Этап 9. Управление реализацией стратегии и контроль
Практическая реализация стратегии осуществляется через два инструмента:
управление по целям;
бюджет.
УПЦ – это метод управления организацией, в основу которого положена идея, что начальники и подчиненные совместно устанавливают цели для выполнения работы и своего развития, оценивают успех в их достижении, интегрируя цели 3-х уровней:
индивидуальные;
групповые;
организационные.
П. Дракер в 1954 г. в «Практике управления» предложил устанавливать цели во всех подразделениях организации и для каждого работника.
Систему УПЦ (МВО) использовали компании IBM, General Electric, Hewlett Packard.
УПЦ для индивида (модель содержит 5 элементов):
Установление целей.
Степень участия подчиненного.
Выполнение работы.
Оценка работы.
Обратная связь.
Установление целей: определение участков работы подчиненного и показателей, которых он должен достичь в определенном плановом периоде. Например, специалист по сбыту: заключение договоров – увеличить сумму договоров на 5%; управление запасами – сократить складские запасы на 1/5; организация хранения, транспорт – освоить программу автоматизации складских операций; контроля поступления средств за реализацию продукции – довести предоплату до 30% от суммы договора.
Степень участия: зависит от организационной культуры предприятия (например, в Японии обязательны предложения подчиненного по целям, в Европе – от МНРа или руководителя подразделения).
Выполнение работы – разрабатывается план действий, как достигнуть поставленных целей, и предусматриваются регулярные совещания, где обсуждаются результаты.
Оценка выполнения работы – определение показателей, по которым будет оцениваться работа подчиненного, в основе – самооценка.
Обратная связь – устанавливается степень достижения результата и идет совместная разработка мер по дальнейшему улучшению работы.
Роль руководителя в УПЦ - оказание помощи и совет подчиненному, а не просто фиксация и оценка результата.
УПЦ в группе или подразделениисостоит из тех же элементов, что и для индивида. Модель способствует интеграции целей работников, а не просто возложению ответственности только на руководителя.
На заседании группы руководитель предлагает обсудить цели организации в плановом периоде.
Руководитель совместно с сотрудниками разрабатывает цели подразделений.
В рамках целей подразделения работники устанавливают свои цели и обсуждают их в группе.
Результаты работы оцениваются на собраниях руководителями совместно с членами группы.
Модель УПЦ результативна, если у участников процесса есть соответствующие знания, если в коллективе есть атмосфера творчества.
Результат УПЦ:
для сотрудника: задачи становятся ясными, четкими; цели – количественными, проявляется самомотивация и энтузиазм;
для руководителя: требует от него высокого профессионализма, понимания и правильного согласования целей организации, организации взаимосвязи по горизонтали и вертикали.
В этом методе имеются 2 опасности:
Акцентирование внимания только на количественных целях в ущерб качественным.
Легче оперировать и контролировать краткосрочные цели, что отвлекает внимание от долгосрочных стратегических целей.
Бюджет – метод распределения ресурсов в количественных (денежных) формах для достижения целей, тоже предоставленных количественно.
Организации составляют бюджет в виде отдельных документов, которые помогают распределить ресурсы по направлениям деятельности. Отдельные бюджеты в итоге увязываются в общий – финансовый план предприятия.
Бюджет как механизм распределения ресурсов при планировании также обеспечивает эталон, с которым можно объективно сравнить результаты фактического их использования, помогая таким образом объединить планирование и контроль.
Управление по целям (МВО) представляет собой метод объединения планирования, контроля и мотивации, который успешно применяют многие организации для уменьшения числа конфликтов и снижения отрицательной реакции людей на контроль путем их участия в этом процессе. Метод МВО помогает реализовать стратегию путем улучшения связи между целями подчиненных, целями их начальников и целями всей организации.
Этап 10. Оценка стратегии
Оценка стратегии – это системная непрерывная работа по сравнению результатов с целями. В процессе оценки стратегического плана необходимо ответить на вопросы:
Является ли стратегия реальной с позицией рынка.
Совместима ли стратегия с возможностями организации.
Есть ли у организации ресурсы для реализации данной стратегии.
Соответствует ли данной стратегии наша структура.
Какова степень риска при реализации стратегии.
Оценку стратегического плана проводят на основе количественных и качественных критериев.
Количественные критерии:
доля рынка;
увеличение объема продаж;
показатели эффективности производства;
курс акций;
норма дивидендов (прибыль на акцию);
уровень затрат;
текучесть кадров;
удовлетворенность работников.
Качественные критерии:
Углубление знаний о работе;
Использование возможностей рынка;
Уменьшение количества угроз;
Расширение объема услуг;
Привлечение квалифицированных специалистов;
Создание корпоративной культуры.
Далее после завершения всех этапов следует обратная связь, позволяющая установить, что не так было сделано на предыдущих стадиях и своевременно внести необходимые корректировки на каждом из этапов.