Лекция 5. Функция организации
Организация взаимодействия и полномочий в управляющей системе
Организационные процессы – взаимоотношения уровней управления в организации, которые помогают ей реагировать на изменения внешней среды.
Эти взаимоотношения основаны на следующих составляющих.
Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Это средство распределения задач среди сотрудников.
Ответственность – обязательства по выполнению текущих задач и своевременному их решению. Ответственность делегировать нельзя. Если лицо принимает на себя ответственность за выполнение задачи, организация должна предоставить необходимые для этого ресурсы. Но право использовать эти ресурсы есть не у каждой должности. Ответственность - обязательство выполнять задачи и отвечать перед начальником за их успешное завершение, не могут быть делегированы. Пока получатель фактически не примет ответственности, то имеется только намерение осуществить делегирование.
Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются не человеку, а должности. Полномочия могут быть переданы от руководителей высшего звена к руководителям среднего звена и от руководителей среднего звена к менеджерам низового звена. Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и устными распоряжениями начальников, а также факторами внешней среды, например, законами и культурными ценностями. Пределы формальных полномочий часто нарушаются благодаря власти и неформальным организациям.
Власть – реальная способность влиять на ситуацию.
Полномочия:
- Линейные – передаются сверху вниз, от начальника к подчиненному. Результатом их передачи является цепь команд.
Различают следующие виды полномочий.
- Штабные – реализуются через административный аппарат.
Их делят на 3 типа:
консультативные – консультируют руководство в определенной сфере знаний;
обслуживающие – обеспечивают работу руководителей предприятия;
линейный аппарат – помощники, советники, референты.
Наилучший способ обеспечить чуткость в управлении, когда подчиненный отвечает перед одним руководителем и получает приказы и распоряжения только у одного менеджера – принцип единоначалия. Нельзя обращаться к руководителю высшего ранга через голову непосредственного начальника.
Норма управляемости – количество работников, которые непосредственно подчинены одному руководителю. Оптимальной нормой управляемости является не более 5-7 человек.
Отличие понятия организации от организации как функции менеджмента.