Принципы и методы управленческой деятельности

Принципы управления – это основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии управленческих решений в определенных условиях на соответствующем уровне.

Российскими учеными сформулированы следующие основные принципы управления для коммерческой фирмы:

Принципы и методы управленческой деятельности - student2.ru принцип единоначалия;

Принципы и методы управленческой деятельности - student2.ru принцип мотивации;

Принципы и методы управленческой деятельности - student2.ru принцип лидерства;

Принципы и методы управленческой деятельности - student2.ru принцип научности;

Принципы и методы управленческой деятельности - student2.ru принцип ответственности;

Принципы и методы управленческой деятельности - student2.ru принцип правового подбора и расстановки кадров;

Принципы и методы управленческой деятельности - student2.ru принцип экономичности;

Принципы и методы управленческой деятельности - student2.ru принцип обратной связи.

В 1916 году Анри Файоль сформулировал 14 общих принципов администрирования, которыми должна руководствоваться организация. Зарубежные ученые выделили в качестве основополагающих еще 2 принципа управления:

Принципы и методы управленческой деятельности - student2.ru Принцип хамелеона, предполагающий приспособления менеджеров к имеющейся ситуации (ситуационный подход).

Принципы и методы управленческой деятельности - student2.ru Принцип эффективности (как цель: использование 2-х экономических наук – маркетинга и менеджмента).

Методы управленческой деятельности.

Принципы и методы управленческой деятельности - student2.ru Организационные методы – методы, создающие необходимые условия для функционирования организации. При их использовании организация учреждается, ориентируется во времени и пространстве, ее деятельность регламентируется.

Метод (от греч. – «путь исследования, учение») – это способ достижения цели, решения задачи. Эти методы пассивны, они создают рамки для создания и функционирования организации.

Принципы и методы управленческой деятельности - student2.ru Административные методы – это методы:

- регламентирующие функции, права, обязанности персонала, нормативы качества, затрат (приказы, стандарты, контракты, должностные инструкции);

- представляющие собой систему законодательных актов страны и региона;

- составляющие систему планов, программ, заданий;

- представляющие систему оперативного руководства на предприятии.

Эти методы активны, т. к. на их основе происходит вмешательство в деятельность организации.

Принципы и методы управленческой деятельности - student2.ru Экономические методы – это методы, предполагающие не прямое, как административное, а косвенное воздействие на объект управления:

- методы регулирования бизнеса федеральными и региональными органами (налоговая система и т. д.);

- методы, регулируемые фирмой или вышестоящей организацией (системы материального поощрения, системы ответственности за брак).

- Это активные методы.

Принципы и методы управленческой деятельности - student2.ru Социально-психологические методы – это методы направленные на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения целей организации при условии сохранения здоровья работников, хорошего морального климата в коллективе, соблюдение трудового законодательства (мониторинг окружающей среды, анкетирование, наблюдение, макетирование, экспериментальные работы и т. д.). Это активные методы.

Принципы и методы управленческой деятельности - student2.ru Сетевые методы – это графо-аналитические методы управления процессами создания любых систем.

Принципы и методы управленческой деятельности - student2.ru Балансовые методы – это методы, применяемые при решении любой экономической задачи. Балансы составляются в табличной или графической форме (ленточный, столбиковый, диаграммный баланс).

Составляются балансы:

- финансовые;

- материальные;

- трудовые;

- продуктовые;

- организационные.

На практике все управленческие методы применяются во взаимосвязи, дополняя друг друга в конкретной ситуации.

Уровни управления

Большинство фирм имеют 3 уровня управления:

Принципы и методы управленческой деятельности - student2.ru высший (топ-менеджеры);

Принципы и методы управленческой деятельности - student2.ru средний;

Принципы и методы управленческой деятельности - student2.ru низший (низовой).

Высший (high managers) уровень управления – это самая малочисленная и наиболее влиятельная категория менеджеров, стоящих во главе иерархической структуры управления (управляющие, их заместители, президенты, вице-президенты), отвечающие за деятельность всей организации, принимающие ключевые решения по стратегии развития и текущим делам. Их деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, приоритетом стратегических и перспективных задач.

Средний (midle managers) уровень управления – это руководители служб, отделов производственные начальники, координирующие и контролирующие работу сотрудников низового уровня. В их деятельности преобладают тактические задачи, хотя они и участвуют в разработке стратегии организации.

Низовой (low managers) уровень – самая многочисленная управленческая группа в организации. Менеджеры отвечают за выполнение производственных заданий, использования ресурсов, несут непосредственную ответственность за производство товаров и услуг: непосредственно общаются с рядовыми исполнителями и производственным персоналом.



Наши рекомендации