Лекция 5. Функция организации

Организация взаимодействия и полномочий в управляющей системе

Организационные процессы – взаимоотношения уровней управления в организации, которые помогают ей реагировать на изменения внешней среды.

Эти взаимоотношения основаны на следующих составляющих.

Лекция 5. Функция организации - student2.ru Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Это средство распределения задач среди сотрудников.

Лекция 5. Функция организации - student2.ru Ответственность – обязательства по выполнению текущих задач и своевременному их решению. Ответственность делегировать нельзя. Если лицо принимает на себя ответственность за выполнение задачи, организация должна предоставить необходимые для этого ресурсы. Но право использовать эти ресурсы есть не у каждой должности. Ответственность - обязательство выполнять задачи и отвечать перед начальником за их успешное завершение, не могут быть делегированы. Пока получатель фактически не примет ответственности, то имеется только намерение осуществить делегирование.

Лекция 5. Функция организации - student2.ru Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются не человеку, а должности. Полномочия могут быть переданы от руководителей высшего звена к руководителям среднего звена и от руководителей среднего звена к менеджерам низового звена. Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и устными распоряжениями начальников, а также факторами внешней среды, например, законами и культурными ценностями. Пределы формальных полномочий часто нарушаются благодаря власти и неформальным организациям.

Лекция 5. Функция организации - student2.ru Власть – реальная способность влиять на ситуацию.

Лекция 5. Функция организации - student2.ru Полномочия:

- Линейные – передаются сверху вниз, от начальника к подчиненному. Результатом их передачи является цепь команд.

Различают следующие виды полномочий.

- Штабные – реализуются через административный аппарат.

Их делят на 3 типа:

консультативные – консультируют руководство в определенной сфере знаний;

обслуживающие – обеспечивают работу руководителей предприятия;

линейный аппарат – помощники, советники, референты.

Наилучший способ обеспечить чуткость в управлении, когда подчиненный отвечает перед одним руководителем и получает приказы и распоряжения только у одного менеджера – принцип единоначалия. Нельзя обращаться к руководителю высшего ранга через голову непосредственного начальника.

Норма управляемости – количество работников, которые непосредственно подчинены одному руководителю. Оптимальной нормой управляемости является не более 5-7 человек.

Отличие понятия организации от организации как функции менеджмента.

Наши рекомендации