Шутка, анекдот, случай из жизни
Шутка хороша уместная. Наиболее удачными бывают шутки не заготовленные, а
импровизированные. Они основываются на только что произошедшем событии, поэтому
могут быть предпочтительнее заготовленного финала. Шутка может родиться как парафраз
на брошенную кем-то из зала реплику, как ответ на какой-то неожиданный вопрос или реак-
ция на непредвиденную ситуацию во время презентации (отключение света, нарушение
регламента, отказ техники).
Этот блок в качестве финального я рекомендую только тогда, когда со всей аудиторией
у вас достигнуто доброжелательное взаимопонимание. В противном случае такой финал
может стать раздражающим.
В финале своего выступления генеральный директор телеканала «2х2»
Роман Саркисов (упоминавшийся уже в примере, иллюстрирующем шутку
как вариант вступления) произнес: «Признаюсь, поскольку опыт публичных
выступлений у меня небольшой, я пользовался помощью специалиста. Но
времени у нас было мало, и финал мы подготовить не успели. Я делал
его уже самостоятельно. Специалист успел мне посоветовать, чтобы в
финале было что-то хорошее. Я долго искал это хорошее и нашел в словах
одного известного критика, который сказал о нашем канале следующее…»
И тут появился слайд, на котором участники конференции увидели
логотип уважаемого издания, а также имя и высказывание известного
критика: «Канал „2х2“ начал со сцен насилия, а продолжает откровенной
порнографией. Вряд ли нам стоит ждать от этого канала чего-то хорошего».
Зал снова, как и в начале выступления, не просто засмеялся, а захохотал.
Организаторы конференции говорили, что презентация Романа Саркисова
была одной из самых ярких.
Возвращение к началу
Это красивый вариант заключения. По его использованию я сразу узнаю профессио-
нала. Прием состоит в следующем: в конце своего выступления оратор напоминает аудито-
рии слова, которыми начал презентацию. Либо завершает анекдот (историю из жизни), нача-
тый во вступлении, но оборванный с обещанием дорассказать в конце презентации. Часто
применяется в паре с вариантом вступления «Когда я ехал к вам сюда».
Этот прием следует использовать при подготовке продолжительных презентаций,
которые состоят из нескольких информационных блоков, слабо связанных между собой.
Если в презентации аргументация не может быть выстроена в логической последовательно-
сти, а текст выступления изобилует цифрами и данными, не поддающимися сокращению,
то возвращение к началу будет подобно шампуру, пронизывающему несколько кусков мяса.
Участникам презентации этот прием сразу позволит увидеть в ней систему. И даже взглянуть
на тему под неожиданным углом. В финале, возвращающем слушателей к началу, может
содержаться немного новой информации, помогающей увидеть и оценить предмет презен-
тации по-новому.
В романах обилие действующих лиц, фактов и историй иногда сбивает
с толку не слишком внимательного читателя. И именно в произведениях
этого жанра чаще всего встречается такой прием, как возвращение к началу.
Тринадцать принципов
реагирования на вопросы аудитории
Важной частью презентации были и остаются ответы на вопросы аудитории. Место
им, как вы помните, – в кульминационной части презентации. Эта часть может уничтожить
все ваши труды, а может спасти не слишком удачное выступление. Ваши ответы на вопросы
должны добавить вам несколько баллов, а не отнять. Для этого мы изучим основные прин-
ципы ответов на вопросы. Итак.
Принцип первый: ответы на вопросы – не экзамен
Почему-то сложилось ошибочное мнение, что презентация – подобие некоего испы-
тания. И испытуемый обязан быть на высоте в каждом задании. Выражения лиц участни-
ков презентации смутно напоминают мне лица моих экзаменаторов в студенческие годы.
Да и презентатор зачастую выглядит и ведет себя так, будто он на экзамене. Пора понять,
что студенческие годы закончились. Вы выступаете перед аудиторией, которая знает о пред-
мете презентации меньше вас. Иначе бы вы презентации не готовили. Вопросы участников
имеют целью не проверку вашей компетентности, а уяснение важных моментов, они помо-
гут собравшимся принять важное решение. Кстати, когда вы сами будете в зале на чужой
презентации, не забудьте то, что сейчас прочитали.
Что следует из первого принципа ответов на вопросы?
– Вы не обязаны знать все. И даже все по теме презентации. Вы имеете
полное право не только не знать чего-то, но и прямо заявить об этом. И
не нужно смущаться и извиняться. Сильный человек никогда не боится
признаться в своих недостатках. Аудитория скорее простит презентатору
некомпетентность, чем слабость.
– Вы не обязаны отвечать на все вопросы, даже если знаете ответ,
но по каким-либо причинам давать его не в ваших интересах. Вместе
с тем ответ «Я не хочу отвечать на ваш вопрос» звучит несколько
оскорбительно. Найдите более дипломатичную форму. Например: «У меня
сейчас нет информации по этому вопросу». Или: «Мне не хотелось бы давать
непроверенные сведения». Если спрашивающий настаивает или если вы
уже восьмой раз отвечаете, что у вас недостаточно информации, запишите
вопрос и пообещайте задавшему его участнику, что свяжетесь с ним в
течение 24 часов и сообщите ответ. Попросите визитку или номер телефона
этого человека.
– Вы имеете право переадресовать вопрос другому специалисту,
например, находящемуся на презентации. Или отослать спрашивающего
к источнику информации (отчету, сайту, книге), где он может найти
развернутый ответ на свой вопрос.
Согласитесь, это совсем не похоже на экзамен.