Л. В. Гашкова, А. В. Петрова
Л. В. Гашкова, А. В. Петрова
КурсовАЯ РАБОТА
по дисциплине «Маркетинг»
методические указания к выполнению, оформлению
и защите для студентов направления
38.03.06 «Торговое дело» всех форм обучения
Екатеринбург
УДК 658. 014. 1. 339. 1 (073)
ББК У9(2) 843 (073)
Г24
Гашкова, Л. В.
Курсовая работа по дисциплине «Маркетинг»: метод. указ. / Л. В. Гашкова, А. В. Петрова. – Екатеринбург : УрГУПС, 2016.
Указания содержат основные правила написания и оформления курсовых работ студентов по направлению 38.03.06 «Торговое дело» всех форм обучения; составлены на основе требований действующих федеральных государственных стандартов и инструкций.
Методические указания окажут существенную помощь студентам, выполняющим курсовые проекты, будут способствовать повышению качества работ.
УДК 658. 014. 1. 339. 1 (073)
ББК У9(2) 843 (073)
Указания рекомендованы к печати на заседании кафедры «Мировая экономика и логистика», протокол № 8 от 02.02.16 г.
Авторы: Л. В. Гашкова – доцент кафедры «Мировая экономика и логистика», УрГУПС,
А. В. Петрова – доцент, канд.экон.наук, кафедры «Мировая экономика и логистика», УрГУПС
Рецензент: А. В. Петров – доцент, канд.экон.наук, кафедры «Мировая экономика и логистика», УрГУПС
Ó Уральский государственный университет
путей сообщения (УрГУПС), 2016
Содержание
Введение......................................................................................................... | |
1 Основные положения в написании курсовых работ……………………………………………………………… | |
2 Цель и задачи курсовых работ…………………….…................ | |
3 Выбор темы курсовой работы………………………...………... 4 Структура курсовой работы………………….. ……………….. | |
4.1 Титульный лист.............................................................................. | |
4.2 Задание на курсовую работу……….…………………………. | |
4.3 Реферат…………………………………………………………… | |
4.4 Содержание...................................................................................... | |
4.5 Введение........................................................................................... | |
4.6 Основная часть работы................................................................... | |
4.7 Заключение....................................................................................... | |
4.8 Список использованных источников.......................……………. | |
4.9 Перечень условных обозначений, терминология........................ | |
4.10 Приложения................................................................................... 4.11 Презентация……………………………………………………... | |
5. Общие требования к тексту…….......................................................... | |
5.1 Объем курсовой работы…………............................................. | |
5.2 Рубрикация и заголовки................................................................. | |
5.3 Ссылки............................................................................................. | |
5.4 Примечания..................................................................................... | |
5.5 Формулы.......................................................................................... | |
5.6 Таблицы........................................................................................... | |
5.7 Иллюстрации.............................................................................….. 6 Тематика курсовой работы……………….…….………………….. | |
7 Защита курсовой работы ……………………….....…………… 8 Критерии оценки курсовой работы……………....……………… | |
9 Основные понятия студенческой научно-исследовательской работы…………………………………………………………… | |
Приложения…………………………………………………………………. | |
1 Титульный лист курсовой работы……….....................………………. | |
2 Задание на курсовую работу…………………………………………… | |
3 Оглавление (содержание) (образец)..............................………………… | |
4 Список использованной литературы (образец) ..............………………. | |
5 Общепринятые сокращения слов......................................………………. |
Введение
Научно-исследовательская работа студентов направлена на более глубокое осмысление и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении профильных дисциплин учебного плана, на формирование у студентов навыков исследовательской работы.
Некоторые исследователи выделяют учебно-исследовательскую, научно-методическую и научно-исследовательскую работы. Мы считаем, что учебно-исследовательская работа – первый этап научно-исследовательской, и что собственно научно-исследовательская работа в полном объеме вряд ли может проводиться студентами (у них нет для этого ни навыков, ни достаточного времени).
Научно-исследовательская работа студентов предполагает проведение как методических, так и специальных исследований по не полностью разработанным в науке и практике несложным проблемам. Основными ее формами являются курсовые и квалификационные работы.
Подготовка к выполнению такой работы должна быть системной, т. е. целенаправленной, непрерывной и последовательной, а также комплексной (осуществляться в процессе изучения всех дисциплин, причем и на аудиторных занятиях). Существенным моментом является корректировка преподавателем получаемых студентом в ходе работы знаний, умений и навыков. Безусловно, это требует специальной организации учебного процесса и включения в учебный план достаточного количества часов на самостоятельную работу.
Подготовка студентов к проведению самостоятельных исследований начинается с первого курса, когда студент должен овладеть умением пользоваться библиотечными каталогами, самостоятельно анализировать и конспектировать литературу в процессе подготовки к семинарам и конференциям, писать доклады, рефераты по узкой проблеме и т. д.
Одна из основных форм самостоятельной работы студентов – написание курсовой работы.
Выбор темы курсовой работы
Тематика курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» согласно учебному плану разрабатывается и утверждается преподавателями кафедры и, как правило, содержит перечень тем как общетеоретического и исторического содержания, так и тем, отвечающих потребностям современной практики. Студент самостоятельно выбирает тему. Совпадение тем у студентов одной учебной группы недопустимо. Студент вправе предложить и свою тему, не указанную в перечне кафедры по данной дисциплине, но она обязательно должна быть согласована с научным руководителем.
Тема курсовой работы может быть выбрана исходя из желания восполнить недостаток знаний в какой-то области, лучше подготовиться к предполагаемой будущей профессиональной деятельности, а также определиться под воздействием тематики научного студенческого кружка или возможности использования интересных практических материалов и др.
Конечный срок выбора тематики устанавливается студенту руководителем. За студентом, не определившим к этой дате круг своих интересов, тема закрепляется научным руководителем.
Структура курсовой работы
Структурные элементы курсовой работы:
- титульный лист;
- задание на курсовую работу (проект);
- реферат;
- содержание (оглавление);
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- вспомогательные указатели;
- приложения;
- презентационный материал.
На основании стандарта предприятия СТВ 2.5.1.17–2009 устанавливаются следующие требования к оформлению, структуре и порядку защиты курсовых работ.
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей работы. Он должен содержать следующие сведения:
– полное наименование министерства, вуза, факультета, кафедры;
– тему курсовой работы;
– вид документа (курсовая работа или курсовой проект);
– сведения об исполнителе (ФИО студента, номер группы);
– сведения о научном руководителе и консультантах (ФИО, ученая степень, ученое звание);
– место и год выполнения.
Образец титульного листа приведен в приложении 1.
Задание на курсовую работу
Задание на выполнение курсовой работы является нормативным документом, устанавливающим границы и глубину исследования (разработки) темы, а также сроки представления работы на кафедру в завершенном виде. В задании указывают тему курсовой работы (проекта); перечень основных вопросов, подлежащих исследованию или разработке; срок сдачи выполненной курсовой работы (проекта) на кафедру.
Образец задания представлен в приложении 2.
Реферат
Реферат – изложение главных положений и основных выводов курсовой работы (проекта); включает в себя:
- информацию о составе пояснительной записки (количество страниц, иллюстраций, количество таблиц, количество приложений);
- перечень ключевых слов, который должен характеризовать тематику курсовой работы, в него включают от 5 до 15 ключевых слов в именительном падеже, написанных прописными буквами в строку через запятые. Точка в конце слов не ставится;
- реферат должен содержать следующую информацию: объект исследования; предмет исследования; цель работы; метод исследования; полученные результаты и их новизна; область применения.
Содержание
Содержание (оглавление) – это путеводитель по курсовой работе студента, его помещают в начале работы. Содержание должно включать в себя перечень структурных элементов курсовой работы (проекта) с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте, в том числе:
– введение;
– разделы, подразделы, пункты, подпункты;
– заключение;
– список использованных источников;
– вспомогательные указатели;
– приложения.
Пример оформления содержания приводится в приложении 3.
Введение
Во введении к курсовой работы (проекта) обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования. Кроме того, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, а также отмечаются положения, которые выносятся на защиту.
Таким образом, введение – очень ответственная часть курсовой работы (проекта), поскольку она не только ориентирует на дальнейшее раскрытие темы, но и содержит все ее необходимые квалификационные характеристики. Поэтому основные элементы введения к курсовой работе (проекту) рассмотрим более подробно.
Актуальность — обязательное требование к любой курсовой работе (проекту). Поэтому вполне понятно, что введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы.
Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать его издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1-2 страниц машинописного текста показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.
Проблему часто отождествляют с вопросом, т. е. с положением, которое так же, как и вопрос, нужно разрешить. Считается, что проблема – тот же вопрос, только наиболее важный и сложный. Это отчасти верно, поскольку специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Однако для науки вопрос проблемой не является.
Чтобы сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема пока не раскрыта или раскрыта лишь частично, или не в том аспекте, и потому нуждается в дальнейшей разработке.
Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изучаемой проблемы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности, и потому перечень работ и их критический разбор необязательно давать в хронологическом порядке их публикации.
От формулировки научной проблемы и доказательства того, что часть проблемы, которая является темой данной курсовой работы (проекта), еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с поставленной целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить..., вывести формулу... и т. п.).
Формулировать задачи необходимо как можно более тщательно, поскольку их описание для решения должно составить содержание глав курсовой работы (проекта). Важно также и потому, что заголовки рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – то, что находится в границах объекта.
Еще один обязательный элемент введения курсовой работы (проекта) – указание на методы исследования, которые служат инструментом для наработки фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.
Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, библиографических) и указываются методологические основы проведенного исследования.
Основная часть работы
Основную часть курсовой работы (проекта) следует делить на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.
В структуре основной части должно быть выделено не менее двух глав, а в их составе не менее двух параграфов и т. д.
Обязательным структурным элементом курсовой работы (проекта) является аналитический обзор темы. Аналитический обзор представляет собой результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по определенной теме, содержащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета исследования.
К тексту аналитического обзора предъявляются следующие основные требования:
– полнота и достоверность информации;
– наличие критической оценки использованной информации;
– логичность структуры;
– композиционная целостность;
– аргументированность выводов;
– ясность, четкость и лаконичность изложения.
Заключение
Курсовая работа (проект) заканчивается заключительной частью, которая так и называется «Заключение».
Как и всякое заключение – эта часть курсовой работы (проекта) выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку в процессе защиты.
В «Заключении» раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики; приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы; излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы.
В «Заключении» не допускается повторения содержания введения и основной части, в частности выводов, сделанных по главам.
Приложения
В приложения следует включать вспомогательный материал, который загромождает текст основной части; промежуточные расчеты, графики.
Приложения оформляются как продолжение работы. Нумерация страниц приложения сквозная, т. е. продолжает нумерацию материала.
Таблицу, рисунок или чертеж, размеры которого больше формата А4, учитывают как одну страницу. Листы формата А4 помещают в конце работы.
Приложения нумеруют арабскими цифрами без знака «№», начиная с номера 1. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и при необходимости иметь заголовок, который печатается прописными буквами.
Иллюстрации, таблицы и формулы в приложении нумеруются в пределах каждого приложения арабскими цифрами, например, «Рисунок П.2.1.»
Презентация
Компьютерная презентация (КП) дает ряд преимуществ перед обычной, бумажно-плакатной. Она позволяет использовать ее студенту как легальную шпаргалку, а с другой стороны, позволяет членам комиссии одновременно изучать курсовую работу и контролировать выступление студента. Поэтому желательно сопровождать выступление презентацией с использованием 5–8 слайдов.
Основными принципами при составлении подобной презентации являются лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов).
Необходимо начать КП с заголовочного слайда и завершить итоговым. В заголовке приводится название и автор. Советуем придумать краткое название и поместить его на все слайды (Вид – Колонтитул – Применить ко всем). Сделайте также нумерацию слайдов и напишите, сколько всего их в презентации.
Основное требование – каждый слайд должен иметь заголовок, количество слов в слайде не больше 40.
Рекомендуется применять шаблоны для подготовки профессиональной КП. При разработке оформления используйте дизайн шаблонов (Формат – Применить оформление). Не увлекайтесь яркими шаблонами, информация на слайде должна быть контрастна фону, а фон не должен затенять содержимое слайда, если яркость проецирующего оборудования будет не достаточной. Подберите два-три различных фоновых оформления для того, чтобы иметь возможность варьировать фон при плохой проекции.
Не злоупотребляйте эффектами анимации. Оптимальной настройкой эффектов анимации является появление в первую очередь заголовка слайда, а затем – текста по абзацам. Если несколько слайдов имеют одинаковое название, то заголовок слайда должен постоянно оставаться на экране. Динамическая анимация эффективна тогда, когда в процессе выступления происходит логическая трансформация существующей структуры в новую структуру, предлагаемую вами. Настройка анимации, при которой происходит появление текста по буквам или словам, может вызвать негативную реакцию со стороны членов комиссии, которые одновременно должны выполнять 3 различных дела: слушать выступление, бегло изучать текст работы и вникать в тонкости визуального преподнесения вами материала исследования. Ведь визуальное восприятие слайда презентации занимает от 2 до 5 секунд, в то время как продолжительность некоторых видов анимации может превышать 20 секунд.
Настройте временной режим вашей презентации, используя меню (Показ слайдов – Режим настройки времени), предварительно узнав, сколько минут требуется вам на каждый слайд. Очень важно не торопиться на докладе и не «мямлить» слова. Презентация поможет вам прочитать доклад, но она не должна его заменить. Если вы только читаете текст слайдов, то это сигнал комиссии, что вы не ориентируетесь в содержании. Но если вы растерялись или не можете проглотить комок в горле, то прочтение презентации будет единственным вашим спасением. Желательно подготовить к каждому слайду заметки по докладу (Вид — страницы заметок). Распечатайте их (Печать — печатать заметки) и пользуйтесь при подготовке и в крайнем случае на самой презентации. Распечатайте некоторые ключевые слайды в качестве раздаточного материала.
Для управления своей КП используйте интерактивные кнопки (вперед-назад) или, в крайнем случае, клавиатуру PgUp-PgDn. Особенно это может пригодиться при ответе на вопросы, когда вас попросят вернуться к определенному слайду. В автоматическом режиме обязательно проконтролируйте временной интервал своего доклада.
5 Общие требования к тексту
5.1 Объем курсовой работы (проекта)
Курсовая работа (проект) оформляется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 297 мм) на компьютере через полтора межстрочных интервала. Объем курсовой работы предполагается 25-35 с.
Текст следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм.
Плотность текста должна быть одинаковой, шрифт должен быть четким.
Вписывать в текст работы отдельные слова, формулы, условные знаки допускается только черными чернилами или черной тушью.
Все страницы должны иметь сквозную нумерацию, номер страницы проставляют в правом нижнем углу арабскими цифрами без точки. Если возникла необходимость вставить страницу уже после нумерации всей работы, то можно повторить номер предыдущей страницы с добавлением к нему индекса «а», «б».
Рубрикация и заголовки
Текст курсовой работы (проекта) членят на разделы и подразделы. Разделы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами без точки в пределах всей работы.
Подразделы – нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится, например, «1.2»
Подраздел может делиться на пункты, которые нумеруются в пределах подраздела, например, «1.2.2» Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа. Разделы и подразделы должны иметь содержательный заголовок, который печатают с абзацного отступа симметрично тексту строчными буквами, (кроме первой прописной) в конце заголовка точка не ставится.
Переносы слов в заголовках и их подчеркивание не допускается. Заголовки соответствующих структурных частей – «Реферат», «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» печатают отдельной строкой строчными (кроме первой прописной) буквами с выравниванием по центру.
Расстояние между заголовком раздела и подраздела равно 3 одинарным интервалам, расстояние между заголовками подраздела и текстом – 2 интервалам.
В заголовке подраздела не должно повторяться то, что говорится в заголовке раздела.
При написании курсовой работы (проекта) необходимо соблюдать абзацы-отступы в начале первой строки текста, равные 1,25–1,27 мм. Абзацами-отступами надо выделять примерно равные и обособленные по смыслу части текста, тесно связанные между собой.
Ссылки
Затекстовые ссылки помещаются после основного текста, а при нумерации затекстовых библиографических ссылок используется сплошная нумерация для всего текста документа. В тексте производится отсылка к затекстовой ссылке. Ссылки в тексте на источники необходимо производить, указывая порядковый номер по списку источников, выделенных квадратными скобками, например: [10], [10, с. 15].
Отсылка к затекстовой ссылке заключается в квадратные скобки. Отсылка может содержать порядковой номер затекстовой ссылки в перечне затекстовых ссылок, имя автора (авторов), название документа, год издания, обозначение и номер тома, указание страниц. Сведения в отсылке разделяются запятой.
Делать ссылку следует на источник в целом. Ссылку на иллюстрацию в тексте курсовой работы указывают порядковым номером иллюстрации, например:
– представлена на рисунке 1.2;
– на схеме (см. рис. 1.4) даны ... .
На все таблицы курсовой работы (проекта) должны быть ссылки в тексте, например: «приведены в таблице 1.3».
В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно слово «смотри», например: (см. табл. 1.2), при этом данное выражение ограничивается круглыми скобками.
Примечания
В примечаниях к тексту и таблицам указываются только справочные и поясняющие данные. Если примечание одно, то его не нумеруют и после слова «Примечание» ставят точку. Если примечаний несколько, то после слова «Примечания» ставят двоеточие, нумеруют их арабскими цифрами с точкой, например:
Примечания:
1.
2. И так далее.
Формулы
В формулах для обозначения величин следует использовать только символы, установленные государственными стандартами или принятые в научной и учебной литературе.
В конце формул и в тексте перед ними необходимо расставлять знаки препинания таким образом, чтобы формула не нарушала грамматической структуры фразы. Двоеточие перед формулой ставят только тогда, когда этого требует построение текста, предшествующего формуле. После формулы ставится запятая, если идет далее расшифровка значений символов; точка с запятой, если идет перечисление формул; точка – если по смыслу заканчивается предложение и не требуется расшифровки символов. Знаки препинания ставятся непосредственно за формулой на основной строке до номера формулы.
При расшифровке формулы пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Пояснение каждого символа и числового коэффициента следует приводить с новой строки через точку с запятой. Первую строку объяснения начинают словом «где» без двоеточия.
Формулы и уравнения следует выделять из текста интервалами: выше и ниже каждой формулы должно быть не менее одного свободного интервала.
Если уравнение или формула не умещаются в одну строку, они могут быть перенесены после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения ( ) и деления (:).
Номера формул пишут в круглых скобках арабскими цифрами у правого края страницы. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой. Исключение составляет случай, когда в работе встречается всего одна формула.
Примеры правильного оформления формул в тексте курсовой работы (проекта).
При работе на станках-дублерах продолжительность цикла многостаночной работы определяется по формуле
(1.12)
где åТр – сумма времени занятости рабочего места;
tп– время простоя рабочего, мин.
При работе на станках, на которых выполняются операции с равным операционным временем,
Тц = Топ. (1.13)
Таблицы
Таблицы представляют собой форму организации материала, позволяющую систематизировать и сокращать текст, обеспечивать обозримость и наглядность информации.
Правила обозначения таблиц:
– каждая таблица должна иметь название, точно и кратко отражающее ее содержание (название помещают над таблицей);
– таблицы нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста;
– слово «Таблица» и порядковый номер таблицы помещают перед названием таблицы (см. рис. 5.5).
Высота строк должна быть не менее 8 мм. Графу «№ п/п» в таблицу включать не следует, при необходимости нумерации показателей порядковые номера указывают в боковике таблицы. Размер шрифта в таблице допускается 10–12 пт.
Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота листа или с поворотом по часовой стрелке.
Числовые значения, помещаемые в одну графу, должны иметь одинаковое количество десятичных знаков. Причем числа размещаются в графах таким образом, чтобы классы чисел были один под другим.
Таблицы, помещаемые в приложениях, нумеруются в пределах каждого приложения с указанием порядкового номера последнего, например, Таблица П5.5 – таблица 5 приложения 5.
Если в тексте пояснительной записки одна таблица, то ее не нумеруют и над ее тематическим названием слово «Таблица» не пишется.
Таблица 5.5 – Место тематического заголовка
Головка | Заголовок | графы | Заголовок | графы | |
(I) | (I) | (I) | (I) | ||
Заголовок | |||||
Горизонтального | |||||
Ряда | |||||
Заголовок | |||||
Горизонтального | |||||
Ряда | |||||
Заголовок Горизонтального Ряда | |||||
3 2
Примечание: 1 – подзаголовок графы; 2 – графы (колонки); 3 – боковик (логическая часть); 4 – горизонтальные ряды – табличное сказуемое.
Рисунок 5.1 – Форма и структура таблиц
При размещении таблицы на двух и более страницах она оформляется следующим образом:
- первая страница оформляется, как указано выше, и ей присваивается порядковый номер, например: 5 (или 5.5);
- на последующих страницах повторяется головка и графы с соответствующими заголовками и подзаголовками; в правом верхнем углу указывается «Продолжение табл. 5 (или 5.5)»; тематический заголовок не повторяется.
Ссылка на единственную таблицу (без номера) в тексте пояснительной записки выполняется словом «Таблица» с указанием ее тематического заголовка (при необходимости).
Таблицы помещаются в тексте после первой ссылки на них. В результате анализа информации, помещенной в таблицах, должны быть сформулированы выводы или обращено внимание на самую важную и характерную информацию, которая подводит исследователя к этим выводам. Возможен и комментарий к таблицам, позволяющий быстрее разобраться в их содержании.
Все таблицы, занимающие более двух страниц, выносятся в приложения.
Иллюстрации
Курсовая работа в большинстве случаев связана с оформлением графических материалов, иллюстраций, к которым относятся графики, диаграммы, схемы, чертежи, фотографии. Все они называются рисунками и обозначаются словом «Рисунок».
Нумеруют иллюстрации последовательно (см. пункт 5.5) арабскими цифрами в пределах раздела. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (рисунок 5.1).
Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «рисунок» не пишут.
Слово «Рисунок», порядковый номер иллюстрации и ее название помещают под иллюстрацией (пример представлен ниже).
Рисунок 5.1 – Общие затраты и выручка предприятия, тыс.р.
Рисунок 5.2 – Динамика объема продаж предприятия за 2015 г., тыс.р.
В тексте иллюстрации следуют непосредственно за той его частью, в которой они обсуждаются.
Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота или с поворотом листа по часовой стрелке.
Тематика курсовой работы
В связи с тем, что направление 38.03.06 «Торговое дело» с точки зрения экономической категории осуществляет коммерческую деятельность как в оптовой, так и в розничной, а также в других сферах предпринимательской деятельности, поэтому задача студента выбрать одну из проблем, касающуюся, скажем, установления хозяйственных связей поставщиков товаров с покупателями, управления формированием ассортимента товаров, с использованием современных методов, например, категорийного менеджмента, организации закупки и поставки товаров, с использованием элементов логистики.
Курсовая работа состоит из трех разделов:
1. В первой главе раскрываются общетеоретические и методические вопросы выбранной темы. На основе изучения работ отечественных и зарубежных ученых, материалов конференций по исследуемой проблеме студент аналитически прорабатывает имеющуюся литературу, давая трактовки основные терминов, сформулированные различными авторами и формируя собственную точку зрения. В ходе написания работы выявляются общие закономерности и тенденции формирования выбранной области исследования, показывается связь изучаемой проблемы с решением задачи повышения эффективности и конкурентоспособности торговли.
2. Во второй главе дается общая, организационно-правовая и экономическая характеристики объекта исследования, с использованием достоверной полной информации об исследуемом объекте, содержащейся в статистической отчетности данных оперативного и бухгалтерского учета и других документах фирмы. В этом разделе следует обозначить рамки анализа (не менее чем за 2 последних года), выявить тенденции в развитии конъюнктуры рынка, критерии выбора поставщиков, организации договорно-претензионной работе, организации закупки и поставки.
Таблица 9.1 – Основные показатели деятельности предприятия
Показатели | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | Отклонение |
Товарооборот в действующих целях, тыс. р. | ||||
Товарооборот в самостоятельных целях, т. р. | ||||
Валовой доход, т. р. | ||||
Уровень ВД, % | ||||
Издержки обращения, т. р. | ||||
Уровень прибыли от реализации, т. р. | ||||
Среднемесячная численность, чел. | ||||
Численность торгово-операторского персонала, чел. | ||||
Товарооборот на среднемесячную работу, т. р. | ||||
Торговая площадь, кв. м | ||||
Товарооборот на кв. м торговой площади, т. р. | ||||
Валовой доход на одного среднемесячного работника, т. р. | ||||
Издержки обращения на одного среднемесячного работника, т. р. | ||||
Прибыль от реализации на одного среднемесячного работника, т. р. | ||||
Прибыль на кв. м торговой площади, т. р. |
В данной главе раскрывается причинная связь факторов, определяется их влияние на различные показатели деятельности фирмы, товаров, формирование ассортимента, а также недостатки и отклонения от требований
Задача анал