Психические процессы как жизненные процессы
Рассмотрение психических источников энергии как динамических систем, состоящих отчасти в тесной, отчасти в слабой коммуникации друг с другом, не должно вести к забыванию того, что психические процессы — это жизненные процессы. В предшествующем изложении это обстоятельство естественно должно было отступить на задний план, поскольку при современном состоянии вопроса о психических силах и энергиях вначале важно сформулировать наиболее общие и простые положения. Поэтому для избежания недоразумений необходимо в самом сжатом виде подчеркнуть следующее.
Для адекватного описания структуры психики недостаточно простого разграничения различных степеней коммуникации между динамическими системами, но наряду с этим необходимо разграничить слои различного функционального значения.
Такое относительно функционально обособленное положение занимает, например, моторная сфера — благодаря тому особому значению, которое имеют моторные процессы для выравнивания психических напряжений, способу, каким моторика может вступать в коммуникацию с определенными психическими системами, и тем обстоятельствам, при которых эта коммуникация изменяется. Точно так же можно ставить вопрос и о функциональном значении сознательного мышления или наглядного представления. (Вероятно, и в области процессов восприятия следовало бы разграничить особые функциональные слои взамен явно недостаточного разграничения центральных и периферических процессов.)
Далее, большую роль играют изменения, происходящие по типу развития, созревания, роста или регуляции.
Не в последнюю очередь это относится к психическим источникам энергии, например, потребностям. Потребности обнаруживают ярко выраженный онтогенез Это относится не только к потребностям такого рода, как сексуальные, но и вообще ко всем. Так, маленький ребенок испытывает характерное удовольствие от сбрасывания вещей; позднее он запихивает их под шкаф или под ковер; в более старшем возрасте ребенок охотно играет в «прятки»; желание спрятаться играет большую роль даже в некоторых случаях проявления лжи. Другой пример: маленький ребенок охотно открывает и захлопывает определенный ящичек; потом, еще сидя на руках матери, он с удовольствием отпирает и запирает дверь; позднее, когда начинает бегать, он особенно охотно, часто без конца, играет дверью и любит вытаскивать и задвигать все ящики. В таких случаях всякий раз можно следить не только за развитием «способности» производить определенные действия, здесь налицо еще и развитие склонностей, потребностей, интересов[38]. Имеет смысл проследить (как по отношению к конкретной потребности, так и по отношению к конкретному ребенку), как развиваются потребности со стороны их содержания, при каких условиях они становятся более интенсивными, а при каких ослабевают, когда первоначально широкая потребность концентрируется на той или иной узкой сфере побудительностей и когда, наоборот, весьма конкретная склонность распространяется на смежные области. При этом не всегда критерием принадлежности к одной и той же потребности может служить тождественность способов действия. Наоборот, внешне очень различные действия могут побуждаться одним и тем же источником энергии, между тем как внешне очень похожие действия, например игра в куклы (или игра со строительными кубиками или электрическими игрушками) двух- и четырехлетнего ребенка, могут иметь совершенно различные основания.
Такого рода развитие часто обнаруживает тот же ритм, что и биологическое развитие зародыша: оно протекают прерывисто, сменяющими друг друга ступенями, каждая из которых в значительной степени автономна. Понятия созревания и кризиса имеют здесь большое значение.
На онтогенетическое развитие наслаивается более частый ритм нарастания и спадания «волн» склонностей и потребностей (психическое насыщение и новое наступление «голода»).
Физиологию, к основным вопросам которой принадлежит проблема энергетического обеспечения организма, в недавнем прошлом рассматривали как «физику жизни». Изучая со всей возможной точностью преобразования энергии, забывали, что эти процессы включены в целостный организм, и пренебрегали собственно биологической проблемой энергетического процесса. В связи со своеобразием положения, которое занимает в биологии учение о преобразовании энергии как моменте жизненного процесса, возникают определенные специфические проблемы, которые пытаются обозначить, например, термином «средства органического процесса».
Аналогичная опасность и аналогичная трудность имеют место и по отношению к проблемам психологической энергии, особенно при попытке рассмотрения этих вопросов на конкретном материале. Существуют, например, определенные системы с определенными напряжениями и скоростями выравнивания напряжения, зависящие от степени коммуникации соответствующей системы с соседними областями и от соотношения их напряжений, при работе с которыми обычно пользуются вышеприведенными или родственными им понятиями из области энергетических процессов. Однако при этом могут, иногда совершенно неожиданно, вступить в действие процессы регуляции (например, если речь идет о проявлении самообладания или воли), которые уже не могут быть объяснены из положений, до сих пор клавшихся в основу исследования и казавшихся адекватными. В таких случаях временами бывает полезно перейти к более широким областям, которые, при рассмотрении их в качестве целостной системы, позволяют прояснить то, что было первоначально непонятным. Мы не имеем здесь возможности углубляться в вопрос о том, всегда ли можно достигнуть цели исследования путем сведения к целостностям большего объема и различной силы, или требуют ли психические процессы роста и созревания привлечения других понятийных структур, чем названные выше. Ведь здесь речь идет о вопросах, охватывающих всю сферу жизни[39]. Во всяком случае, решающую роль и там, и там играет одно и то же понятие динамической целостности в точном смысле динамического гештальта. Этим определяется большая область экспериментально-психологических исследований, которые обещают внести кардинальную ясность и в решение общих проблем жизни.