Нормальность, идеал социального самовоплощения

Идеалы являются необходимостью для каждого человека, который ставит "самый неотложный из всех вопросов" и спрашивает о смысле своей жизни. Он спрашивает о смысле, который имеет его собственная жизнь, как целое. Исходя из этого, идеалы, коль скоро они хотят охватить эту смысловую целостность, должны указывать все без исключения возможности самовоплощения (самореализации).

Идеалы - это руководящие, направляющие нормы, подобно дорожному указателю всегда должны указывать лишь то направление, в котором должен двигаться человек, желающий самореализовать или самовоплотить себя.

Другими словами: идеалы - это вовсе не какие-то определенные "цели", которые можно достигнуть, а это указывающие направление, вспомогательные ориентирующие средства. Чем последовательнее человек ориентируется на эти идеалы, тем более высока его нормальность и тем в большей степени он отдаляется от среднего индивида нашего общества, которое с помощью ненормальных (социальных) ролей и противоестественного принуждения отягощает его жизнь.

Идеологии

Поскольку при рассмотрении "смысла жизни" речь идет о качестве и целостности жизненных возможностей человека, то всякий абсолютизированный односторонний идеал, т.е. всякая идеология, абсурдна и противоречит здравому смыслу.

При всякой односторонней идеологии эта абсурдность приводит к трагическим последствиям: к отрицанию всех других идеалов, к разрушению других ценностей и, тем самым, к нетерпимости.

Авторитарная нетерпимость является неотъемлемой частью каждой идеологии, поскольку идеология связана с миссионерской деятельностью и стремится интерпретировать многообразие реальной действительности с помощью единственного абсолютизированного, одностороннего идеала. Она хочет объяснить и покорить всю действительность этим принципом. Научно-теоретические идеологии, такие, например, как психоанализ, по этой причине авторитарны и нетерпимы.

Особенно разрушительны и циничны в своем большинстве политические и религиозные идеологии вследствие их притязания на власть. (Национал-социализм, например, методически применял блеф, надувательство и обман против собственного народа.)

Особенно воодушевляется идеалами молодежь, т.к. она постоянно задается вопросом о смысле жизни. Она ожидает, что найдется ответ, который укажет, как следует сформировать свою жизнь.

Тот, кто однажды придерживался ошибочных или мнимых "идеалов" и затем разочаровался в них, как, например, многие приверженцы фашизма, коммунизма или других политических и религиозных идеологий, тот выбросил за борт эти так называемые "идеалы" и "идеализм" вообще. Теперь он считает себя "реалистом" (и тем самым попадает под влияние другой идеологии). Иметь идеалы и быть идеалистом для таких людей - это пустяк, мелочь, наивность. Эти разочарованные люди никак не могут осознать, что они не ориентировались на настоящие идеалы, а просто следовали идеологии.

Самоиллюзионирование (самообман)

Человек, существо, которое спрашивает: "Кто я?", легко соскальзывает с позиции подобающей и уместной ориентации на существующую реальность, характерной для здорового, нормального поведения, которое мы обозначаем знаком "=", на позицию чрезмерных, безусловных, абсолютных притязаний. В этой книге мы обозначаем такую позицию знаком "+". А безусловное оборонительное поведение (позицию защиты) мы будем обозначать знаком "–" (собственно говоря, точной маркировкой с точки зрения функциональной психологии были бы обозначения "++" и "––").

Притязательное поведение

Всякое чрезмерное притязание уже не ориентируется на реальные окружающие условия, уже не соотносится с ними; оно перестает быть относительным и становится абсолютным (+): "Я хочу безусловно, чтобы...". При этом совершенно все равно, имеет ли это абсолютное притязание в виду: "Я хочу безусловно, чтобы ты любил(а) меня" или "Я определяю судьбу следующего тысячелетия" (А.Гитлер).

Парализующий страх

Каждое абсолютное притязание ("Меня следует считать симпатичной") вызывает страх ("Я ни в коем случае не хочу, чтобы меня считали несимпатичной").

Каждое абсолютное притязание (+) непосредственно порождает страх потому, что где-то втайне человек знает, что он предъявляет совершенно чрезмерные требования к реальности.

Этот блокирующий страх, который выступает в виде оборонительного или защитного поведения ("Нет, ни в коем случае"), мы обозначаем в этой книге знаком "–".

Каждый "+" порождает "–", и наоборот: чем сильнее страх, тем неотложнее и безмернее стремление к исполнению притязания.

Эту симметричную зависимость между чрезмерным притязанием (+) и страхом (–) я называю функцией.

В математике функция обозначает зависимость одной величины от определенной другой величины: поднятие одной чаши весов от опускания другой.

Если мы сравним ту чашу весов, которая тянет вниз, с парализующим, сковывающим страхом или с чувством неполноценности, то поднимающаяся вверх чаша будет соответствовать чрезмерному притязанию и непомерному стремлению к значимости (непомерному честолюбию или тщеславию), которое постоянно и одновременно действует в человеке.

Точка, относительно которой происходит качание коромысла весов, - это знание реальности, это убеждение, это совесть.

Существует функциональная зависимость между чрезмерным притязанием (+) и страхом (–), т.е., например, между агрессивностью (+) и беспомощностью (–) или между контактным голодом и страхом изолированности, или между "жесткой оболочкой" человека и его "мягким ядром".

Идол-Я и роль-идол

При всяком абсолютном притязании изменяется чувство собственного достоинства человека, его самоощущение, его самолюбие. Если я желаю безусловно, что мое личное притязание должно быть исполнено, например, чтобы я был признан, как самый лучший врач или чтобы я был симпатичен любому человеку, то я создаю в себе явно сверхценное, иллюзорно-переоцениваемое самосознание (чувство собственного достоинства, самоуверенность, самонадеянность), которое мы далее будем обозначать как "идол-Я" (+). И мое чувство собственного достоинства теперь будет зависеть от того, в какой степени будет исполнено мое абсолютное притязание. Я буду стараться играть роль, которая соответствует "идолу+Я". Такую роль мы называем "ролью-идолом".

Страх-Я и роль-защита

Каждое безусловное притязание одновременно содержит в себе и отрицание: "Я безусловно не хочу, чтобы...", "Я боюсь, что...". Вследствие этих опасений и вследствие блокирующего (парализующего) страха чувство собственного достоинства (самоощущение, самолюбие) человека также изменяется. Это иллюзорно недооцениваемое самосознание (чувство собственного достоинства) - эту низкую уверенность в себе мы называем "страхом-Я" (–). Страх-Я порождает оборонительное (защитное) поведение и приводит к "роли-защите".

Поведение в "роли-идоле"

"Идол-Я" неизбежно приводит к соответствующему поведению по отношению к окружающему миру. Возникает принудительная необходимость играть определенную профессиональную или общественную роль. Это, в свою очередь, влечет за собой не только определенную мимику и определенные манеры, но и соответствующие атрибуты: дом, автомобиль и т.п. Все, что мнимо требует роль-идол, делается напористо и потому - чрезмерно. Поведение человека, играющего роль-идол, больше не определяется внешней действительностью, а проистекает от идола-Я или от страха-Я. Выбор автомобиля, например, больше не является следствием целесообразности, а диктуется стремлениями роли-идола.

Выбор автомобиля-идола, как впрочем, и всякое другое компенсационное поведение, обладает сигнальным характером. Такой выбор автомобиля, например, сигнализирует: "Посмотри на мой автомобиль, чтобы ты понял, кто я такой". Если предметы одежды, украшения, автомобиль, титул, архитектура дома и его обстановка, имущество и т.п. служат прежде всего престижными сигналами для самоутверждения, то это означает, что разумное и трезвое отношение к реальностям потеряно.

Поведение в "роли-защите"

Роль-защита выражается в безразличии, в предвзятости, в необъективной или грубой критике, либо во враждебности, недоброжелательности. Следствием этого также является чуждое действительности или враждебное по отношению к реальностям поведение. Оно выражается в виде стремления к удобствам, уюту, приятности; в виде любви к покою, склонности к лени, вялости, инертности; в чувстве стесненности, заторможенности; в чувстве принужденности, навязчивости, вынужденности; в виде депрессии; в виде фобий или даже в виде цинизма и деструкции.

Деструктивно-враждебное поведение, проистекающее из роли-защиты, выражается в бесчисленных сигналах, которые следует рассматривать как признаки в большинстве случаев неосознаваемого жизненного страха, выражаемого либо в форме чувствительности, впечатлительности, обидчивости и раздражительности, либо в форме поведения, доходящего до намеренно унижающих насмешек, иронии, издевательства и злобного, вероломного, язвительного дискредитирования человека.

Жизненный страх выражается не только в форме агрессии, но и в форме регрессии, например, в виде высказываний типа: "Все идет так, как должно идти", "Тут уж ничего не поделаешь" или в удобной необязательности на уровне "Ну, как дела?".

Оборонительное или защитное поведение проявляется также во всех случаях сердечного безразличия и духовной лености. В противоположность этому, человек, ориентирующийся на реальности, реагирует всегда спонтанно, непринужденно-дружески или озабоченно.

Отсутствие спонтанности (непринужденности) - это тревожный сигнал. Это сигнал о дистанцирующемся, пессимистичном или даже циничном поведении в жизни.

Бесчисленные сигналы, используемые в виде неискреннего и фальшивого поведения, чтобы убедить окружающих в роли-идоле, которую хотел бы играть ведущий себя так человек, все эти жесты, скрытые указания, сигнализирующие о столь желанном обретении значимости и престижа, будут подробно рассмотрены в последующих главах данной книги.

Наши рекомендации