Детализация и анализ разрывов

На этом этапе важную роль грамотная детализация ("декомпозиция") общих утверждений. Как правило, клиенты ожидают идеальных продуктов и услуг, недостижимых в реальной жизни. Поэтому задача аналитика в том, чтобы понять, как можно максимально приблизиться к идеалу и максимально подробно описать все возможные варианты и сценарии, чтобы затем можно было выбрать оптимальный вариант.

Детализация разрывов осуществляется на основе:

  • Анализа данных аудита маркетинга, т.е. данных о предприятии с одной стороны и выявленных стратегических разрывов с другой стороны
  • А также на основе:
    • Исходного перечня (см. выше)
    • Мнений персонала, руководства, экспертов
    • Изучения эффективности бизнес-проессов конкурентов (бенчмаркинг)
    • Перечень факторов (см. выше)


В процессе анализа разрывов необходимо ответить на следующие вопросы

  • В чем заключаются разрывы?
  • Как мы попали в эту ситуацию?
  • Хотим ли мы заполнить эти разрывы?
  • Можем ли мы заполнить эти разрывы?
  • Каким образом мы можем преодолеть разрывы, чтобы достигнуть целей?
    • Использовать резервы
    • Расширить долю рынка
    • Захватить новые сегменты (см. матрицу Ансоффа)
    • Выйти на новые рынки и т.д.

В процессе оценки существующего разрыва необходимо выяснить, преодолим ли он вообще. Если разрыв слишком велик для преодоления его с помощью собственных ресурсов, целесообразно либо пересмотреть желаемое будущее, либо разбить его достижение на несколько переходных этапов, либо растянуть процесс на более длительный период времени.

Целеполагание: цели и целевые показатели

Целевое состояние. Необходимо разработать и задокументировать желаемое положение компании.

  • Спрогнозируйте параметры спроса и предложения
  • Разработайте несколько сценариев
  • Определите, какая компания будет адекватна рыночной ситуации в будущем для каждого сценария

Разработка комплекса целей, целевых состояний, целевых показателей производится на основе

  • собственного видения руководства
  • лучших отраслевых примеров (benchmarks)
  • теоретически возможных и необходимых критериев

В процессе целеполагания рекомендуется придерживаться S. M. A. R. T. принципов ("умных целей"): *

  • Определенность, точность, ясность, недвусмысленность ( Specific)
  • Измеряемость (Measurable )
  • Достижимость (Achievable )
  • Реалистичность, соотносимость с другими процессами (Related )
  • Конкретность по срокам выполнения (Time-bound)

___________________________

* Впервые описаны Питером Друкеромв 1954 году в книге «Практика Управления».

Прогнозирование развития

Данный этап позволяет оценить, какое положение могла бы занимать ваша компания; просчитать все возможные преимущества, которые она получит вследствие принятия тех или иных решений.

Другими словами мы изучаем "цену вопроса", т.е. получаем понимание размера эффекта от ликвидации разрывов и стоимость работ по ликвидации этих несоответствий.

Задачи

  • Прогноз изменений внешней среды
  • Оценка привлекательности возможностей и альтернатив
  • Оценка привлекательности мероприятий по ликвидации разрывов

Реализация

Прогноз рынка

Долгосрочный (5-10лет) и среднесрочный (1-3 года) прогноз развития рынка осуществляется на основе:

  • PEST-анализа (исходные данные для анализа макросреды);
  • Метода экспертных оценок;
  • Математических моделей:
    • С помощью экстраполяции;
    • На основе математических моделей (например, cash flow) и т.д.

Прогноз развития

  • Пессимистический вариант— существующие условия работы не изменяются, улучшений нет.
  • Оптимистический (идеальный) вариант— все разрывы успешно ликвидированы, максимально возможная эффективность, недостижимый идеал.
  • Вероятный вариант— частичная ликвидация разрывов, расчитанная на основе имеющихся в компании возможностей.

Оценка привлекательности


Сопоставляя прогноз развития внешней и внутренней среды компании, можно сделать вывод о привлекательности возможностей и альтернатив.

Разработка набора инициатив и мероприятий по ликвидации выявленных разрывов и достижению желаемого целевого состояния.

Источниками инициатив и идей мероприятий могут выступать:

  • сотрудники различных служб;
  • участники каналов сбыта
  • информация о деятельности конкурентов;
  • правительственные службы;
  • данные маркетингвых исследований: возможности, основанные на желаниях и нуждах потребителей, неохваченных деятельностью конкурентов;
  • научные разработки: возможности создания новых товаров на основе фундаментальных исследований, новых технологий.

Примеры результатов см. ниже, в разделе "Результаты"

Как известно невозможно сразу делать все одновременно, поэтому из общего перечня улучшений необходимо выбраны те, которые удовлетворяют большинству нижеперечисленных критериев:

  1. Доступны для бюджета компании;
  2. Обеспечивают наилучшую финансовую отдачу, прибыльность;
  3. Максимально соответствуют стратегическим целям, плану развития компании, не противоречат прочим бизнес-процессам;
  4. Способны принести эффект немедленно;
  5. Способствуют улучшению рыночной позиции компании, как например:
    • увеличению рыночной доли компании;
    • повышению имиджа продуктов, улучшению репутации компани;
    • повышению удовлетворенности и лояльности клиентов и т.д.

Планирование

На этапе планирования подробно описывается комплекс мероприятий и инициатив по ликвидации избранных разрывов.

Задачи

  • Разработка бизнес-плана или плана мероприятий

См. также планирование маркетинга

Реализация

На данном этапе необходимо разбить комплекс работ по каждому разрыву на составляющие, отвечающие каждому значимому функциональному, отраслевому, территориальному и другим направлениям деятельности, по которым впоследствии будет вестись планирование. Такая "декомпозиция" на отдельные элементы позволит в дальнейшем сгруппировать их в основные категории и таким образом собрать "с нуля" целостный и непротиворечивый бизнес план, без ненужных повторов или бесконечных итераций.

Примерная структура бизнес-плана или плана мероприятий

  • Ценности
  • Цели и задачи
  • Видение
  • Миссия
  • Фокусировка
    • Целевые рынки, сегменты
    • Решаемые проблемы
    • Профили идеальных клиентов
  • Описание продукции
    • Свойства и выгоды продукции
    • Статус продукта, имидж
    • Производственный план
  • Ценностные установки, предлагаемые ценности
  • Дифференциаторы и барьеры
  • Ключевые связи и отношения
  • План маркетинга
    • Конкурентная среда
    • Размер рынка
    • и т.д.
  • Команда
  • Организационный план. Ликвидация разрывов:
    • информационные,
    • коммуникационные,
    • финансовые,
    • маркетинговые,
    • административные,
    • технические, технологические
  • Финансовый план
    • Доходы
    • Затраты
    • Cash Flow
  • Контроль и корректировка
  • Прочее. Допущения и предположения

Результаты

Результатом GAP-анализаможет быть принятие нового плана развития компания или принятие отдельных решений, например о:

  • Модернизации продукции, изменения функциональности продукции, репозиционировании в другой сегмент потребителей;
  • Пересмотре ассортимента;
  • Изменении порядка работы с поставщиками;
  • Пересмотре структуры бюджета компании;
  • Пересмотре ценовой политики
  • Изменение системы скидок
  • Введении инновационных бизнес-процессов;
  • Пересмотре рекламных мероприятий для изменения имиджа товаров;
  • Улучшении инфраструктуры по работе с клиентами;
  • Повышении производительности отдельных процессов (количество звонков, контактов и т.д.);
  • Мероприятиях повышения лояльности клиентов;
  • Разработке (оптимизации) маркетинговой информационной системы;
  • Реализации программы развития корпоративной культуры;
  • Реализации программы стимулирования персонала;
  • Программе инвестиций;
  • Выделении в отдельную группу более перспективных клиентов
  • Пересмотре программы связи с общественностью — PR
  • Пересмотре программы особых отношений с органами власти — GR

и многое, многое, многое другое...

Методология

Анализ текущей позиции

  • Аудит маркетинга компании;
  • Данные финансового аудита и управленческого обследования компании (частично);
  • Метод динамических нормативов;
  • Маркетинговые исследования:
    • Экспертные интервью;
    • Perceptual Mapping;
    • Сопоставление профилей конкурентных брендов с учетом важности мотиваторов;
    • Дом качества;
    • Кластерный анализ;

Желаемая позиция

  • Мозговая атака;
  • Фокус-группа;
  • Экспертные интервью;
  • Кабинетные:
    • SWOT-анализ;
    • Контент-анализ;

Прогнозирование

  • PEST-анализ (исходные данные для анализа макросреды);
  • Метод экспертных оценок;
  • С помощью экстраполяции;
  • На основе математических моделей (например, cash flow);

Анализ разрывов

  • Экспертные интервью;
  • Тестирование, симуляции, эксперименты;
  • Опросы персонала;
  • Кабинетные, на основе MOST (managerial, operational, social, technological):
    • Force Field Analysis;
    • Мозговые штурмы;
    • Transition Planning;

Наши рекомендации