Специфика коммуникационных каналов.

Коммуникацион­ный канал - это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от отправителя к получателю. Такие каналы можно разделить на группы:

1) Естественные каналы, возникающие на основе и при участии органов чувств человека - зрения, слуха, ощущения, обоняния и др., а именно: аудиальные, визуальные и иные каналы.

2) Искусственные (технические) каналы - линии телефонной, телеграфной, теле- и радиосвязь, а также книги, картины, фотографии и т.д.

3) смешанные (конференции, исследования, выставки).

К искусственным документальным каналам коммуникации относятся:

1. Пресса – это массовые периодические печатные издания – газеты и журналы.

2. Визуальные средства. - Деловая полиграфия: письмо, брошюра, буклет, корпоративные издания и т. п. Элементы наружной рекламы: щиты, световые экраны, вывески и др.

3. Электронная коммуникация:

-Радио.

-Телевидение.

- Интернет.

Смешанные каналы коммуникации используются следующими PR-средствами:

1. Выставки и ярмарки: демонстрация идей, технологий, товаров.

2. Конференции, целью которых является установление деловых связей и достижение искренних и прочных отношений с партнерами.

3. Конкурсы и премии.

4. Спонсорство.

5. Прямые почтовые рассылки и наружная реклама.

Каналы распространения PR-обращения выбираются с учетом следующих требований:

• должны кратчайшим путем доставить текст PR-обращения целевой аудитории, т.е. именно тем потребителям, которые действительно нуждаются в данном товаре (услуге);

• должны охватывать всю или большую часть целевой аудитории;

• должны взаимодополнять друг друга;

• должны быть авторитетны в глазах общественного мнения;

• не должны вызывать негативных эмоций у целевой аудитории.

под «средствами коммуникации» будем понимать способы кодирования сообщения, как естественные, например, слова, изображения, буквы, звуковые сигналы, жесты и пр., так и технические средства кодирования (компьютер, печатный станок, телефонный аппарат, радиопередающее устройства и т.д.).

Есть другой подход к пониманию канала коммуникации, когда он фактически отождествляются со средством коммуникации, рассматривается как средство представления и передачи сообщения. Согласно этому подходу, каналы коммуникации делятся на: 1) средства массовой коммуникации и 2) межличностную коммуни­кацию.

Важной характеристикой любого канала коммуникации является его пропускная способность, т. е. определенный объем информации, которую он может пропустить за определенное время.

Как только передача послания началась, коммуникационный процесс выходит из под контроля пославшего его коммуникатора. Отправленное послание обратно вернуть уже нельзя. В этот момент заканчивается этап отправ­ления и начинается этап получения передаваемой информации и понимания ее значения.

Канал выводит послание на приемник, который фиксирует полу­чение данного послания по другую сторону канала. Если в ходе дви­жения по каналу в послании меняются его носители (кодовые знаки) или формы, то прием считается не состоявшимся.

Критерии выбора каналов

Немаловажное влияние на эффективность Пр-деятельности оказывает непосредственный передатчик информации. Среди количественных критериев выбора каналов выделяют:

1. степень охвата целевой аудитории.

2. стабильность охвата во времени.

3. возможность повторений, зависящую от физических свойств канала;

4. селективность канала в терминах профиля потребления или стиля жизни;

5. стоимость одного контакта, зависящую от тарифа и тиража.

В числе качественных критериев выделяют:

1. вероятность восприятия сообщения, которая высока, например, для кино и мала для уличной рекламы;

2. срок жизни сообщения, в течение которого оно может быть воспринято;

3. атмосфера восприятия сообщения: характеристики среды, в которой передается сообщение;

4. контекст канала, т. е. его престиж, смежные сообщения и т.д.

5. выразительные способности канала, наиболее богатые, вероятно, у кино (цвет, движение, звук);

6. степень насыщенности: общий объем рекламы, а также присутствие или отсутствие конкурентов.

Все каналы имеют достоинства и недостатки, поэтому в PR-воздействии никогда нельзя выбрать один-единственный канал и ограничиться исключительно только им. Только совокупное использование всех или максимально возможного числа существующих средств коммуникации позволяет PR-воздействию стать наиболее эффективным.

Наши рекомендации