Успешная стратегия направлена на реализацию перспективных возможностей и защиту от угроз в настоящем и будущем.

Разработка стратегии в соответствии с фактическим положением компании предусматривает, во-первых, реализацию возможностей, соответствующим ресурсам компаниям, и во-вторых, обеспечение защиты от внешних угроз.

SWOT – анализ имеет управленческую и стратегическую ценность, если сообщает какие, ресурсы и возможности понадобятся компании в будущем для реагирования на условия внешней среды и обеспечения удовлетворительной прибыли. Анализ должен дать исчерпывающее описание состояния компании.

Результаты анализа внутреннего состояния организации и состояния внешней среды позволяют оценить соответствие возможностей предприятия рыночным запросам, на основе чего разрабатываются обоснованные программы развития компании и ее поведение на рынке, принимаются решения по набору стратегических зон хозяйствования.

Примерный перечень сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз представлен в таблице 37.

На основе анализа факторов, характеризующих внутреннюю среду организации, с учетом результатов исследования внешней среды можно оценить состояние компании. SWOT-анализ представляет собой оценку внутренней среды организации (ее силы и слабости), а также внешних возможностей и угроз.

Таблица 37 – SWOT – анализ: оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз компании

Внутренние сильные стороны Внутренние слабые стороны
1. Эффективная стратегия, поддержанного конкурентно значимыми навыками и знаниями в ключевых областях 2. Прочное финансовое положение, достаточные для обеспечения развития бизнеса финансовых ресурсов 3. Сильная торговая марка, репутация компании 4. Позиция признанного лидера с мощной клиентской базой 5. Возможности экономии на масштабах и в результате эффекта обучаемости 6. Право собственности на ключевые технологии 7. Превосходство над конкурентами по объему интеллектуального капитала 8. Преимущество по издержкам 9. Эффективные рекламные компании и методики продвижения товара 10. Инновационный опыт 11. Опыт в совершенствование производственных процессов 12. Умелое использование электронной коммерции 13. Грамотное управление цепочками поставок 14. Высокий уровень обслуживания покупателей 15. Более высокое качество по сравнению с конкурентами 16. Широкая география поставок продукции 17. Партнерские отношения или совместная деятельность 1. Отсутствие четко сформулированного направления стратегического развития 2. Устаревшие производственные мощности 3. Неустойчивое финансовое положение 4. Слишком высокие издержки по сравнению с конкурентами 5. Недостаток ключевых навыков и компетенций 6. Низкая прибыльность 7. Внутренние производственные проблемы 8. Недостаточный ассортимент 9. Слабый имидж, неважная репутация 10. Недостаточно развитая дилерская сеть 11. Отставание от конкурентов в использование систем электронной коммерции 12. Недостаток финансовых средств для осуществления необходимых стратегических инициатив 13. Низкий уровень загрузки производственных мощностей 14. Отставание в качестве продукции, технологических ноу-хау 15. Слабый приток новых клиентов из-за низкой конкурентоспособности продукции
Внешние возможности компании Внешние угрозы компании
1. Освоение новых рынков или товарных сегментов 2. Расширение ассортимента для обслуживания новых потребностей покупателей 3. Использование собственных технологий и ноу-хау компании для производства новых видов продукции (бизнеса) 4. Вертикальная интеграция (назад, вперед) 5. Снижение торговых барьеров на привлекательных зарубежных рынках 6. Новые возможности завоевания доли рынка конкурентов 7. Возможность быстрого роста из-за резкого спроса в сегментах 8. Приобретение конкурирующих или обладающих прогрессивными знаниями и технологиями компаний 9. Возможность эксплуатации новых технологий 10. Возможность распространения торговой марки компании на новые рынки, упрочнение репутации 1. Угроза выхода на рынок новых конкурентов 2. Рост продаж товаров – заменителей 3. Ужесточение конкуренции между действующими на рынке компаниями, ведущее к снижению прибыли 4. Технологические изменения или инновации, приводящие к снижению спроса на прежние товары 5. Замедление роста рынка 6. Неблагоприятное изменение курсов иностранных валют или торговой политики других стран 7. Введение новых требований, повышающих издержки компании 8. Растущее давление со стороны компаний- потребителей и поставщиков 9. Снижение спроса на товары компании из-за изменения потребностей и вкусов потребителей 10. Неблагоприятные демографические изменения, влияющие на снижение спроса 11. Негативное воздействие движущих сил отрасли


Наши рекомендации