Команды: сущность и этапы построения
В современных организациях большое внимание уделяется командным методам работы, т. к. они позволяют снизить издержки на МНТ, получить синергетический эффект и тем самым повысить конкурентоспособность организации.
Команда –это группа людей (как правило, небольшая), которая выполняет определенную задачу, и в которой наблюдается синергетический эффект.
Суть синергетического эффекта:результат усилий членов команды оказывается больше арифметической суммы тех результатов, которые могли бы получить члены команды, работая порознь.
В реальном бизнесе необходимо сформировать команду для реализации конкретных проектов в сжатые сроки. Если организация работает как проектная/матричная, то ее члены должны обладать специальными навыками командных игроков.
Эффект команды характеризуется:
между членами команды существует взаимосвязь;
не обязательно существует постоянный лидер; лидером в разные периоды времени могут быть разные люди, чья компетенция в наибольшей степени соответствует данной фазе проекта. Такой подход в теории лидерства получил название «Разделенное лидерство»;
члены заботятся и обучают друг друга;
отношения между членами команды характеризуются высоким уровнем доверия.
Люди в команде выполняют функциональные и социальные роли (определяют, как влияет данный член команды на процесс выполнения работы).
Социальные роли:
«мыслитель» - богатое воображение, новатор, повышенная креативность;
исполнитель – вносит упорядоченность в деятельность команды, претворяет идеи в практику;
доводчик – следит за тем, чтобы задания выполнялись своевременно и полностью;
оценщик – критически, беспристрастно оценивает ситуацию;
исследователь ресурсов – владеет искусством переговоров и эффективных коммуникаций;
формирователь – ориентирует на достижение цели, на эффективную работу;
коллективист – устраняет разногласия;
координатор – четко формирует промежуточные цели, социальный лидер;
специалист – обладает редкими навыками и умениями.
Один и тот же человек может играть одновременно несколько ролей; чем шире спектр ролей, тем лучшим командным игроком он является.
Командой необходимо работать когда: работа не может быть формально структурирована таким образом, чтобы любой работник действовал автономно. Построение команды требует времени, усилий и значительных средств.
Этапы построения команды:
Формирование – на данном этапе члены команды получают ответы на вопросы:
- каковы цели команды;
- кто здесь лидер;
- каких ролей от меня ожидают;
- что такое другие члены команды;
- каков объем предстоящей работы.
На 1-м этапе происходит ориентация членов команды, установление отношений с лидером, прояснение целей и формирование атмосферы доверия.
«Бурление» - поляризация членов команды; рождается конкуренция между ними; проявляются разногласия с лидером. Основные проблемы связаны с управлением конфликтами, преодоления группового единомыслия.
Выработка норм – укрепление сотрудничества; игнорирование разногласий; прояснение будущего и уточнение ролей; преданность коммерческой цели. Растет роль лидера: поддержка членов команды, помощь в распределении ролей, обратная связь.
Функционирование – высокая степень взаимного доверия, помощь, предпринимательский дух; укрепление и совершенствование ключевых навыков; закрепление творческого подхода к решению проблем; предвидение нужд клиентов; повышение темпов работы и сокращение сроков.
На этапе расформирования команды необходимо:
- обсудить опыт командной работы;
- отметить причины успехов;
- выявить неудачи;
- обсудить способы преодоления последствий.
Заменители лидерства
При изучении лидерства исследователи задавались вопросом: «Всегда ли для успешного выполнения работы нужен лидер?» Опыт показал, что в некоторых ситуациях (опытным работникам) не нужен лидер, а вмешательство в работу может привести к отрицательным результатам. На основе изучения подобных ситуаций была выработана концепция Кэрра и Джермиера заменителей лидерства. Была предложена классификация ситуационных факторов, которые рассматриваются как заменители лидерства.
Заменители, связанные с подчиненными:
- высокие способности, опыт, знания;
- потребности в независимости, равнодушие к вознаграждению.
Заменители, связанные с заданием:
- рутинная работа;
- работа методически инвариантна (1 метод выполнения);
- работа, удовлетворяющая по существу.
Заменители, связанные с организацией:
- формальная организация;
- негибкая организация с наличием множества структур;
- организация – сплошная команда;
- вознаграждение не зависит от лидера;
- лидер и подчиненные разделены пространственно.
Итак, исследования подтвердили, что учет характеристик работника, работы и организаций, которыми можно заменить лидерство, помогает повысить удовлетворенность работой и производительностью труда в целом.
Двигатель лидерства
При переходе МНТа как науки и практики управления на новую ступень развития (стратегическое управление) исследователи пытались ответить на вопрос: «какое лидерство может не только обеспечить успех организации, но и долгосрочное ее преуспевание?»
В результате концепция «двигателя лидерства», согласно которой эффективный лидер не только сам обладает набором качеств и умений, необходимых для управления организацией в изменяющейся среде, но и умеет подготовить квалифицированных преемников, новых лидеров.
Подготовка лидера требует передачи схемы идей и ценностей, разработкой в организации, на новом этапе развития фирмы.
Идеи | Ценности |
Старые Ä Дж. Э. – охват всех смежных областей № Ä централизованная власть и полномочия | Старые Ä уважение власти; Ä строгое соблюдение процедур; Ä методичный, поэтапный подход к ведению бизнеса. |
Новые Ä быть компанией №1/№2; Ä отказаться от старых зрелых в-в бизнеса и сосредоточиться на быстрорастущих; Ä децентрализация; Ä создать 13 самостоятельных глобальных бизнес-центров вместо 240. | Новые Ä удовольствие – быть быстрее и богаче других; Ä честно осознавать наличие соперничества и с уверенностью пробовать новое; Ä стремиться к тому, чего сложно достичь; Ä смотреть на бизнес как на мир без границ. |
Старые и новые идеи и ценности «Дженерал Электрик» (конец 90-х гг.)
Таким образом, задачи лидерства – выработать схему эффективных идей и ценностей, которые поддержат эти идеи, суметь сообщить комплекс идей последователям и преемникам и побудить их к творческому развитию идей и ценностей.