Сны видит лишь тот, кто спит.
Ситуация в которой вы не отслеживаете, что с вами происходит, что вы чувствуете, видите и слышите, чего вы хотите и чему препятствуете, ограничивает вас в ваших маневрах, поскольку у вас слишком мало информации для того, чтобы выбирать. Выбирать можно, во-первых, цель (что вы хотите менять), во-вторых, средства ее достижения.
Смысл любого обучения или тренировки сводится к тому, чтобы приобрести навыки, которых не было раньше. В первую очередь важна разница - между тем, какие навыки есть и тем, чего хочется достичь. Для этого необходимо определить, что и как я делаю сейчас, и в чем будет новизна, в чем разница между действительным и желаемым, причем определить не теоретически (размышляя об этом), а практически, через свои ощущения. Этот процесс сводится к ответам на вопросы: «Что у меня есть?», «Что я делаю?», «Как я делаю?», «Что я при этом чувствую?» и т.д.
Например, когда тренер говорит ученику, что движение надо начинать с каблука, ученик впервые в жизни обнаруживает, что у него есть каблукJ. Теперь он замечает, как обычно наступает на стопу, и благодаря этому осознаванию может делать это так, как говорит тренер, для того, чтобы красиво танцевать. Процесс тренировки тела сводится к отслеживанию (осознаванию) навыков своего движения и корректировке этих навыков. Процесс психологической тренировки сводится к осознаванию своих навыков реагирования в различных ситуациях и корректировке этих навыков.
Однако успех и в том и в другом не определяет одно лишь только осознавание себя (хотя это - половина успеха). Чтобы изменить себя (движение своего тела, свое здоровье, реакции, личную ситуацию в жизни, отношения с людьми, привычки) кроме осознавания "как я это делаю обычно", а так же "как я это делаю сейчас", важно научиться видеть, чем так важны для нас привычные действия. До тех пор, пока неосознанная важность привычных действий будет влиять на наши поступки, никакая сознательная корректировка не изменит этих навыков. А еще важно осознавать, как вы не даете себе делать то, что вы хотите и в чем вы реально нуждаетесь.
Как нам стать новыми? – каждый хочет стать новым.
Нужна незаурядная храбрость. Мир полон трусов, поэтому люди перестали расти.
И, поскольку ты не можешь расти, ты находишь заменители росту.
Ты не можешь расти, но растет твой счет в банке, - это заменитель.
Для этого не нужно храбрости, это в полной гармонии с твоей трусостью.
Растет твой счет в банке, а ты начинаешь думать, что растешь ты сам.
Твоя слава – это не ты, твое имя – это не ты. Твой счет в банке – не твое существо.
Ошо
Преодоление трудностей реально, когда
1) налажен процесс осознавания себя,
2) есть представление о том, как корректировать себя, создавать новые модели своего поведения, более адекватные существующей действительности, чем те, которыми вы пользовались раньше под влиянием своих защитных механизмов.
Яко упражнения в телодвижениях укрепляют телесные силы,
Тако упражнения в размышлениях укрепляют силы разумные.
Радищев.
1 часть - осознавание - представляет собой ряд простейших психологических упражнений по концентрации внимания на конкретной части своего восприятия. Упражнение на осознавание получаемой информации может начинаться словами «Я осознаю, что я вижу... (слышу, представляю, ощущаю кожей и т.д.)» и продолжаться перечислением всего, что регистрируют глаза (уши, внутреннее зрение, рецепторы кожи и т.д.). Более сложные упражнения - на отслеживание собственных чувств как реакций на получаемую информацию (например, «Я осознаю, что у тебя сузились глаза, представляю в связи с этим, что ты злишься на меня и чувствую страх в связи с этим»).
Вы можете прийти в супермаркет и начать прислушиваться к тому, что именно вам хочется, отбрасывая то, что вы «давно не ели», «давно хотели попробовать», «видели на столе у подруги» и так далее, ориентируясь только на то, что просит организм. Выберите что-нибудь одно и съешьте это дома, не спеша. Прислушивайтесь – что с вами происходит, когда вы едите это, и что – после того, как съели. Попробуйте так же поступать с музыкой и книгами, даже не в магазине, а у себя дома. Попробуйте подбирать людей для общения в таком же порядке. Попробуйте организовывать события своего дня так же.
Чувства и ощущения являются самыми главными информаторами о самом человеке и индикаторами достоверности внешней информации. Проблема современных людей заключается в том, что у большинства с детства отработаны приемы подавления своих чувств с целью соответствия той или иной социальной ситуации. И таким образом все мы частично слепы и глухи к происходящему, а потому часто не можем понять, почему с нами случаются какие-то, часто повторяющиеся, вещи. Но подавление чувств не освобождает нас от них, а переводит их в другое русло – рождает вторичные чувства, различные толкования, которые становятся основой мышления и мировоззрения, часто далекого от реальности, а так же в психосоматические явления: головные и мышечные боли, спазмы, нарушения пищеварения и кровообращения.
Эти проблемы от мировоззренческих до проблем со здоровьем могут явиться серьезным ограничением для создания новых навыков, для усовершенствования себя-в-действии как в деятельности, так и в умении жить и общаться, решать ежедневные задачи своего существования.
Вторая часть – корректировка – представляет собой ряд упражнений, отучающих от привычных действий, диктуемых привычными реакциями. Примеры таких упражнений и техник осознавания можно найти в дзенской традиции, учении толтеков и гештальт-терапии. Это такие техники, как «не-делание», например.
Для того чтобы получить об этих техниках самое поверхностное представление, представьте выражение вашего лица сейчас, а затем осознайте это чувство и назовите его. Попробуйте понять, что это значит для вас.
Самая занимательная для нас поверхность на земле - это человеческое лицо. Лихтенберг.
У начинающих «практикантов осознавания» часто возникают вопросы: «А сколько времени этому посвящать? Как упорно трудиться над этим?» «Стахановские» мерки здесь не подходят: это не забег на дистанцию и не тест «Кто больше?».
Осознавания не может быть слишком много или слишком мало. Мы все время находимся в равновесии и осознаем ровно такое количество происходящего, с каким можем справиться на данном уровне интеллектуально-психического развития. И когда мы поступаем в жизни так или иначе – мы поступаем так, как умеем. Выше головы не прыгнешь – остается лишь учиться постепенно расширять границы своих навыков. Осуждать себя за ошибки – бесполезная трата энергии. Расширение навыков состоит в том, чтобы суметь выталкивать себя из мертвой точки. Направление при этом может быть любым.
Для того чтобы развиваться, нет необходимости зарываться в глубины бессознательного, нужно научиться осознавать очевидное. Не важно, «почему» что-то происходит с вами, поскольку знание причины не решает ваших проблем. Важно как вы поступаете сейчас в жизни. Когда вы понимаете структуру того, что с вами происходит, вы можете изменять ее. Причину же изменить невозможно. Важно КАК вы делаете то, что с вами происходит, и КАК вы создаете эти ситуации. Признаете ли вообще, что именно вы владеете авторским правом на то, что с вами происходит? Готовы ли получать за это дивиденды?
Если вы живете в настоящем, вы используете очевидное. Если вы живете в своем компьютере или устаревших реакциях, или прибегаете к своему привычному заскорузлому способу обхождения с жизнью – вы вязнете в этом. Проживая любую ситуацию, вы можете находиться в соприкосновении с жизнью, или в соприкосновении с собой, или в соприкосновении с жизнью своей фантазии. Именно эта зона – жизнь фантазии – оказывается нездоровой частью, если мы принимаем ее за нечто реальное.
Вам не нужно подогревать себя с помощью ЛСД, марихуаны или других искусственных стимуляторов, как это делали раньше люди, пытающиеся сдвинуть свою «точку сборки», сменить угол зрения на себя и свою жизнь с их помощью. Если мы создаем собственное осознавание, если мы делаем это сами и не ищем искусственных средств, у нас есть все, что необходимо для развития. Можно пробовать многие вещи и убедиться, что мир не развалится, если вы будете сердитыми или если вы будете честными. Вы выйдете в мир, и, может быть, станете несколько более уверенным. Вы увидите, что люди ценят честность гораздо больше, чем вы думали.
Конечно, многие будут обижаться, и раздражаться, но это, как правило, такие люди, которых не стоит считать друзьями. И в то же время, те люди, которых вы не считаете друзьями, не являются вашими врагами.
Контакт с окружающим миром, являющий собой постоянное осознавание происходящего с вами и производимого вами, не подразумевает постоянной настороженности, признака хронической тревожности, обычно основанной на непонимании.
Понимание человеческого поведения ради самого понимания – интеллектуальная игра, способ убить время. Понимание себя предполагает нечто большее, чем способности мыслить – оно требует способности чувствовать.
Для разрешения ваших проблем не достаточно анализа и понимания того, что с вами происходит. Хоть это и помогает избавиться от замешательства, этого не достаточно для того, чтобы сформировалась способность опираться на себя самого, необходимая для осуществления экзистенциального выбора. Вы можете полностью понимать себя, но быть неспособными самостоятельно что-либо сделать. Первым импульсом, помогающим человеку стать самостоятельным, может стать только его способность определять свои истинные потребности и, что самое главное, предъявлять их.
Любому, кто приступает к учению, приходится выкладываться настолько,
насколько он способен, и границы обучения определяются собственными возможностями ученика. Именно поэтому разговоры на тему обучения лишены всякого смысла. Страхи перед знанием - дело обычное; все мы им подвержены, и тут ничего не поделаешь. Однако каким бы устрашающим ни было учение, еще страшней представить себе человека, у которого нет знания.
Карлос Кастанеда
Осторожно, манипуляция
У каждого из нас есть граница, отделяющая нас от внешнего мира. Это кожа, органы чувств. Именно этой границей мы взаимодействуем с окружающим, с ее помощью собираем информацию об окружающем. Именно на этом месте, которое нас отделяет от окружающего, происходят все события. То, что происходит в среде, как-то задевает нас, и на это событие одновременно реагирует наши тело, эмоции и разум. Если что-то происходит внутри тела, мы тоже реагируем – с тем, чтобы удовлетворить ту потребность, которая возникла в организме.
Понимание того, что психические и физические действия тесно связаны друг с другом, придает осмысленность нашим наблюдениям. Если психическая и физическая деятельность взаимосвязаны, тогда то, что происходит с нашим телом, когда мы что-то думаем и чувствуем, можно считать проявлением взаимодействий человека с окружающим миром. При этом важны не только слова и мысли, но и то, как мы при этом жестикулируем, дышим, как меняем положение тела, интенсивность звучания и тембр голоса и т.д. Наши телесные проявления – это ключи к тому, о чем мы думаем, что чувствуем, что хотели бы делать.
Вы сами можете узнать, что означают ваше реальное или ролевое поведение, ваши фантазии, сами можете их проинтерпретировать более верно, чем это сделал бы психотерапевт, исходящий из своего субъективного опыта.
Обретя переживание самого себя на различных уровнях (действия, фантазирования и ролевой игры), вы начинаете лучше понимать, что вы нас самом деле делаете, как не даете себе реализовать ту или иную потребность, как с вами случается то, что обычно случается.
Зная, что эффективное действие направлено на удовлетворение доминирующей потребности, мы получаем ключ к значению специфических форм поведения.
Наблюдайте за собой. Пока вы принимаете что-то как само собой разумеющееся и пропускаете очевидное, у вас нет ни малейшего намерения, ни средств для того, чтобы менять что-либо. Вот пять самых важных вопросов, которые вы можете задать себе для того, чтобы начать осознавать себя и свои действия:
Что вы делаете?
Что вы чувствуете?
Чего вы хотите?
Чего вы избегаете?
Чего вы ждете?
Проблема современного человека в том, что он теряет чувствительность. По мере того, как он утрачивает восприимчивость к происходящему, он теряет и свободу выбора действий, способных изменить его жизнь в лучшую сторону.
Для того, чтобы успешно меняться, необходимо научиться видеть то, что есть на самом деле, то есть перестать галлюцинировать, проецировать и устанавливать отношения, в которых стремимся создать образ другого по своей привычной схеме вместо того, чтобы контактировать с реальным другим. Нужно научиться выражать то, что просит выражения, вместо того, чтобы направлять это против себя. Научиться понимать себя и других, не искажая увиденного своими интроекциями, предрассудками и предубеждениями. Только преодолевая специфические индивидуальные ограничения своего характера, научаясь обходиться с каждой новой ситуацией по-новому, используя все свои возможности можно обрести свободу действия.
Самое трудное из всех заданий – придерживаться очевидного. Очевидно, что ты сделал это движение головой, что держишь руки определенным образом, очевидно, что ты киваешь. О чем это? Что ты думаешь об этом? Что ты чувствуешь, когда делаешь это? Что содержится в этом жесте? Это самое трудное задание – не рационализировать, не обобщать, а просто сказать: «Как вы на это реагируете, что чувствуете?». Отличайте при этом мысли от чувств. Невозможно чувствовать, что «этот человек плохо ко мне относится» - на нем нет ваших рецепторов, вы не можете чувствовать его, вы можете чувствовать только то, что чувствует ваше тело. И реагировать на это.
Один мальчик постоянно чесал голову.
Отец посмотрел на него однажды и сказал:
«Сынок, почему ты все время чешешь голову?»
- «Я думаю, это потому, что только Я знаю, что она чешется».
Это внутренний смысл! Только ты знаешь. Никто другой не знает.
Снаружи это не заметно.
Когда у тебя болит голова, только ты это знаешь – этого нельзя доказать.
Когда ты счастлив, только ты знаешь – ты не можешь этого доказать.
Ты не можешь выложить это на стол,
чтобы все могли увидеть, расчленить, проанализировать.
Ошо
Нет «чувства чужого взгляда» - есть ожидание, что на тебя посмотрят, и соответствующие действия, призванные вызвать чужой взгляд. Вы можете не замечать и не сознавать этих своих действий, настолько они могут быть привычными. Не осознавая их, вы привлекаете к себе особого рода внимание, создающее вам те или иные ситуации в жизни.
Ответ на вопрос: «Почему вы создаете такие ситуации, так поступаете?» надо искать в вашем детстве. Когда-то эти действия нужны были для того, чтобы удовлетворять свои потребности, которые иным способом вы удовлетворять не могли. Теперь вы выросли, в вашем распоряжении весь мир, вы взрослые, вам все разрешено, в отличие от детей. И те модели, которые вы использовали в детстве, вам не нужны, но они по инерции работают.
Вероятно, при общении с теми, кто вызывает в вас неосознанные воспоминания о похожих людях из вашего детства, вы неосознанно вспоминаете и те чувства, которые вызывали в вас те люди в прошлом. И тогда это становится якорем для воспроизведения в настоящем ситуаций из прошлого. Когда-то вы не смогли ответить обидчику, постоять за себя, выразить свое истинное чувство, и оно живет с вами до сих пор, находя для себя экран в виде похожих людей. И таким образом оно говорит вам: я хочу быть выраженным, законченным. Оно напоминает о себе. Стоит только завершить одно из таких чувств, и ваша жизнь меняется уже потому, что вы перестаете неосознанно воспроизводить свои воспоминания в своих ежедневных действиях.
Попробуйте наблюдать: кто кого вам напоминает из ваших окружающих? Какие чувства из детства вы на этих людей переносите? И что из этого получается? На самом деле эти люди вызывают в вас такие чувства, или это дань прошлому?
Мы часто неосознанно манипулируем своим, а также чужим, сознанием, чтобы получить то, что нам нужно. Нам кажется, что и наши знакомые (и не знакомые) ведут себя таким образом с нами, играя на тонких струнах нашей души, чтобы получать для себя то, что им от нас нужно. Иногда так оно и есть. А бывает, что это наша паранойя – «мной манипулируют».
Следует различать экспрессивное и импрессивное поведение. Различие между ними то же, что и различие между выражением подлинных и мнимых чувств к другом. Ребенок выдумывает повод для нытья и в любой момент может сменить его вспышкой ярости, нуждаясь, возможно, не во внимании, а в развлечении. Экспрессивная эмоция красноречиво заявляет, что человек (ребенок) нечто не может доставить себе сам, а импрессивная – о привлечении внимания к своей персоне. Испорченный ребенок хнычет о чем-то в той области, где ему уже следует уметь опираться на себя. Взрослый, так и не став взрослым, так же страдает от того, в чем он давным-давно может разобраться и предпринять действия сам. И своей беспомощностью привлекает внимание тех, кто может решать его проблемы за него. Так же, как он делал это в детстве.
Суть не в том, чтобы указать человеку на это, чтобы изменить его. Моя цель – рассказать о том, как можно работать с собой, другие пусть сами разбираются с собой.
Человек, манипулирующий другими, поступает так потому, что не умеет поступать по-другому. И единственный способ дать ему возможность научиться быть самостоятельным и независимым (а от этого могут сильно измениться и его отношения с людьми, став более полными и интересными) – отказать ему там, где он и сам может справиться со своими трудностями. Многих подкупает тот факт, что к ним обращаются за помощью, и они охотно ее предоставляют. Это не плохо и не хорошо, это лишь некая игра между людьми, в которую оба охотно играют. Один манипулирует, другой подставляет шею. И все бы ничего, если бы через некоторое время в такой паре не возникли обмены обвинениями примерно следующего содержания: