ВОПРОС № 5: Понятие и основные функции маркировки.

Маркировка– это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях, количественных и качественных характеристик товара.

Требования к маркировке:

1. Общие

а) достоверность

б) достаточность

в) доступность

2. Специфические

а) четкость текста и иллюстраций

б) наглядность

в) однозначность текста

г) достоверность относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения

д) использование несмываемых красителей

Элементы маркировки:

1. Текст – наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировки, выполняющий информационную и идентифицирующую функцию и характеризующийся высокой степенью достоверности.

2. Рисунок – не всегда присутствует на маркировке, в наибольшей степени он присущ производственной маркировке, он отличается высокой степенью доступности и выполняет эмоциональную и мотивационную функции

3. Информационные знаки характерны в основном для производственной маркировке, характеризуется высокой информационной емкостью, но невысокой доступностью, им свойственна краткость, быстрая узнаваемость, выразительность и наглядность.

Они включают:

· Товарные знаки

· Знаки наименования мест происхождения

· Знаки соответствия или качества

· Компонентные знаки

· Размерные

· Эксплуатационные

· Манипуляционные

· Предупредительные

· Экологические

· Штрих код

Функции маркировки:

1. Информационная функция — доведение до заинтересованных субъектов всех необходимых сведений о товаре, регламентируемых законом «О защите прав потребителей».

2. Идентифицирующая функция — доведение до потребителей, продавцов, экспертов и контролирующих органов информации, позволяющей идентифицировать товары — установить их соответствие действующим законам, ГОСТам, договорам по ассортиментной принадлежности, качеству и безопасности.

3. Эмоциональная и мотивационная функции - воздействие маркировки товара на психоэмоциональное состояние потребителей для удовлетворения эстетических потребностей, а также мотивации покупки.

ВОПРОС № 6: Виды маркировки. Носители маркировки.

Маркировка различается по месту применения:

1. Производственная маркировка - символы, нанесенные изготовителем на сам на товар и (или) упаковку или другие носители информации. Чаще всего носит серийный характер. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.

2. Промышленная маркировка – нанесение символов на производственное оборудование, производственные инструменты, конструкции и их элементы (например, складские стеллажи, трубы, кабели), офисные принадлежности.

Носители маркировки:

1. ВОПРОС № 5: Понятие и основные функции маркировки. - student2.ru Этикетка – самостоятельный носитель информации, который приклеивается или прикладывается к товару, либо наносится типографическим или иным способом на товар или упаковку.

Она содержит:

· Фирменное название продукции

· Символ компании

· Состав

· Артикул

· Размер

· Рекламные материалы

· Коды для хранения

· Инструкции по использованию

2. ВОПРОС № 5: Понятие и основные функции маркировки. - student2.ru Кольеретка – разновидность этикетки, наклеиваемая на горлышко бутылки с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом. Они не содержат большого объема информации, а иногда на них наносят лишь фирменный знак или наименование товара. Основная функция кольеретки — создание эстетического образа.

3. Вкладыши – разновидность этикеток, которые содержат краткие сведения о товаре или изготовителе и вкладывается в упаковку товара, когда поместить всю необходимую информацию на коробке не представляется возможным. Чаще всего вкладыши можно увидеть в упаковках кондитерских товаров и лекарственных средств.

Они содержат:

· Указания о необходимости соблюдения определенных мер предосторожности при использовании данной продукции

· Подробные инструкции о том, как потреблять данный товар

· Рецепты по приготовлению отдельных блюд с использованием данного товара

· Купоны на предоставление скидки при совершении повторных покупок

4. ВОПРОС № 5: Понятие и основные функции маркировки. - student2.ru ВОПРОС № 5: Понятие и основные функции маркировки. - student2.ru Ярлыки и бирки – носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Бирки — носители маркировки, которые могут пришиваться, приклеиваться, подвешиваться на товар. Бирки менее информативны, они лаконичны, содержат только товарный знак, наименование товара, название фирмы. Ярлыки точно так же, как и бирки, прикладываются, приклеиваются, пришиваются или подвешиваются на товар, но в отличие от бирок содержат больше информации, например сорт, марку, размер, дату выпуска и др.

5. Контрольная лента – носитель краткой дублирующей информации, предназначенной для контроля или восстановления сведений в случае утраты этикетки, бирки, ярлыка (в одежде).

6. Клейма и штампы – носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки, с помощью специальных приспособлений установленной фирмы (консервные банки, яйца и т.п.) Примерами клейм и штампов служат ветеринарное клеймение туш убойных животных, вдавливание даты изготовления в сыры, штампование фирменной упаковки для предотвращения фальсификации товаров.

Торговая маркировка в отличие от производственной несет в большей степени информацию о продавце, а наносится, как правило, не на товар, а на носители.

ВОПРОС № 5: Понятие и основные функции маркировки. - student2.ru Носители торговой маркировки:

1. Кассовый чек — документ, подтверждающий совершение договора купли-продажи. Это фискальный документ, имеющий отношение к уплате налогов, должен содержать следующие реквизиты:

  • наименование предприятия-продавца;
  • номер контрольно-кассовой машины;
  • дату продажи;
  • стоимость покупки.

2. ВОПРОС № 5: Понятие и основные функции маркировки. - student2.ru Товарный чек выдается вместе с кассовым чеком при продаже непродовольственных товаров. При продаже продовольственных товаров может выдаваться вместе с кассовым чеком для детализации купленных товаров в отчетных документах, а при отсутствии контрольно-кассовых машин — в качестве подтверждения совершения купли-продажи. Должен содержать следующие реквизиты:

  • наименование предприятия-продавца;
  • наименование товара;
  • размерные характеристики;
  • цену;
  • дату реализации.

3. Ценник — документ, который служит для доведения краткой информации о товаре и его цене до потребителя и является основанием для совершения сделки купли-продажи, поэтому в магазинах размешается строго под продаваемым товаром. Должен содержать следующую информацию:

  • наименование предприятия-продавца;
  • наименование товара;
  • наименование предприятия-изготовителя;
  • сорт;
  • марку;
  • срок годности;
  • цену за единицу.

На обороте ценника продавец ставит дату заполнения, подпись заполнившего лица, а также печать организации. К сожалению, большинство ценников в розничной торговой сети не соответствует предъявляемым к ним требованиям.

Наши рекомендации