ВОПРОС № 4: Принятие решений в маркетинге.

Маркетинговое решение – решение, принимаемое менеджером в процессе осуществления маркетинговой деятельности.

Среди множества решений выделяют организационные решения –выбор, который должен сделать менеджер, чтобы выполнить свои должностные обязанности. Цель принятия организационного решения – обеспечить выполнение задач организации.

Классификация маркетинговых решений:

1. По отношению к маркетинговой среде

· Решения, касающиеся внешней среды

· Решения, касающиеся внутренней среды

2. По уровню управления

· Решения, принимаемые на высшем уровне

· Решения, принимаемые на низшем уровне

3. По значимости решений

· Стратегические решения

· Оперативно – тактические

· Операционные

4. По функциям управления

4.1. Решения в области планирования

· Какова миссия организации

· Каковы маркетинговые цели и стратегии

· Какие изменения внешней среды следует учитывать при разработке стратегии

· Каковы планы продаж по товарам, рынкам, каналам распределения

4.2. Решения в области организации

· Как структурировать маркетинговые службы

· Как скоординировать работу подразделений для эффективной маркетинговой деятельности

· Какими полномочиями наделить нижестоящих руководителей

· Как распределить обязанности между сотрудниками

· Кого из претендентов на вакансию принять на работу

4.3. Решения в области мотивации

· В чем нуждаются подчиненные

· Как стимулировать эффективный труд

· Как повысить производительность труда и уровень удовлетворенности персонала

4.4. Решения в области контроля

· Как измерять и как оценивать результаты работы

· Каковы показатели эффективности труда

· Насколько достигнуты маркетинговые цели

· Как скорректировать работу в случае отклонений от планов

Факторы, влияющие на процесс принятия решения:

1.Личностные оценки лица, принимающего решения (субъективное ранжирование важности, качества, блага)

2.Условия неопределенности – условия, при которых невозможно оценить вероятность потенциальных результатов

3.Время и изменяющаяся среда

4.Информационные ограничения

5.Поведенческие ограничения

6.Негативные последствия

7.Взаимозависимость решений

Модели и основанные на них методы обоснования маркетинговых решений:

1. Теория игр – метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов

2. Теория очередей используется для определения оптимального числа каналов обслуживания относительно потребности в них в целях минимизации избыточной пропускной способности и очередей

3. Управление запасами используется для определения времени размещения заказов на ресурсы, их количества, а также количества готовой продукции на складах. Цель – минимизация издержек на размещение заказов, хранение запасов и издержек, связанных с недостаточным уровнем запасов

4. Модели линейного программирования применяются для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей в них

5. Имитационное моделирование – создание модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации

6. Экономический анализ – методы оценки издержек, доходов и рентабельности, в т.ч. анализ безубыточности

7. Платежная матрица основана на концепции «ожидаемого значения» варианта – суммы возможных значений, умноженных на соответствующие вероятности

8. Дерево решений – схематичное представление проблемы принятия решения

9. Методы прогнозирования

· Анализ временных рядов или проецирование тренда – метод выявления тенденции прошлого и продления их в будущее

· Причинно – следственное моделирование или коррелирование

· Качественные методы, осуществляемые с помощью экспертов (мнение жюри, сбытовиков, ожидания потребителей)

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

План занятий

№ п/п Наименование темы Содержание Форма проведения
Становление и развитие маркетинга 1. Эволюции маркетинга. 2. Этика маркетинга. 3. Перспективы развития маркетинга. Устный опрос, рефераты
Концепция маркетинга 1. Цели и задачи маркетинга. 2. Концепции маркетинга 3. Актуальность маркетинга для белорусских предприятий. Устный опрос, рефераты
Маркетинговая среда 1. Понятие маркетинговой среды. 2. Контролируемые факторы. 3. Неконтролируемые факторы. Устный опрос, рефераты
Система маркетинговой информации 1. Сущность и содержание маркетинговой информации 2. Классификация маркетинговой информации. 3. Понятие и элемента маркетинговой информационной системы. Устный опрос, рефераты
Маркетинговые исследования 1. Сущность маркетинговых исследований. 2. Кабинетное и полевое исследование. 3. Количественные и качественные методы сбора информации. 4. Подготовка отчета о маркетинговых исследованиях. Устный опрос, работа в группе над практической ситуацией
Исследования рынка 1. Подходы к классификации рынков. 2. Рынок продавца и рынок покупателя. 3. Емкость рынка. Доля рынка. 4. Перспективы развития рынка. Рефераты, решение задач
Сегментация рынка как исходная предпосылка удовлетворения потребностей 5. Сущность сегментации рынка 6. Основные признаки сегментации рынка потребительских товаров. 7. Основные признаки сегментации рынка товаров производственного назначения. 8. Выбор целевого рынка. 9. Сущность позиционирования товара. Устный опрос, рефераты
Поведение потребителей и покупателей 1. Сущность потребительского поведения. 2. Факторы, оказывающие влияние на поведение покупателей. 3. Процесс принятия решения о покупке. 4. Поведение покупателей на промышленных рынках. 5. Модель закупочного центра. 6. Правовая защита прав покупателей и потребителей. Работа в группе над практической ситуацией
Товарная политика 1. Сущность и задачи товарной политики. 2. Маркетинговая классификация товаров. 3. Сущность конкурентоспособности товара. 4. Концепция жизненного цикла товара. 5. Формирование и использование фирменного стиля. 6. Сервис в товарной политике. Рефераты, работа в группе над практической ситуацией
Товарный знак 1. Понятие товарного знака, виды товарных знаков. 2. Понятие «товарный знак» и «бренд». Требования, предъявляемые к товарному знаку. Виды товарных знаков. 3. Разработка товарного знака. 4. Правовая охрана товарных знаков на международном и национальном уровнях. Работа в группе над практической ситуацией
Ассортиментная политика предприятия 1. Сущность ассортиментной политики предприятия. 2. Основные решения в области товарного ассортимента. 3. Ассортиментная политика торгового предприятия. 4. Новый товар в маркетинге. 5. Создание нового товара. Устный опрос, рефераты
Упаковка и маркировка товара 1. Упаковки в системе маркетинга. 2. Требования к упаковке. 3. Концепция создания упаковки. 4. Понятие и основные функции маркировки. 5. Штриховой код: понятие и функции. Устный опрос, работа в группе над практической ситуацией
Брендинг 1. Брендинг как современное направление маркетинговой деятельности. 2. Составляющие бренда и его атрибуты. 3. Бренд-менеджмент: понятие и цели. 4. Оценка эффективности брендинга. Рефераты
Ценовая политика 1. Цена в маркетинге. Факторы, оказывающие влияние на цену. 2. Определение базового уровня цены. 3. Установление цены с ориентацией на уровень конкуренции и спрос. 4. Особенности установления цены на товары производственного назначения. 5. Ценовая политика в торговле. Устный опрос, решение задач
Управление ценами 1. Психологические аспекты установления цены. 2. Политика скидок. 3. Контрактная цена. Инкотермс. Лизинг. 4. Государственное регулирование цен. Устный опрос, решение задач
Политика продвижения 1. Сущность политики продвижения. 2. Основные инструменты продвижения товара: Реклама. Стимулирование продаж. Связи с общественностью. 3. Личные и безличные коммуникации. 4. Понятие ATL - и BTL - мероприятий. Устный опрос, рефераты
Рекламная деятельность предприятия 1. Сущность рекламной деятельности. 2. Содержание и структура рекламного рынка. 3. Характеристика рекламных носителей 4. Организация рекламной деятельности. Работа в группе над практической ситуацией
Связи с общественностью 1. Цели и задачи общественных связей. 2. Используемые прессы в общественных связях. 3. Организация связей со средствами массовой информации. 4. Проведение PR-акций и PR-кампаний. Рефераты
Стимулирование продаж 1. Методы стимулирования продаж. 2. Стимулирование потребителей. 3. Стимулирование продаж. 4. Разработка программы стимулирования. Устный опрос, работа в группе над практической ситуацией
Персональные продажи 1. Процесс персональной продажи. 2. Установление целевой аудитории. 3. Представление товара. 4. Управление персональными продажами. Рефераты
Ярмарки и выставки как инструмент маркетинга   1. Основные задачи ярмарочной и выставочной деятельности. 2. Классификация ярмарок и выставок. 3. Этапы подготовки к участию в работе ярмарок и выставок. 4. Работа персонала на ярмарке или выставке. Рефераты
Политика распределения 1. Сущность политики распределения. 2. Участники канала распределения 3. Выбор канала распределения. 4. Прямые каналы распределения. 5. Косвенные каналы распределения. 6. Физическое распределение. Логистика. Устный опрос, рефераты
Оптовая торговля   1. Сущность оптовой торговли. 2. Виды и формы оптовых предприятий. 3. Биржевой товар и биржевая торговля. 4. Основные методы регулирования оптовой торговли. Рефераты
Розничная торговля   1. Сущность розничной торговли. 2. Формы предприятий розничной торговли. 3. Основные маркетинговые решения, принимаемые розничными торговцами. 4. Мерчендайзинг и его использование в розничной торговле. Устный опрос, рефераты
Управление каналами распределения   1. Сущность управления каналами распределения. 2. Понятие традиционного канала распределения. 3. Вертикальная маркетинговая система. 4. Корпоративные, управляемые и договорные маркетинговые системы. 5. Критерии и стадии отбора посредников. 6. Программы стимулирования посредников. Рефераты
Прямой маркетинг   1. Сущность прямого маркетинга. 2. Маркетинг по каталогу. 3. Телефонный маркетинг. 4. Интернет-маркетинг. 5. Правовые основы прямого маркетинга. Работа в группе над практической ситуацией
Управление маркетингом   6. Сущность управления маркетингом. 7. Структура управления маркетингом. 8. Маркетинговый контроль. 9. Процесс контроля. Виды контроля. Устный опрос, рефераты



3.2. Практические и ситуационные задания

Задание № 1

В литературе по маркетингу достаточно часто приводят притчу о том, как Юлий Цезарь, пригласив гостей, решил удивить их необыкновенным обедом. Вызвав своего повара, он сообщил ему о таком желании и с нетерпением ждал обеда. В назначенное время повар принес огромное блюдо раков. Для гостей это не было чем-то необыкновенным и такое блюдо нисколько их не удивило. Увидев такую ситуацию, повар сказал: «Вы посмотрите, раки вареные, но все двигаются». Тогда Цезарь спросил повара, как он этого мог достичь. Повар ответил, что в середину вареных раков положил одного живого и он, шевелясь, заставлял двигаться других.

Какое отношение приведенная притча имеет к маркетингу? Можно ли сравнить живого рака в тарелке с маркетингом в рыночной экономике?

ЗАДАНИЕ № 2

Чем отличаются друг от друга два подхода к управлению маркетингом: концепция совершенствования товара и концепция совершенствования производства? Приведите примеры обоих подходов.

ЗАДАНИЕ № 3

Почему некоторые организации переходят от концепции мар­кетинга к концепции социально-этичного маркетинга?

ЗАДАНИЕ № 4

Чем отличается маркетинг от коммерческих усилий по сбыту? Какую работу вы предпочли бы после окончания университета: специалиста по маркетингу или специалиста по сбыту?

ЗАДАНИЕ № 5

На какой концепции маркетинга основана деятельность следующих фирм?

1. Фирма занимается производством экипировки и снаряжения для охоты, рыбалки и туризма. Разработку новых моделей фирма осуществляет, основываясь на требованиях рынка.

2. Фирма производит канцелярские товары без изучения спроса на данном рынке, ориентируясь на агрессивные формы продвижения.

3. Строительная фирма занимается реставрацией фасадов особняков в центре города. На работу нанимаются только те рабочие, которые имеют прописку в данном городе.

4. Мебельная фабрика производит недорогую практичную мебель не лучшего качества, однако продукция фирмы широко представлена в торговой сети.

5. Компания занимается производством теле- и видеоаппаратуры, постоянно совершенствуя свой товар. Менеджмент фирмы думает только о совершенствовании товарной политики, а не о спросе на него.

ЗАДАНИЕ № 6: «Американская компания – производитель оборудования»

Основой политики менеджмента крупной американской компании – производителя оборудования – было производство как можно более крупных, мощных и не требующих обслуживания станков, поскольку производственные мощности компании лучше всего подходили для производства такого рода оборудования. Потребители, однако, стали предпочитать меньшее по размерам и более дешевое оборудование без высоко-износостойких инженерных качеств, которое можно эксплуатировать без технического обслуживания. Руководители маркетингового отдела компании порекомендовали осуществить изменение конструкции всего ассортимента оборудования, но встретили решительное сопротивление производственных и технических служб, которые утверждали что существующая конструкция изделий и структура затрат были лучшими, чем у остальных конкурентов компании. По их словам, единственное, что требуется, так это лучшая организация сбыта. Высшее руководство компании встало на сторону технических экспертов. И только после того, как компания потеряла значительную долю своего рынка и практически оказалась на грани банкротства, ее президент согласился на изменение номенклатуры продукции.

1. Какой ориентации бизнеса придерживается компания?

2. Сформулируйте причину падения спроса на продукцию компании.

3. Предложите возможные варианты улучшения деятельности компании.

4. Представьте, что вы назначены руководителем отдела маркетинга компании. С чего бы вы начали свою деятельность?

ЗАДАНИЕ № 7

Предприятие производит калькуляторы. На основе результатов исследований своего традиционного рынка служба маркетинга приходит к выводу, что у их потребителей появились новые задачи, требующие выполнения таких операций, как возведение в степень, извлечение корня, вычисление логарифмов, сложных процентов и некоторых других. В прежней модели калькулятора выполнение таких операций не было предусмотрено. Для более полного удовлетворения нужд потребителей в производстве вычислений на предприятии принято решение разработать новую модель калькулятора, выполняющего эти операции. Какая концепция маркетинга применена в данном случае:

A. Совершенствования производства?

Б. Совершенствования товара?

B. Интенсификации коммерческих усилий и стимулирования сбыта?

Г. Интегрированного маркетинга?

Д. Социально-этичного маркетинга?

Е. Маркетинга партнерских отношений?

Ж. Маркетинга, ориентированного на стоимость?

ЗАДАНИЕ № 8

1. Маркетинг можно определить как:

а) управление сбытом;

б) рыночный потенциал фирмы;

в) деятельность, направленная на продвижение товара;

г) деятельность, направленная на получение прибыли посредством удовлетворения потребностей.

2. Исторической предпосылкой возникновения маркетинга является:

а) кризис сбыта;

б) рост производительности труда;

в) повышение профессионализма работников сбыта;

г) распыление промышленного и торгового капиталов.

3. Сущность концепции «социально-этического» маркетинга заключается в том, что:

а) спросом пользуются товары с низкой ценой и широко представленные в торговле;

б) качество товара – главное условие успешного бизнеса;

в) общественное благосостояние – обязательный фактор бизнеса;

г) необходимо производство только тех товаров, на которые уже существует или может быть сформирован спрос.

Задание № 9

Какими методами сбора первичных данных необходимо воспользоваться в следующих ситуациях:

1. Владелец магазина готовой одежды намерен расширить ассортимент товаров и желает узнать, какие виды одежды будут пользоваться повышенным спросом

2. Фирма, планирующая производство нового продукта – молочно – фруктовых коктейлей, должна определить наличие спроса на этот продукт

3. Производители хлебобулочных изделий хотели бы определить объемы, ассортимент и частоту закупок семьями хлеба и другой выпечки по дням недели

4. Меннеджер отдела столовой посуды поставил перед собой задачу – подсчитать, какой процент покупателей, посетивших отдел, уходят с покупкой.

ЗАДАНИЕ № 10

Фирма - производитель пластмассовых колпачков к флаконам для шампуня - безуспешно пыталась получить от своих потребителей (производителей шампуня) необходимую для непрерывного улучшения качества товара информацию. Что необходимо предпринять фирме, чтобы получить требуемую информацию. Какие проблемы, связанные с потребителями, могли бы вскрыть эти исследования?

ЗАДАНИЕ № 11

Вы работаете директором по маркетингу в фирме, производящей консервированные про­дукты питания. Ваш начальник хочет узнать, какое количество магазинов торгует пи­кантным соусом вашего производства. Поскольку вы продаете продукцию через оптовых торговцев, вы не можете дать ответ на этот вопрос немедленно. Вашему начальнику необходимо получить ответ через два дня. Каковы будут ваши действия?

ЗАДАНИЕ № 12

Предложите нестандартные способы изучения следующих вопросов:

1. Компании, выпускающей ликеры, необходимо оценить потребление ликеров в городе, в котором официально установлен "сухой закон".

2. Фирма - дистрибьютор журналов хочет узнать, сколько людей читают тематические журналы в приемных врачей.

ЗАДАНИЕ № 13

1. Вторичные данные в маркетинге – это:

а) перепроверенная информация;

б) второстепенная информация;

в) информация, полученная из внешних источников или собственная информация, первоначально полученная с другими целями.

2. Для функционирования маркетинговой информационной системы необходимы следующие ресурсы:

а) квалифицированный персонал;

б) методические приемы работы с информацией;

в) офисное оборудование;

г) все ответы верны.

ЗАДАНИЕ № 14

Заполните табл.1 соответствующими примерами вопросов, которые могут быть использованы при составлении анкет для маркетингового исследования.

Таблица 1 Типы вопросов, используемых при составлении анкет

Классификационный признак Типы вопросов
1. Характер ответов ▪ открытые; ▪ закрытые; ▪ полузакрытые
2. Достоверность ответов ▪ основные; ▪ контрольные
3. Степень свободы респондента ▪ вопросы о намерениях и мнениях ▪ вопросы о фактах и действиях
4. Степень сложности вопросов ▪ контактные; ▪ сложные; ▪ заключительные

ЗАДАНИЕ № 15

Определите в каких из приведённых ниже примеров речь идёт о гипотезе, и в каких о догадке или достоверном знании:

1)Американский учёный Дж. Нрайгу (из Национального научно - исследовательского института воды в Берлингтоне) собрал воедино и проанализировал, по-своему оценив, следующие исторические данные: «Древние римляне потребляли в шесть раз больше синца, чем допустимо по современным медицинским нормам. Отравление свинцом приводило к тяжёлым психическим расстройствам, изменениям личности и умственной деградации. Во времена Римской империи особым шиком считалось пользование свинцовой посудой - от кастрюль до рюмок. В свинцовых бутылях хранилось вино, римляне имели привычку добавлять в него для вкуса виноградный сироп, сваренный в свинцовом котле.... Одной чайной ложки такого сиропа было достаточно, чтобы получить хроническое отравление свинцом... За двести лет, с 20 по 220 год нашей эры, Римом правили более двадцати императоров с различными психическими отклонениями». На этом основании Нрайгу выдвинул идею: падение Римской империи было предрешено отравлени­ем римлян свинцом. (Эврика- 85. М, 1985.)

2) В 40-х годах XIX в. Г.Т. Фехнер высказал мысль о том, что электрический ток есть движение по проводнику положительных и отрицательных электрических частиц в противопо­ложных направлениях. Вероятность данного положения он обосновал, исходя из явления электромагнитной индукции, открытого Фарадеем в 1831 г., и закона взаимодействия двух элементов тока, сформулированного Ампером в 1820 г. (Там же)

3)В 1897 г. английский физик Дж. Томсон провёл серию экспериментальных исследо­ваний катодных лучей, из которых следовал «общий вывод: электричество, по крайней мере отрицательное, имеет, как и вещество, дискретную структуру; во всех известных явлениях атомы отрицательного электричества имеют один и тот же заряд и одну и ту же массу» (Льоцци М. История физики. М., 1970). «Не случайно слово «электрон», введённое Стони в 1891 г., быстро распространилось и после 1900 г. стало общепринятым, так что никто из физиков не мог уже сомневаться в прерывистой структуре электричества» (там же).

4) В 1831 г. Фарадей экспериментально установил, что в проводнике с замкнутым кон­туром, движущемся в магнитном поле, возникает электрический ток. Это было одно из блестящих открытий Фарадея - открытие электромагнитной индукции, на которой базируется вся современ­ная электротехника.

Задание № 16

Найти изменение точки рыночного равновесия при следующих ситуациях:

а) произошел демографический взрыв.

б) изменилась мода на наш товар в худшую сторону.

в) предприятие занимается продажей нефтепродуктов, а нефтеперерабатывающая промышленность находится в бедственном положении в связи с тем, что источник нефтедобычи исчерпан.

Задание № 17

Определить емкость и долю рынка. За год было произведено продукции на сумму 18356млн.руб., было ввезено товара на сумму 458млн.руб., из них косвенный импорт составляет 10%, а вывезено за пределы страны на сумму 567млн.руб., где косвенный экспорт составляет 12%. Объем реализованной продукции торговым предприятием равен 89млн.руб.

Задание № 18

Дополните ниже представленную таблицу, исходя из того, что все указанные фирмы реализуют продукцию в объемах соответствующих минимальному выпуску.

Наименование фирмы отрасли Рыночный спрос на продукцию отрасли в тыс. шт. Доля фирмы на рынке, в % Размер фирмы Вид рынка
А      
B      
C      
D      
E      

ВОПРОС № 4: Принятие решений в маркетинге. - student2.ru

где di – доля i фирмы на рынке;

m – число фирм в отрасли;

Qij – количество j-го товара, производимой i-ой фирмой

если di до 10 % включительно – фирма мелкая, от 10 – 30 % включительно – средняя, от 30 % – крупная

Для совершенной конкуренции – di < 1%, Для монополистической конкуренции – di < 10 %, Для олигополии – di = 10 – 50 %, Для монополии – di = 100 %

ЗАДАНИЕ № 4Предположим, что на рынке некоторого товара действуют 13 фирм. Среди них 3 крупнейшие, которые имеют следующие доли в общем объе­ме продаж: 1-я – 12 %, 2-я – 10 %, 3-я – 5 %. Рассчитать индекс Линда для трех фирм.

Для трех наиболее крупных фирм индекс Линда:

ВОПРОС № 4: Принятие решений в маркетинге. - student2.ru

где d1, d2, d3 — рыночные доли (удельные веса) соответствующих фирм в общем объеме продаж.

ЗАДАНИЕ № 19

Определить для представленного рынка размеры фирм, используя долю занятых на каждом предприятии, суммы произведенной добавленной стоимости.

Наименование фирмы А Б В Г Д Е Ж З И К
Сумма произведенной добавленной стоимости
Численность работников
Доля рынка по сумме произведенной добавленной стоимости                    
Доля рынка по численности работников                    
Размеры фирмы                    

ВОПРОС № 4: Принятие решений в маркетинге. - student2.ru ВОПРОС № 4: Принятие решений в маркетинге. - student2.ru

где DC – добавленная стоимость

ri – численность работников i-фирмы.

ЗАДАНИЕ № 20

На рынке некоторого товара действуют 15 фирм. Доля 1-й – 30 %, 2, 3 – по 15 %, 4-й – 6 %, 5, 6, 7 – по 5 %, 8-12 – по 3 %, 13 – 2 %, 14, 15 – по 1 %. Рассчитайте индекс Херфиндаля-Хиршмана

ВОПРОС № 4: Принятие решений в маркетинге. - student2.ru

где gi — доля (удельный вес) каждой фирмы на рынке в общем объеме выпущенной продукции, %; к — количество фирм в отрасли

Рынок считается неконцентрированным (нормальным для конкуренции), если общий Ихх < 1000 ед. (т.е. если общая сумма квадратов удельных весов всей выпускаемой продукции в конкретной отрасли (на рынке) составит меньше 1000 ед.). Рынок считается высококонцентрирован­ным (неконкурентным), если общее значение указанного индек­са превышает 1800

Задание № 21.

Предложите эффективный способ сегментирования рынка для следующих товаров: моющие средства, корм для животных, кофе, автомобильные шины.

Задание № 22.

Какие факторы сегментации целесообразно использовать при выходе на рынок со следующими товарами:

а) овощами;

б) воздухоочистителями;

в) СВЧ-печами;

г) морозильными камерами?

Задание № 23.

Какие демографические факторы целесообразно использовать при сегментации рынка предприятиям:

а) пивоваренной промышленности;

б) по производству зубной пасты;

в) по производству мороженого?

Задание № 24.

На месте управляющего транспортной компанией, осуществляющей массовые перевозки, каким образом воспользовались бы вы сегментированием для привлечения внимания потенциальных пассажиров?

Задание № 25.

Чем отличается с позиции маркетинга (сегментации):

а) рынок соли от рынка автомобилей;

б) рынок товаров от рынка услуг;

в) сельский рынок от городского;

г) рынок овощей от рынка холодильников;

д) рынок самолетов от рынка арбузов?

Задание № 26.

Сегментировать по признакам (демографический, географический, психографический и т.д.) следующие рынки:

а) рынок зимней верхней одежды;

б) продукции мясоперерабатывающего предприятия;

в) книжный магазин.

Задание № 27.

Приведите примеры предприятий, использующих массовый маркетинг. Каковы его преимущества.

Задание № 28.

Вычислить розничную цену, если дано: себестоимость составляет 21 200 руб., прибыль – 6 000 руб., косвенные налоги – 5 440 руб., оптовая надбавка – 3 260 руб., розничная надбавка – 6 520 руб.

Задание № 29.

Определить цену комплекта агрегатным методом, если скидка на комплектность составляет 5%. В комплект входят: 2 наволочки, простынь, пододеяльник. Цена наволочки составляет 7 800 руб., простыни – 15 400 руб., пододеяльника – 32 200 руб.

Задание № 30.

Вычислить цену нового изделия методом структурной аналогии, если цена базового изделия составляет 84 000 руб., сумма материальных затрат, включенных в эту цену – 22 000 руб., а сумма материальных затрат, включенных в цену нового изделия составляет – 24 500 руб.

Задание № 31.

Рассчитать цену нового изделия методом структурной аналогии, если цена базового изделия составляет 21 000 руб., сумма основной заработной платы, включенной в эту цену – 6 000 руб., а сумма основной заработной платы, включенной в цену нового изделия составляет – 7 800 руб.

Задание № 32.

Определить цену новой стиральной машины методом удельных показателей, если цена базовой машины – 1 200 000 руб., максимальная скорость оборота в минуту новой машины – 1000 об/мин, а базовой машины – 800 об/мин.

Задание № 33.

Определить цену новой флешки методом удельных показателей, если цена базовой флешки – 49 200 руб., объем памяти новой флешки – 16 Гб, а базовой флешки – 4 Гб.

Задание № 34.

Вычислить отпускную цену оптового предприятия, если дано:

· Отпускная цена предприятия – изготовителя без учета НДС – 154 000 руб.

· Оптовая надбавка – 20%

· Все остальные налоги уплачиваются в соответствии с действующим законодательством.

Задание № 35.

На основании задания № 6 определить цену розничного предприятия, если дано:

· Розничная надбавка – 10%

· Все остальные налоги уплачиваются в соответствии с действующим законодательством

Задание № 36.

Вычислить отпускную цену оптового и розничного предприятия, если дано:

· Отпускная цена предприятия – изготовителя без учета НДС – 48 200 руб.

· Оптовая надбавка – 10%

· Розничная надбавка – 20%

· Все остальные налоги уплачиваются в соответствии с действующим законодательством.

Задание № 37.

Фирма «Стиль» производит женскую и мужскую одежду и реализует ее, в основном, через собственную торговую сеть. Специалисты фирмы планируют открытие новых розничных магазинов и работают над совершенствованием системы продвижения своей продукции.

Сформулируйте предложения по продвижению товаров фирмы, ответив на следующие вопросы:

  1. Какие места продажи нужно выбрать для открытия новых торговых точек (у метро, к остановок транспорта, в магазинном комплексе)?
  2. В каких средствах распространения лучше всего разместить рекламу?
  3. Какие мероприятия в области продвижения позволят привлечь новых покупателей и сохранить постоянных?
  4. Какие маркетинговые мероприятия следует применять для формирования и поддержания имиджа фирмы и торговой марки?

Задание № 38.

Развитие рынка кондитерских изделий происходит на волне изменений в предпочтениях белорусских потребителей и обострений конкурентной борьбы на внешних рынках.

Предложение на рынке конфет Беларуси формируется единичными крупными предприятиями. Внутренний рынок на две трети (2663,2 т — 67,5 %) представлен пятеркой крупнейших производителей, среди которых — отечественные «Коммунарка» и «Спартак», а также три мировых брэнда: «Kraft Foods», «Mars», «Nestle». Руководство отечественных предприятий представляет свою продукцию как высококачественную и относит ее к классу «премиум». В связи с этим основными направлениями своего развития в сфере маркетинга топ-менеджмент отечественных предприятий видит: выпуск новых наименований продукции; осуществление прямых технологических заимствований зарубежного опыта; ориентация на общие рыночные тенденции при незначительном внимании конкурентным стратегиям зарубежных производителей.

Главной чертой белорусского рынка конфет является его монополизация. Наблюдаются ситуации прямого сговора белорусских производителей с целью защиты от внешней конкуренции. Это находит выражение в инициативах по организации холдинга, проведению расследований демпинга российских и украинских компаний.

Среди причин низкой конкурентоспособности белорусских конфет существуют объективно не зависящие от производителя. В первую очередь — это проблемы с сырьем. Так, покупка какао-бобов относительно небольп1ими партиями по сравнению с Россией и Украиной обусловливает рост цен и менее благоприятные условия поставки. Серьезную роль играет и фактор таможенных платежей. В частности, в странах СНГ применяются нулевые ставки таможенных пошлин на ввоз какао-бобов, пектина, орехового сырья, а в Беларуси они составляют 10—15 % . Важным отрицательным фактором являются и несвоевременные расчеты с торговлей.

Стремление удержаться на рынке Российской Федерации приводит к демпингу белорусских производителей: конфеты продаются по цене ниже себестоимости. Поэтому в политике ценообразования на внутреннем рынке учитывается себестоимость продукции и желаемая норма прибыли, в то время как на внешнем — цены конкурентов. Поскольку на внутреннем рын­ке отечественные сладости на 10—15 % дороже, чем на российском, их выгодно «реэкспортировать», то есть как бы «вывезти» и ввезти обратно.

В рамках традиционных маркетинговых стандартов кондитерского рынка белорусским конфетам трудно конкурировать по всей ассортиментной линейке с зарубежными на внешних рынках. Так, белорусские поставки кондитерских изделий в Россию составляют только 1,3 % объемов российского произ­водства. Ситуация обостряется и запретом использования на российском рынке известных названий белорусских конфет («Мишка на севере», «Аленка»), сохранившихся еще со времен Советского Союза и зарегистрированных российскими производителями.

Рассмотрим состояние белорусского рынка. Что касается спроса, то среднестатистический житель Беларуси потребляет в год около 8 кг печенья, конфет и шоколада. Среди различных категорий шоколадной продукции лидируют традиционные плитки — 60,6 % . В сегменте наборов шоколадных конфет, занимающем 16,5 % рынка, отмечаются тенденции к сокращению. Они вызваны падением покупательского спроса, в том числе из-за популярности более компактных упаковок конфет престижных европейских и российских марок.

Основными критериями выбора конфет для белорусских потребителей являются: прошлый опыт — 67 %, известность марки — 34,5 %. Яркая упаковка конфет важна лишь для одного из пяти покупателей, еще меньшую роль играет название (важно для одного из 25 покупателей). Советы друзей, знакомых, консультантов-продавцов имеют значение в одном из 8—9 случаев. К мотивам покупки по категориям «шоколадные конфеты» и «карамель» отнесены: «съесть что-нибудь вкусненькое» (45 %) и «чтобы д

Наши рекомендации