Цена как регулятор спроса и предложения

Цена как регулятор спроса и предложения

Цена- количество денег (или других товаров и услуг), уп­лачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.

Цена устанавливается производителем и может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей.

В рыночной экономике цены регулируются соотношени­ем спроса и предложения.Происходит это благодаря следую­щим составляющим:

- величине спроса;,

- величине предложения;

- закону соотношения спроса и предложения; -конкуренции.

Величина спроса- это количество товара (услуг), которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в оп­ределенное время и в определенном месте.

Величина спроса определяется уровнем цены.

Определяя величину спроса и ее зависимость от цены, име­ют в виду определенное время и место.

Закон спросагласит: при прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара.

Иными словами, чем выше цена товара, тем меньше вели­чина спроса на него, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса.

Величина предложения~ это то количество товара (услуг), которое продавцы готовы предложить к продаже на рынке по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Закон предложениягласит: при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара (услуги).

Рыночное равновесие- это такое состояние рынка, когда интересы производителей и потребителей совпадают, когда ве­личина спроса равна величине предложения.

Таким образом, рыночная цена, или цена равновесия, есть договорная цена продавца и покупателя.

Если цена повышается выше равновесной, то продавец стремится продать больше товаров, но потребитель будет поку­пать меньше. В результате образуется избыток товара.

Под воздействием конкуренции продавцов цена начинает снижаться и у покупателей появится желание покупать больше, а продавцы станут продавать меньше. В результате рынок снова вернётся в состояние равновесия.

Если цена опустится ниже равновесной, то величина спроса будет больше величины предложения, возникнет дефицит това­ра. Под воздействием конкуренции покупателей цена начнёт возрастать до тех пор, пока величина предложения не уравнове­сится с величиной спроса.

Конкурентная борьба - необходимое условие рыночной экономики.

Конкуренция- это свободное соперничество между эконо­мическими агентами. Выделяют две её формы: ценовую и неце­новую. Ценовая конкуренция является основным видом конку­ренции: компании стремятся снизить свою цену против цены конкурентов. Особенно наглядно это проявляется на рынке про­довольственных товаров. Конкурент привлекает покупателей раз­личными скидками, премиями, дешёвыми распродажами и т.п.

Неценовая конкуренция - это конкуренция между компа­ниями с использованием оригинального фирменного наимено­вания товара и рекламы этого наименования, привлекательной упаковки, лучшей системы обслуживания, удобной формы опла­ты товара и т.д.

Цена как элемент маркетинга

Цена – это элемент маркетинга, который является основным производителем прибыли. Цена, в отличие от характеристик товара, является гибким элементом, который подлежит быстрому изменению. Процесс ценообразования содержит в себе шесть основных этапов: установка задачи, спроса, оценка издержек, анализ ценовой политики конкурентов, определение способа ценообразования, окончательная установка цены.

Цена на товары или услуги фирмы устанавливается в зависимости от цен конкурентов. В процессе ценообразования учитываются затраты на транспортировку товара и на его хранение. Цена товара находится в прямой зависимости от спроса, т. е. чем ниже цена, тем выше спрос. В отношении престижных товаров может наблюдаться обратная зависимость, так как высокие цены для определенной категории покупателей являются показателем высокого качества товара. В маркетинге существует такое понятие, как кривая спроса.

Кривая спроса отражает поведение разных категорий покупателей, которые отличаются различным отношением к цене. С помощью кривой спроса можно предположить, какой объем продаж предполагается на рынке при различных ценах. Кривые спроса можно определить тремя методами:

проанализировать достигнутые объемы продаж при действующих ценах;

провести эксперимент с изменением цен на один и тот же вид товара;

сделать выводы о зависимости объемов продаж от цен по результатам опроса покупателей.

Помимо зависимости ценообразования от спроса и издержек, учитываются цены, затраты и поведение конкурирующих фирм. Если характерные особенности товара мало отличаются от особенностей конкурирующего товара, цена должна быть примерно такой же. Если же качество товара выше, чем качество конкурирующего товара, возможно установить более высокую цену.

Окончательная цена устанавливается после изучения таких дополнительных факторов, как психологическое восприятие цен покупателем, влияние цен на других участников рынка, ценовая политика фирмы.

Психология восприятия цены покупателем заключается в их отношении к качеству товара. Высокая цена воспринимается как подтверждение высокого качества. Многие фирмы используют цены, которые заканчиваются нечетными цифрами. При изменении цен на товары очень важно учитывать реакцию покупателей, конкурентов и других участников рынка. Наиболее заметна реакция потребителей на изменение цен на дорогостоящие товары.

Причины установки цены выше, чем у конкурентов, должны быть обоснованы (лучшее качество, сервис, свойства товара). Если цена слишком высока, это может снизить объем продаж.

Особым вопросом в продвижении товара на рынках является вопрос привлечения внимания к товару посредством рекламы. Это может быть реклама по телевизору, радио, в газетах, на рекламных щитах, в каталогах, использование услуг дистрибьюторов, торговых представителей.

Цена как регулятор спроса и предложения

Цена- количество денег (или других товаров и услуг), уп­лачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.

Цена устанавливается производителем и может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей.

В рыночной экономике цены регулируются соотношени­ем спроса и предложения.Происходит это благодаря следую­щим составляющим:

- величине спроса;,

- величине предложения;

- закону соотношения спроса и предложения; -конкуренции.

Величина спроса- это количество товара (услуг), которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в оп­ределенное время и в определенном месте.

Величина спроса определяется уровнем цены.

Определяя величину спроса и ее зависимость от цены, име­ют в виду определенное время и место.

Закон спросагласит: при прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара.

Иными словами, чем выше цена товара, тем меньше вели­чина спроса на него, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса.

Величина предложения~ это то количество товара (услуг), которое продавцы готовы предложить к продаже на рынке по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Закон предложениягласит: при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара (услуги).

Рыночное равновесие- это такое состояние рынка, когда интересы производителей и потребителей совпадают, когда ве­личина спроса равна величине предложения.

Таким образом, рыночная цена, или цена равновесия, есть договорная цена продавца и покупателя.

Если цена повышается выше равновесной, то продавец стремится продать больше товаров, но потребитель будет поку­пать меньше. В результате образуется избыток товара.

Под воздействием конкуренции продавцов цена начинает снижаться и у покупателей появится желание покупать больше, а продавцы станут продавать меньше. В результате рынок снова вернётся в состояние равновесия.

Если цена опустится ниже равновесной, то величина спроса будет больше величины предложения, возникнет дефицит това­ра. Под воздействием конкуренции покупателей цена начнёт возрастать до тех пор, пока величина предложения не уравнове­сится с величиной спроса.

Конкурентная борьба - необходимое условие рыночной экономики.

Конкуренция- это свободное соперничество между эконо­мическими агентами. Выделяют две её формы: ценовую и неце­новую. Ценовая конкуренция является основным видом конку­ренции: компании стремятся снизить свою цену против цены конкурентов. Особенно наглядно это проявляется на рынке про­довольственных товаров. Конкурент привлекает покупателей раз­личными скидками, премиями, дешёвыми распродажами и т.п.

Неценовая конкуренция - это конкуренция между компа­ниями с использованием оригинального фирменного наимено­вания товара и рекламы этого наименования, привлекательной упаковки, лучшей системы обслуживания, удобной формы опла­ты товара и т.д.

Наши рекомендации