает частную собственность только в сфере продаж и маркетинга, тогда как большинство людей не имеют к торговле никакого отношения». Тем не менее Картер полагает, что многоуровневый маркетинг делает большое дело, прокладывая дорогу грядущей массовой приватизации. «Сетевой маркетинг является лидером революционных преобразований, — продолжает он. — Эта революция изменит не только характер нашей работы, но и систему обучения наших детей, принципы построения наших семей и самого нашего общества».
ГЛАВА 12СИЛА ПЧЕЛИНОГО РОЯ
Лихорадочное возбуждение охватило Уолл-стрит 6 апреля 1998 года. Впервые в истории промышленный индекс Доу-Джонса перешагнул отметку 9000 пунктов. Финансовая пресса неистовствовала. А между тем наиболее примечательный аспект события оставался в тени. Многоопытные эксперты полностью проигнорировали ту малозаметную, но чрезвычайно важную роль, которую сыграл в выведении индекса на новую высоту сетевой маркетинг.
А все началось с самого крупного в истории бизнеса слияния, о котором было объявлено ранее в тот же день, — с 85-миллиардной сделки между вторым в мире банком Citicorp и страховым гигантом Travelers Group. Теперь под именем Citigroup они совместно образовали новую корпорацию, которая немедленно заняла положение самого крупного в мире провайдера финансовых услуг. Citigroup могла похвастаться активами на сумму 700 миллиардов долларов и 100 миллионами собственных клиентов. Как реакция на сделку до заоблачных высот поднялась цена на акции объединившихся компаний. Взаимные фонды, владевшие значительными их пакетами, буквально озолотились.
СКРЫТЫЙ КАТАЛИЗАТОР
Так какое же отношение имел ко всему этому сетевой маркетинг? По сути, именно он лежал в основе слияния и рождения Citigroup. В качестве одного из наиболее ценных активов Travelers Group выступала ее дочерняя компания многоуровневого маркетинга Primerica. Она выполняла функцию канала распределения для широкого круга других компаний, входивших в состав Travelers Group. Primerica продавала все: от участия во взаимных фондах Smith Barney до займов Commercial Credit и имущественного страхования и страхования от несчастных случаев Travelers/Aetna. Причем продавала с потрясающей энергией и успехом.
В январском 1998 года докладе CIBC Oppenheimer компания Primerica названа «основным проводником кросс-продаж корпорации Travelers Group». Агентство по ценным бумагам Donaldson, Lufkin & Jenrette Securities в собственном отчете за март 1998 года восхищается продемонстрированной Primerica способностью разместить около 50% всех свободных кредитов Commercial Credit. «В действительности Primerica смогла сформировать в 1996 году больше новых фондов Smith Barney Inc., чем сама Smith Barney», — восторгается «Atlanta Business Chronicle» в своем выпуске от 14 февраля 1997 года.
БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ ВРАЗНОС
Одним словом, Travelers Group сумела извлечь максимальную пользу из эффекта синергизма. Ее сетевой коммерческий персонал прекрасно выполнял роль проводника финансовых услуг. Со своей стороны, многочисленные дочерние компании Travelers I Group обеспечивали клиентуре Primerica самый широкий спектр высококачественных предложений. «По сути, одним из мотивов слияния Citicorp и Travelers Group, — признает в апрельском 1999 года номере «Network Marketing Lifestyles» исполнительный директор Primerica Джозеф Пламери, — был расчет на возможность реализации кросс-продаж финансовых услуг всех наших будущих сестринских компаний».
Теперь, когда Primerica оказалась в одной связке со вторым в мировом рейтинге банком Citicorp, Пла-мери рассчитывает на то, что его агенты смогут вскоре начать торговать вразнос чековыми счетами этого банка. «Личный финансовый консультант может прийти к вам прямо на дом, доставить чеки, выполнить индивидуальный финансовый анализ, помочь составить план финансовых действий, которые отныне включают и банковский аспект, — рассуждает Пламери в ноябрьском 1998 года выпуске «American Banker». — Вы получаете в свое распоряжение банкиров, которые готовы работать у вас дома».
Как ранее Фейт Попкорн предрекала в своем отчете конец шопинга, так и в новой своей книге «Щелчок» она прогнозирует конец банковского обслуживания в том виде, каким мы его знаем сегодня. «Представьте себе... банк, где за вами на постоянной основе закреплен служащий, который знает вас по имени, знает вашу кредитную историю... ваш "личный банкир", — интригующе фантазирует она. Сетевой маркетинг может вскоре воплотить эту мечту в действительность совершенно неожиданным образом — через компанию Primerica.