Анализ отрасли и конкуренции
Рынок цифровой электроники включает в себя в основном смартфоны, планшеты, носимую электронику и прочие гаджеты. В 2015-2016 г. мировой рынок смартфонов устойчиво рос. Изначально прогноз IDC предусматривал увеличение годовых продаж «умных» телефонов во всем мире на 11,3% по сравнению с 2014-м. В середине года прогнозы были скорректированы в меньшую сторону – ожидали рост на 10,4%, это означало, что в мире будет реализовано 1,9 млрд. смартфонов. Дальнейшие прогнозы были чуть менее радужными, но все же весьма обнадеживающими — среднегодовой прирост рынка (в натуральном выражении) IDC ожидает примерно в 7,9% год к году до 2019 г. включительно.
Но если мировой рынок смартфонов на подъеме, то в РФ этот сегмент переживает не лучшие времена, как, впрочем, и любое другое направление бизнеса. Для российского рынка это был достаточно сложный год, с отрицательной динамикой и низкой маржинальностью для большинства игроков, в том числе из-за изменений курса рубля к доллару в широком диапазоне. Специалисты GfK считают, что по итогам 2015 г. локальный рынок смартфонов в натуральном выражении сократится на 14%. И это при том, что в 2014 г. зафиксирован рост на 39% по сравнению с 2013-м. Прогнозируемый объем продаж в 2015 г. — 22,4 млн. устройств. То есть российские продажи занимают чуть более процента мировых, пропорционален продажам и интерес вендоров к нашему рынку.
Можно предположить, что 2017 год для рынка гаджетов окажется весьма интересен тем, что значительная часть драйверов этого сегмента будет находиться вне этого рыночного пространства. Дорогие мощные смартфоны с крупными экранами традиционную «гаджетную» функциональность не расширят (за исключением, может быть, игровой составляющей), а окажутся весьма хороши для работы с документами (как локально, так и в облаках), полезны для взаимодействия с «умными» часами и «браслетами», компонентами «умного» дома и другими девайсами — например упомянутыми принтерами с возможностью «облачной» печати.
Для российского цифрового ритейла 2017 год также будет сложным, равно как и для всей экономики. Покупательная способность населения снижается, что, в свою очередь, снизит общие продажи гаджетов в натуральном выражении и вынудит все большее количество абонентов отдать предпочтение младшим моделям оборудования. «Носимую электронику», IoT-компоненты и прочие горячие новинки большинство потенциальных покупателей по чисто экономическим причинам могут рассматривать как «игрушки для богатых». Но общие тренды индустрии, связанные со смещением интереса в сторону более продвинутых гаджетов и новой периферии для них (в самом широком смысле — от IoT до принтеров), найдут отражение и на российском рынке.
Людей, которые могут следовать глобальным трендам, будет все меньше, но они останутся. Желающим остаться на рынке нужно настраиваться на оптимизацию бизнеса, режим жесткой экономии и на ближайшее обозримое будущее — на жесточайшую конкурентную борьбу за каждого платежеспособного клиента, в ходе которой предложение новейших устройств и решений совершенно необходимо.
Основными конкурентами ООО «Цифрогид» в г. Новосибирск являются Фотосклад.ру, Евросеть, Teletree.ru, Sotit, Связной. Дадим им краткую характеристику (категория, количество номеров и рейтинг) (табл. 12).
Таблица 12 - Краткая характеристика конкурентов ООО «Цифрогид»
Конкуренты | Наличие интернет-магазина | Количество филиалов | Доля рынка, % |
Ноу-Хау (Цифрогид) | + | 16,4 | |
Фотосклад.ру | + | 7,6 | |
Евросеть | + | 18,8 | |
Teletree.ru | + | 19,5 | |
Sotit | + | 13,6 | |
Связной | + | 19,5 | |
Прочие | - | - | 4,3 |
Рисунок 8 – Доли рынка, %
На основании мониторинга сайтов, изучения общедоступной информации о данных интернет-магазинах, проведен анализ деятельности данных организаций, что позволило составить сравнительную таблицу потоваром и услугам представленных конкурентов (табл. 13).
Таблица 13 - Сравнительный анализ ООО «Цифрогид» и конкурентов
Критерии анализа | Ноу-Хау (Цифрогид) | Фотосклад.ру | Евросеть | Teletree.ru | Sotit | Связной |
Доступность | +1 | +1 | +2 | -2 | -1 | |
Наличие товара | -1 | +1 | +1 | |||
Цены | +1 | +2 | -1 | +2 | -1 | |
Доставка | -2 | -1 | -1 | -1 | +1 | |
Реклама | -1 | +2 | +2 | |||
Общий сравнительный коэффициент | +3 | -3 | +1 | +2 |
В таблице применена следующая оценочная шкала:
0 - характеристики гостиницы-конкурента и гостиницы ООО «Цифрогид» практически совпадают;
-1 - характеристика гостиницы-конкурента чуть хуже, чем гостиницы ООО «Цифрогид»;
-2 - характеристика гостиницы-конкурента существенно хуже, чем гостиницы ООО «Цифрогид»;
+1 - характеристика гостиницы-конкурента чуть лучше, чем гостиницы ООО «Цифрогид»;
+2 - характеристика гостиницы-конкурента существенно лучше, чем гостиницы ООО «Цифрогид».
Из анализа таблицы видно, что ООО «Цифрогид» уступает основным конкурентам по некоторым критериям. В частности, стоит отметить, что такие старожилы цифрового ритейла как Евросеть и Связной, по итоговой оценке, превышают оценку Ноу-Хау (Цифрогид). Слабыми местами здесь для организации стали доступность услуг и количество дополнительных услуг. Не смотря на то что у Ноу-Хау (Цифрогид) 22 филиала, рассматривая карту их размещенияможно сделать вывод о большой разбросанности. Также положительно отметился магазин Sotit, его особенность в том, что они являются официальными дилерами таких марок как Xiaomi, Meizu, LeEco. Это гаджеты китайского производства, завоевывающие популярность на рынке за счет более доступной цены и хорошего качества.