Принцип шестой: управляйте поступлением вопросов
Помните, что на презентации вы – хозяин. И как хозяин несете ответственность за
все происходящее. Не позволяйте аудитории устраивать базар. Это всегда происходит, когда
презентатор оказывается неспособен управлять залом или просто отказывается от управле-
ния. Например, произнеся заключительные слова, он замолкает и смотрит в зал. Выждав
несколько секунд, кто-то поднимает руку, а кто-то выкрикивает вопрос с места. Презентатор
отвечает на прозвучавший вопрос. Тот же человек задает другой вопрос и получает ответ.
Державший руку устает и, видя, что вежливостью ничего не добиться, тоже выкрикивает
вопрос. Презентатор отвечает на него. Тут несколько человек выкрикивают вопросы. А кто-
то начинает отвечать кому-то за презентатора. Несколько участников презентации пытаются
вести себя как воспитанные люди (как правило, это женщины) и держат поднятые руки.
Докладчик их не замечает или только делает вид, что не замечает. Постепенно это начинает
всех утомлять и раздражать. Эмоции переносятся на презентацию и на самого презентатора.
Рано или поздно кто-то из аудитории берет на себя его функцию и предлагает прекратить
балаган, сделать перерыв, послушать выступающего, разойтись по домам (нужное подчерк-
нуть).
Правда, знакомая ситуация? Ни в коем случае ни на секунду не позволяйте аудито-
рии перехватывать у вас управление. Могу сразу сказать, что, если на презентации будут
ваши начальники, так и знайте, они будут постоянно забывать, что находятся не у себя в
кабинете, и пытаться управлять вами. Деликатно, но настойчиво пресекайте эти попытки. У
меня на тренингах иногда проходят обучение топ-менеджеры вместе со своими подчинен-
ными. Я невольно улыбаюсь, когда слышу фразы, ясно указывающие на то, что «топы» не
совсем понимают контекст ситуации: «Ну что, сделаем перерывчик?», «Так, с этой темой
все понятно, давайте дальше», «Давайте это упражнение подсократим» и так далее. Иногда
в шутку, иногда всерьез мне приходится расставлять точки над «I». Как правило, со второго
раза все становится ясно.
Как же управлять поступлением вопросов?
Во-первых, чтобы облегчить себе задачу, сразу задайте правила игры. Например,
вопросы подаются только в письменном виде. Или желающий задать вопрос должен поднять
руку. Вы должны и сами в точности следовать этим правилам. Одно нарушение с вашей сто-
роны – и уже ничто не остановит балаган. Если попытки задать вопрос не по регламенту про-
должаются, не вредно напомнить о правилах, соблюдать которые договорились все участ-
ники презентации. Если договорились, что о желании задать вопрос необходимо заявить
поднятием руки, давайте возможность высказаться только тем, кто поднял руку.
Во-вторых, если поднято несколько рук, приоритет отдавайте женщинам, старшим и
тем, кто еще не задал ни одного вопроса. Даже без слов, одними руками и выражением лица
вы можете управлять залом, будто говоря: «Я вас вижу, но давайте дадим возможность задать
вопрос тому, кто давно держит руку. Хорошо? Спасибо, это очень благородно с вашей сто-
роны». Или: «Вижу, что вам не терпится задать вопрос, сейчас я отвечу вот этому коллеге,
а потом сразу же дам слово вам. Идет?»
В-третьих, стимулируйте поступление вопросов. Самый бездарный вариант: «Ну что
ж вы так пассивны? Неужели ни у кого нет вопросов? Ну давайте, давайте…» Так вопросов
можно вообще не дождаться. Лучше следующая фраза, сопровождаемая доброжелательным
взглядом: «Итак, вопросы. Смелее». Если ситуация позволяет, можно и пошутить: «Не все
сразу!»
В-четвертых, отвечайте только на вопросы. Не ввязывайтесь в перепалку. Не давайте
ответ на суждения или выражения сомнения. В таких случаях всегда уточняйте у говоря-
щего, в чем заключается его вопрос. Если этого не делать, презентация грозит превратиться
в дискуссию. Причем вам в этой дискуссии может не найтись места.
В-пятых, получив слишком частный вопрос, обсуждение которого будет неинтересно
аудитории или потребует сообщения конфиденциальных данных, предложите обсудить его
по окончании презентации. Это всегда вызывает понимание у аудитории. Если кто-то крик-
нет из зала: «Отвечайте, отвечайте, нам тоже интересно», – помните, что он говорит только
за себя.
В-шестых, сами решайте, когда пора закончить отвечать на вопросы. Лучше прекра-
тить отвечать, когда вопросы еще поступают, чем минуты две хлопать глазами в ожида-
нии и свернуть презентацию по факту истощения к ней интереса. Опирайтесь на заявлен-
ный регламент. Если вы сказали, что отвечать на вопросы будете не более десяти минут, то
через десять минут завершайте эту часть выступления. Если вы чувствуете, что это нецеле-
сообразно, можете по согласованию с аудиторией продлить счастье еще минут на пять. Но
только по согласованию с аудиторией! Если же регламент требует прерваться, а вопросы не
иссякли, предложите задать вам оставшиеся вопросы в ходе неофициальной части, по элек-
тронной почте, телефону, после презентации. Разумеется, вы должны оставить координаты
для дальнейшей связи с вами. Надеюсь, после ваших презентаций от желающих воспользо-
ваться ими отбоя не будет.