Шутка, анекдот, случай из жизни

Шутка хороша уместная. Наиболее удачными бывают шутки не заготовленные, а

импровизированные. Они основываются на только что произошедшем событии, поэтому

могут быть предпочтительнее заготовленного финала. Шутка может родиться как парафраз

на брошенную кем-то из зала реплику, как ответ на какой-то неожиданный вопрос или реак-

ция на непредвиденную ситуацию во время презентации (отключение света, нарушение

регламента, отказ техники).

Этот блок в качестве финального я рекомендую только тогда, когда со всей аудиторией

у вас достигнуто доброжелательное взаимопонимание. В противном случае такой финал

может стать раздражающим.

В финале своего выступления генеральный директор телеканала «2х2»

Роман Саркисов (упоминавшийся уже в примере, иллюстрирующем шутку

как вариант вступления) произнес: «Признаюсь, поскольку опыт публичных

выступлений у меня небольшой, я пользовался помощью специалиста. Но

времени у нас было мало, и финал мы подготовить не успели. Я делал

его уже самостоятельно. Специалист успел мне посоветовать, чтобы в

финале было что-то хорошее. Я долго искал это хорошее и нашел в словах

одного известного критика, который сказал о нашем канале следующее…»

И тут появился слайд, на котором участники конференции увидели

логотип уважаемого издания, а также имя и высказывание известного

критика: «Канал „2х2“ начал со сцен насилия, а продолжает откровенной

порнографией. Вряд ли нам стоит ждать от этого канала чего-то хорошего».

Зал снова, как и в начале выступления, не просто засмеялся, а захохотал.

Организаторы конференции говорили, что презентация Романа Саркисова

была одной из самых ярких.

Возвращение к началу

Это красивый вариант заключения. По его использованию я сразу узнаю профессио-

нала. Прием состоит в следующем: в конце своего выступления оратор напоминает аудито-

рии слова, которыми начал презентацию. Либо завершает анекдот (историю из жизни), нача-

тый во вступлении, но оборванный с обещанием дорассказать в конце презентации. Часто

применяется в паре с вариантом вступления «Когда я ехал к вам сюда».

Этот прием следует использовать при подготовке продолжительных презентаций,

которые состоят из нескольких информационных блоков, слабо связанных между собой.

Если в презентации аргументация не может быть выстроена в логической последовательно-

сти, а текст выступления изобилует цифрами и данными, не поддающимися сокращению,

то возвращение к началу будет подобно шампуру, пронизывающему несколько кусков мяса.

Участникам презентации этот прием сразу позволит увидеть в ней систему. И даже взглянуть

на тему под неожиданным углом. В финале, возвращающем слушателей к началу, может

содержаться немного новой информации, помогающей увидеть и оценить предмет презен-

тации по-новому.

В романах обилие действующих лиц, фактов и историй иногда сбивает

с толку не слишком внимательного читателя. И именно в произведениях

этого жанра чаще всего встречается такой прием, как возвращение к началу.

Тринадцать принципов

реагирования на вопросы аудитории

Важной частью презентации были и остаются ответы на вопросы аудитории. Место

им, как вы помните, – в кульминационной части презентации. Эта часть может уничтожить

все ваши труды, а может спасти не слишком удачное выступление. Ваши ответы на вопросы

должны добавить вам несколько баллов, а не отнять. Для этого мы изучим основные прин-

ципы ответов на вопросы. Итак.

Принцип первый: ответы на вопросы – не экзамен

Почему-то сложилось ошибочное мнение, что презентация – подобие некоего испы-

тания. И испытуемый обязан быть на высоте в каждом задании. Выражения лиц участни-

ков презентации смутно напоминают мне лица моих экзаменаторов в студенческие годы.

Да и презентатор зачастую выглядит и ведет себя так, будто он на экзамене. Пора понять,

что студенческие годы закончились. Вы выступаете перед аудиторией, которая знает о пред-

мете презентации меньше вас. Иначе бы вы презентации не готовили. Вопросы участников

имеют целью не проверку вашей компетентности, а уяснение важных моментов, они помо-

гут собравшимся принять важное решение. Кстати, когда вы сами будете в зале на чужой

презентации, не забудьте то, что сейчас прочитали.

Что следует из первого принципа ответов на вопросы?

– Вы не обязаны знать все. И даже все по теме презентации. Вы имеете

полное право не только не знать чего-то, но и прямо заявить об этом. И

не нужно смущаться и извиняться. Сильный человек никогда не боится

признаться в своих недостатках. Аудитория скорее простит презентатору

некомпетентность, чем слабость.

– Вы не обязаны отвечать на все вопросы, даже если знаете ответ,

но по каким-либо причинам давать его не в ваших интересах. Вместе

с тем ответ «Я не хочу отвечать на ваш вопрос» звучит несколько

оскорбительно. Найдите более дипломатичную форму. Например: «У меня

сейчас нет информации по этому вопросу». Или: «Мне не хотелось бы давать

непроверенные сведения». Если спрашивающий настаивает или если вы

уже восьмой раз отвечаете, что у вас недостаточно информации, запишите

вопрос и пообещайте задавшему его участнику, что свяжетесь с ним в

течение 24 часов и сообщите ответ. Попросите визитку или номер телефона

этого человека.

– Вы имеете право переадресовать вопрос другому специалисту,

например, находящемуся на презентации. Или отослать спрашивающего

к источнику информации (отчету, сайту, книге), где он может найти

развернутый ответ на свой вопрос.

Согласитесь, это совсем не похоже на экзамен.

Наши рекомендации