Спрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью. В современной рыночной экономике различают 8 состояний спроса и определяют соответствующие этим состояния задачи маркетинга.
1. Отрицательный спрос.
Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его.
Задача маркетинга при этом (а в этом случае применяется конверсионный маркетинг) состоит в необходимости проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару и может ли программа маркетинга изменить негативные отношения рынка посредством переделки товара, снижения цен и более активного стимулирования.
2. Отсутствие спроса.
Целевые потребители могут быть незаинтересованными в товаре или безразличными к нему. Так, фермеры могут не заинтересоваться новыми агротехническими приемами, а студенты – изучением языка.
Задача маркетинга (стимулирующий маркетинг) – отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами человека.
3. Скрытый спрос.
Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг. Это спрос на безвредные сигареты, безопасные жилые микрорайоны, более экономичные автомобили.
Задача маркетинга (развивающийся маркетинг) – оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.
4. Падающий спрос.
Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на свои товары.
Задача маркетинга (ремаркетинг) – обратить вспять тенденцию падения спроса благодаря творческому переосмыслению подхода к предложению товара.
5. Нерегулярный спрос.
У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки, например, транспорт в часы «пик», культурно-досуговые учреждения в праздники, выходные и т.д.
Задача маркетинга (синхромаркетинг) – изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения.
6. Полноценный спрос.
В этом случае организация удовлетворена своим торговым оборотом.
Задача маркетинга (поддерживающий маркетинг) – поддерживать существующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потребительские предложения и усиливающуюся конкуренцию. Организация должна неукоснительно заботиться о качестве товара и обслуживания, постоянно замерять уровень потребительской удовлетворенности, чтобы судить о правильности своих действий.
Чрезмерный спрос.
У ряда организаций уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить. Так, некоторые курорты и национальные парки переполнены в летнее время.
Задача маркетинга (демаркетинг) – изыскать способы временного или постоянного снижения спроса с помощью таких мер, как повышение цен, ослабление усилий по стимулированию и сокращению сервиса. При этом нельзя забывать о том, что основная цель демаркетинга – это не ликвидировать спрос, а лишь снизить его уровень до тех пор, прока фирма не увеличит выпуск продукции и удовлетворит всех потребителей.
8. Нерациональный спрос.
Это спрос на товары, вредные для здоровья (винно-водочные и табачные изделия, наркотики).
Задача маркетинга (контрмаркетинг) – убедить любителей вредных привычек отказаться от них. Для этого распространяются устрашающие сведения, резко увеличиваются цены и ограничивается доступность товара.
Рынок в маркетинге понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Существует множество классификаций рынков.
I. По территориальному признаку – местный внутренний (национальный), региональный, внешний (мировой).
II. По функциональному признаку:
- рынок предметов потребления и услуг;
- рынок средств производства;
- рынок сырья;
- рынок научно-технических достижений;
- рынок ценных бумаг и капиталов (финансовый рынок);
- рынок рабочей силы (труда).
III. В зависимости от соотношения спроса и предложения.
Когда спрос значительно превышает предложение, то это «рынок продавца». На нем больше власти имеют продавцы и наиболее активными деятелями рынка приходится быть покупателям.
Когда предложение значительно превышает спрос на товар, то это «рынок покупателя». На нем больше власти имеют покупатели и наиболее активными деятелями рынка приходится быть продавцам.
Для современного международного рынка характерно состояние, определяемое как «рынок покупателя».
Контрольные вопросы по теме 1
1. Дайте определение понятия «маркетинг».
2. Перечислите основные принципы маркетинга.
3. Покажите важнейшие цели системы маркетинга.
4. Проанализируйте функциональные задачи маркетинга и выделите важнейшие из них.
5. Дайте определение понятия «спрос на товары и услуги».
6. Перечислите важнейшие состояния спроса в рыночной экономике и покажите соответствующие этим состояниям задачи маркетинга.
7. Раскройте сущность понятия «рынок» в системе маркетинга.
8. Приведите важнейшие классификации рынков.
9. Раскройте содержание понятий «рынок продавца» и «рынок покупателя».
Список литературы к теме 1
1. Баркан Д.И. Маркетинг для всех. – М.: Культ-информ-пресс, 1991.
2. Все о маркетинге. – М.: Азимут-центр, 1992.
3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 1998.
4. Ковалев А.ИМ., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
5. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб.: Питер, 1999.
6. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. – СПб: ИД «МиМ», 1997.
7. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. – СПб: Наука, 1996.
8. Маркетинг \ Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
9. Маркетинг \ Под ред. проф. Уткина Э.А. – М.: ЭКМОС, 1998.
10. Маркетинг \ Под ред. Н.Д. Эриашвили. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
11. Основы предпринимательской деятельности \ Под ред. В.М. Власовой. – М.: ФиС, 1994.
12. Роджерс Л. Маркетинг в малом бизнесе. – М., Аудит, ЮНИТИ, 1996. – С. 14-33.
13. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга для исследованию рынка. Учебное пособие. – М.: ФиС, 1999.
14. Швальбе Х. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. – М.: Республика, 1995. – С. 7-24.
15. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг. – М.: Экономика, 1993. – С. 10-20.
Тесты к теме 1