Поиск возможностей и конкурентных преимуществ
Поиск возможностей и конкурентных преимуществ
Gap Analysis — это комплексное аналитическое исследование, изучающее несоответствия, разрывы между текущим состоянием компании и желаемым. Этот анализ также позволяет выделить проблемные зоны ("бутылочное горлышко"), препятствующие развитию, и оценить степень готовности компании к выполнению перехода от текущего состояния к желаемому.
Эти разрывы в общем виде могут включать:
- Разрыв между рыночным предложением компании (в самом широком смысле) и существующим на рынке уровнем спроса
- Разрыв между текущей деятельностью или бизнес-процессами и их характеристиками, и видением того, как должно быть в идеале или с точки зрения руководства.
- Разрыв между действительными целями и задачами работы компании в целом и сотрудников в частности с одной стороны и с другой стороны — теоретически необходимыми целями и задачами
- Разрыв между текущими показателями работы и лучшими показателями в отрасли (benchmarks)
Говоря о GAP-анализе, как правило понимают набор мероприятий, позволяющих делать выводы о несоответствии внутренней среды маркетинга внешнему окружению или о внутренних несоответствиях. Это может быть, например, между планами руководства и пониманием исполнителей, а также несоответствие ассортимента структуре спроса, несоответствиие продукции аналогичной продукции конкурентов, несоответствие восприятия продукции и её отдельных качеств по сравнением с восприятием продукции конкурентов, можно говорить также и о ГЭП-анализеразличий между идентичностью бренда и его восприятием.
Цель GAP-анализав том, чтобы выявить те рыночные возможности и возможности компании, которые могут стать для компании эффективными рыночными преимуществами.
Другими словами ГЭП-анализпозволяет максимально реализовать внутренний потенциал компани (малоиспользуемый, скрытый), максимально используя внешние возможности. Кроме того, ГЭП-анализпозволяет снять проблемные ситуации внутри компании, разрешить противоречивые требования подразделений, например, технологов и маркетологов.
GAP-анализможет применяться как в повседневной практике в целях повышения эффтекивности работы отдельных направлений компании, так и в процессе стратегического планирования. В последнем случае применение ГЭП-анализанаиболее эффективно, так как позволяет реально оценить достижимость и эффективность планируемых целей и задач до того, как они будут согласованы, утверждены и на них будут выделены финансовые средства.
GAP-анализэто сравнение текущей ситуации в организационной структуре предприятия с желаемым положением дел в будущем, а также на основе собранной информации оценка возможности для организации понимания путей достижения задач и собственно их принципиальной достижимости. Сначала намечается схема улучшений, затем разрабатывается желаемое состояние (с точки зрения внешних и внутренних покупателей). На следующем этапе разрабатывается детальноая программа развития компании в желаемом направлении. В простых случаях достаточно разработать последовательность действий (1, 2, 3...), в более сложных приходится задействовать более сложные организационные формы — проектные группы, тестирование решений, разработка различных вариантов, макетов и т.д.
Сначала разрабатываеся прогноз касательно изменений объемов спроса и (или) поставок сырья, материалов в будущем. Если прогнозы неодназначны и допускают множественность вариантов развития событий, то для каждого варианта необходимо разработать отдельный сценарий.
Наиболее часто применямый вариант GAP-анализа — в том, чтобы преодолеть разрывы между поставками сырья и продажами.
Виды разрывов
Основные категории разрывов:
- Рынок
- Качество продукции, обслуживания
- Организационные
- Руководство бизнесом
- Бизнес-процессы
- Информационные технологии
Разрыв | Описание |
РЫНОЧНЫЕ РАЗРЫВЫ | |
GAPкоммуникаций | Разрыв между фактически оказнной услугой, купленным товаром и коммуникацией по поводу качества этих услуги или товара |
GAPоценки клиентом качества услуги | Ожидания основываются на собственном опыте и знаниях клиента и сравниваются с результатом — восприятием фактически оказанной услуги, купленного товара |
GAPреализации | Разрыв между стандартами обслуживания и фактически оказываемой услугой, продаваемым товаром |
Рыночный GAP | Разрыв между производимой продукцией или оказываемыми услугами с одной стороны и с другой стороны — неудовлетворяемыми потребностями и ожиданиями клиентов. А также несоответствие ассортимента структуре спроса, несоответствиие продукции аналогичной продукции конкурентов, несоответствие восприятия продукции и её отдельных качеств по сравнением с восприятием продукции конкурентов, можно говорить также и о GAP-анализе различий между идентичностью бренда и его восприятием. |
Конкурентный GAP | Разрыв между текущими преимуществами компании и возможностями конкурентов, сравнение характеристик продуктов и компаний конкурентов с учетом важности факторов. |
GAP реализации | Разрыв между восприятием продукции компании клиентами и реальными характеристиками продукта |
Имиджевый GAP | Разрыв между имиджем компании и восприятием продуктов |
GAPценности | Разрыв между ожиданиями от продукции клиентов и их восприятием реальной продукции компании |
GAP выполнения | Разрыв между планами высшего руководства и восприятием продукции клиентами |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РАЗРЫВЫ | |
GAPпонимания клиентов | Разрыв между ожиданиями клиентов от продукта или услуги и восприятием менеджеров ожиланий клиентов |
Производственный GAP | Разрыв между фактическим производством с одной стороны и с другой стороны:
|
GAP вовлеченности | Разрыв между планами высшего руководства и реальной ситуацией |
GAPотношения | Разрыв между видением, планами, установками высшего руководства и пониманием исполнительного звена компании |
GAPпланирования | Разрыв между пониманием и отношением сотрудников исполнительного звена и реальной ситуацией |
GAPпонимания | Разрыв между пониманием и отношением сотрудников исполнительного звена и восприятием клиентов |
GAPстандартизации | Разрыв восприятия менеджментом ожиданий клиентов и внутренних стандартов оказываемых услуг, производимых товаров |
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РАЗРЫВЫ | |
GAPстратегия — реализация | Разрыв между стратегическими планами и их реализацией |
GAPнормативов | Разрыв между планами высшего руководства и ожиданиями от продукции клиентов |
Реализация
Анализ разрывов происходит в следующей последовательности
- Описание текущего состояния компании и внешнего окружения
- Аудит маркетинга, управленческое обследование
- Идентификация главных проблемных зон, глобальных стратегических разрывов
- Определение желаемого уровня развития компании
- Выработка видения
- Детализация глобальных стратегических разрывов:
- Декомпозиция глобальных стратегических разрывов до низшего уровня
- Изучение каждого отдельного разрыва
- Целеполагание: разработка комплекса целей и целевых показателей
- Прогнозирование развития, разработка сценариев, например:
- Пессимистичный
- Вероятный
- Оптимистичный
- Планирование (разработка бизнес-плана)
- Определяем привлекательность возможностей и альтернатив
- Планирование комплекса мероприятий по каждому разрыву осуществляется на основе наиболее вероятного варианта с учетом позитивных и негативных изменений ситуации, а также с учетом взаимодействия мероприятий.
- Реализация
- Контроль и корректировка
Рассмотрим далее отдельные этапы подробнее
Задачи
- Детальное изучение исходного положния компании
- Идентификация стратегических разрывов
Описание исходной ситуации
Главные вопросы, на котрые необходимо дать ответ
- В чем заключаются требования к бизнесу со стороны собственников на изучаемый период (как правило, ближайшие годы)?
- В чем суть предложения Вашей компании?
- В чем заключается стратегия компании на рынке?
Опишите подробно текущее состояние компании с точки зрения тех преимуществ или недостатков, которые они придают компании.
- Понимание рынка:
- Рыночный потенциал, например:
- По данному продукту
- В данном сегменте или в новом
- В данной отрасли или в другой
- В данном регионе или в другом
- Понимание клиента, например:
- Понимание потребностей
- Удовлетворенность и лояльность клиентов
- Идентификация профилей типичных клиентов
- Проведите таргетинг и изучите клиентов
- Понимание ожидаемых выгод и т.д.
- Понимание конкурентов
- Продуктовая стратегия, например:
- Инновационная деятельность компании: разработка новых продуктов
- Соответствие ассортимента товаров и услуг структуре спроса
- Потребность в дополнительных аксессуарах, услугах
- Себестоимость
- Дизайн услуги
- Качество товаров:
- Надежность
- Долговечность и т.д.
- Маркетинговая информационная система
- Политика продвижения, например:
- Соответствие целевого имиджа товаров восприятию товаров клиентами
- Политика PR;
- Политика GR;
- Рекламная политика и т.д.
- Качество обслуживания клиентов, например:
- Воспринимаемое качество
- Обратная связь
- Послепродажное обсуживание
- Скорость работы
- Функциональность
- Гибкость
- Степень внимания и т.д.
- Дистрибуция
- Снабжение
- Логистика
- Производство, используемые технлогии
- Инфраструктура обслуживания
- Финансовые ресурсы
- Внутрифирменные коммуникации
- Человеческие ресурсы
- Обучение, тренинги
- Требования к бизнесу от собственников и руководства
Задачи
- Выработка собственниками и руководством видения компании в будущем
- Детализация разрывов
- Целеполагание. Постановка целевых показателей развития компании
Реализация
Видение
На данном этапе большую роль играет видение бизнеса в определенном будущем собственниками и топ-менеджментом компании.
Желаемое состояние описывается комплексом утверждений, каждое из которых исходит из видения руководством состояния и ожидаемого рыночного положения компании в будущем.
Утверждения, формулируемые в установках должны быть максимально детальны и конкретны с одной стороны и с другой — соответствовать глобальным целям, глобальному видению.
Прогнозирование развития
Данный этап позволяет оценить, какое положение могла бы занимать ваша компания; просчитать все возможные преимущества, которые она получит вследствие принятия тех или иных решений.
Другими словами мы изучаем "цену вопроса", т.е. получаем понимание размера эффекта от ликвидации разрывов и стоимость работ по ликвидации этих несоответствий.
Задачи
- Прогноз изменений внешней среды
- Оценка привлекательности возможностей и альтернатив
- Оценка привлекательности мероприятий по ликвидации разрывов
Реализация
Прогноз рынка
Долгосрочный (5-10лет) и среднесрочный (1-3 года) прогноз развития рынка осуществляется на основе:
- PEST-анализа (исходные данные для анализа макросреды);
- Метода экспертных оценок;
- Математических моделей:
- С помощью экстраполяции;
- На основе математических моделей (например, cash flow) и т.д.
Прогноз развития
- Пессимистический вариант— существующие условия работы не изменяются, улучшений нет.
- Оптимистический (идеальный) вариант— все разрывы успешно ликвидированы, максимально возможная эффективность, недостижимый идеал.
- Вероятный вариант— частичная ликвидация разрывов, расчитанная на основе имеющихся в компании возможностей.
Оценка привлекательности
Сопоставляя прогноз развития внешней и внутренней среды компании, можно сделать вывод о привлекательности возможностей и альтернатив.
Разработка набора инициатив и мероприятий по ликвидации выявленных разрывов и достижению желаемого целевого состояния.
Источниками инициатив и идей мероприятий могут выступать:
- сотрудники различных служб;
- участники каналов сбыта
- информация о деятельности конкурентов;
- правительственные службы;
- данные маркетингвых исследований: возможности, основанные на желаниях и нуждах потребителей, неохваченных деятельностью конкурентов;
- научные разработки: возможности создания новых товаров на основе фундаментальных исследований, новых технологий.
Примеры результатов см. ниже, в разделе "Результаты"
Как известно невозможно сразу делать все одновременно, поэтому из общего перечня улучшений необходимо выбраны те, которые удовлетворяют большинству нижеперечисленных критериев:
- Доступны для бюджета компании;
- Обеспечивают наилучшую финансовую отдачу, прибыльность;
- Максимально соответствуют стратегическим целям, плану развития компании, не противоречат прочим бизнес-процессам;
- Способны принести эффект немедленно;
- Способствуют улучшению рыночной позиции компании, как например:
- увеличению рыночной доли компании;
- повышению имиджа продуктов, улучшению репутации компани;
- повышению удовлетворенности и лояльности клиентов и т.д.
Планирование
На этапе планирования подробно описывается комплекс мероприятий и инициатив по ликвидации избранных разрывов.
Задачи
- Разработка бизнес-плана или плана мероприятий
См. также планирование маркетинга
Реализация
На данном этапе необходимо разбить комплекс работ по каждому разрыву на составляющие, отвечающие каждому значимому функциональному, отраслевому, территориальному и другим направлениям деятельности, по которым впоследствии будет вестись планирование. Такая "декомпозиция" на отдельные элементы позволит в дальнейшем сгруппировать их в основные категории и таким образом собрать "с нуля" целостный и непротиворечивый бизнес план, без ненужных повторов или бесконечных итераций.
Примерная структура бизнес-плана или плана мероприятий
- Ценности
- Цели и задачи
- Видение
- Миссия
- Фокусировка
- Целевые рынки, сегменты
- Решаемые проблемы
- Профили идеальных клиентов
- Описание продукции
- Свойства и выгоды продукции
- Статус продукта, имидж
- Производственный план
- Ценностные установки, предлагаемые ценности
- Дифференциаторы и барьеры
- Ключевые связи и отношения
- План маркетинга
- Конкурентная среда
- Размер рынка
- и т.д.
- Команда
- Организационный план. Ликвидация разрывов:
- информационные,
- коммуникационные,
- финансовые,
- маркетинговые,
- административные,
- технические, технологические
- Финансовый план
- Доходы
- Затраты
- Cash Flow
- Контроль и корректировка
- Прочее. Допущения и предположения
Результаты
Результатом GAP-анализаможет быть принятие нового плана развития компания или принятие отдельных решений, например о:
- Модернизации продукции, изменения функциональности продукции, репозиционировании в другой сегмент потребителей;
- Пересмотре ассортимента;
- Изменении порядка работы с поставщиками;
- Пересмотре структуры бюджета компании;
- Пересмотре ценовой политики
- Изменение системы скидок
- Введении инновационных бизнес-процессов;
- Пересмотре рекламных мероприятий для изменения имиджа товаров;
- Улучшении инфраструктуры по работе с клиентами;
- Повышении производительности отдельных процессов (количество звонков, контактов и т.д.);
- Мероприятиях повышения лояльности клиентов;
- Разработке (оптимизации) маркетинговой информационной системы;
- Реализации программы развития корпоративной культуры;
- Реализации программы стимулирования персонала;
- Программе инвестиций;
- Выделении в отдельную группу более перспективных клиентов
- Пересмотре программы связи с общественностью — PR
- Пересмотре программы особых отношений с органами власти — GR
и многое, многое, многое другое...
Методология
Анализ текущей позиции
- Аудит маркетинга компании;
- Данные финансового аудита и управленческого обследования компании (частично);
- Метод динамических нормативов;
- Маркетинговые исследования:
- Экспертные интервью;
- Perceptual Mapping;
- Сопоставление профилей конкурентных брендов с учетом важности мотиваторов;
- Дом качества;
- Кластерный анализ;
Желаемая позиция
- Мозговая атака;
- Фокус-группа;
- Экспертные интервью;
- Кабинетные:
- SWOT-анализ;
- Контент-анализ;
Прогнозирование
- PEST-анализ (исходные данные для анализа макросреды);
- Метод экспертных оценок;
- С помощью экстраполяции;
- На основе математических моделей (например, cash flow);
Анализ разрывов
- Экспертные интервью;
- Тестирование, симуляции, эксперименты;
- Опросы персонала;
- Кабинетные, на основе MOST (managerial, operational, social, technological):
- Force Field Analysis;
- Мозговые штурмы;
- Transition Planning;
Поиск возможностей и конкурентных преимуществ
Gap Analysis — это комплексное аналитическое исследование, изучающее несоответствия, разрывы между текущим состоянием компании и желаемым. Этот анализ также позволяет выделить проблемные зоны ("бутылочное горлышко"), препятствующие развитию, и оценить степень готовности компании к выполнению перехода от текущего состояния к желаемому.
Эти разрывы в общем виде могут включать:
- Разрыв между рыночным предложением компании (в самом широком смысле) и существующим на рынке уровнем спроса
- Разрыв между текущей деятельностью или бизнес-процессами и их характеристиками, и видением того, как должно быть в идеале или с точки зрения руководства.
- Разрыв между действительными целями и задачами работы компании в целом и сотрудников в частности с одной стороны и с другой стороны — теоретически необходимыми целями и задачами
- Разрыв между текущими показателями работы и лучшими показателями в отрасли (benchmarks)
Говоря о GAP-анализе, как правило понимают набор мероприятий, позволяющих делать выводы о несоответствии внутренней среды маркетинга внешнему окружению или о внутренних несоответствиях. Это может быть, например, между планами руководства и пониманием исполнителей, а также несоответствие ассортимента структуре спроса, несоответствиие продукции аналогичной продукции конкурентов, несоответствие восприятия продукции и её отдельных качеств по сравнением с восприятием продукции конкурентов, можно говорить также и о ГЭП-анализеразличий между идентичностью бренда и его восприятием.
Цель GAP-анализав том, чтобы выявить те рыночные возможности и возможности компании, которые могут стать для компании эффективными рыночными преимуществами.
Другими словами ГЭП-анализпозволяет максимально реализовать внутренний потенциал компани (малоиспользуемый, скрытый), максимально используя внешние возможности. Кроме того, ГЭП-анализпозволяет снять проблемные ситуации внутри компании, разрешить противоречивые требования подразделений, например, технологов и маркетологов.
GAP-анализможет применяться как в повседневной практике в целях повышения эффтекивности работы отдельных направлений компании, так и в процессе стратегического планирования. В последнем случае применение ГЭП-анализанаиболее эффективно, так как позволяет реально оценить достижимость и эффективность планируемых целей и задач до того, как они будут согласованы, утверждены и на них будут выделены финансовые средства.
GAP-анализэто сравнение текущей ситуации в организационной структуре предприятия с желаемым положением дел в будущем, а также на основе собранной информации оценка возможности для организации понимания путей достижения задач и собственно их принципиальной достижимости. Сначала намечается схема улучшений, затем разрабатывается желаемое состояние (с точки зрения внешних и внутренних покупателей). На следующем этапе разрабатывается детальноая программа развития компании в желаемом направлении. В простых случаях достаточно разработать последовательность действий (1, 2, 3...), в более сложных приходится задействовать более сложные организационные формы — проектные группы, тестирование решений, разработка различных вариантов, макетов и т.д.
Сначала разрабатываеся прогноз касательно изменений объемов спроса и (или) поставок сырья, материалов в будущем. Если прогнозы неодназначны и допускают множественность вариантов развития событий, то для каждого варианта необходимо разработать отдельный сценарий.
Наиболее часто применямый вариант GAP-анализа — в том, чтобы преодолеть разрывы между поставками сырья и продажами.
Виды разрывов
Основные категории разрывов:
- Рынок
- Качество продукции, обслуживания
- Организационные
- Руководство бизнесом
- Бизнес-процессы
- Информационные технологии
Разрыв | Описание |
РЫНОЧНЫЕ РАЗРЫВЫ | |
GAPкоммуникаций | Разрыв между фактически оказнной услугой, купленным товаром и коммуникацией по поводу качества этих услуги или товара |
GAPоценки клиентом качества услуги | Ожидания основываются на собственном опыте и знаниях клиента и сравниваются с результатом — восприятием фактически оказанной услуги, купленного товара |
GAPреализации | Разрыв между стандартами обслуживания и фактически оказываемой услугой, продаваемым товаром |
Рыночный GAP | Разрыв между производимой продукцией или оказываемыми услугами с одной стороны и с другой стороны — неудовлетворяемыми потребностями и ожиданиями клиентов. А также несоответствие ассортимента структуре спроса, несоответствиие продукции аналогичной продукции конкурентов, несоответствие восприятия продукции и её отдельных качеств по сравнением с восприятием продукции конкурентов, можно говорить также и о GAP-анализе различий между идентичностью бренда и его восприятием. |
Конкурентный GAP | Разрыв между текущими преимуществами компании и возможностями конкурентов, сравнение характеристик продуктов и компаний конкурентов с учетом важности факторов. |
GAP реализации | Разрыв между восприятием продукции компании клиентами и реальными характеристиками продукта |
Имиджевый GAP | Разрыв между имиджем компании и восприятием продуктов |
GAPценности | Разрыв между ожиданиями от продукции клиентов и их восприятием реальной продукции компании |
GAP выполнения | Разрыв между планами высшего руководства и восприятием продукции клиентами |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РАЗРЫВЫ | |
GAPпонимания клиентов | Разрыв между ожиданиями клиентов от продукта или услуги и восприятием менеджеров ожиланий клиентов |
Производственный GAP | Разрыв между фактическим производством с одной стороны и с другой стороны:
|
GAP вовлеченности | Разрыв между планами высшего руководства и реальной ситуацией |
GAPотношения | Разрыв между видением, планами, установками высшего руководства и пониманием исполнительного звена компании |
GAPпланирования | Разрыв между пониманием и отношением сотрудников исполнительного звена и реальной ситуацией |
GAPпонимания | Разрыв между пониманием и отношением сотрудников исполнительного звена и восприятием клиентов |
GAPстандартизации | Разрыв восприятия менеджментом ожиданий клиентов и внутренних стандартов оказываемых услуг, производимых товаров |
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РАЗРЫВЫ | |
GAPстратегия — реализация | Разрыв между стратегическими планами и их реализацией |
GAPнормативов | Разрыв между планами высшего руководства и ожиданиями от продукции клиентов |