Презентация презентации (продолжительность, регламент, предполагаются ли

вопросы, когда их задавать и в какой форме)

Объявите продолжительность выступления и регламент. Обозначьте основную тему

и то, к чему вы намерены аудиторию привести. Задайте «правила игры». Например, так:

«Презентация продлится шестьдесят минут. В первые десять я покажу вам несколько сним-

ков и познакомлю с данными, касающимися того момента, когда мы взяли предприятие в

управление. Затем в течение примерно двадцати минут я покажу вам слайды с данными, к

которым мы пришли на сегодня. Во время демонстрации слайдов вам раздадут эти же дан-

ные в распечатке. В следующие десять минут вы сможете ознакомиться с образцами нашей

продукции. Оставшееся время мы посвятим дискуссии и ответам на вопросы. Пожалуйста,

в ходе презентации все возникающие вопросы записывайте и передавайте в первый ряд.

После презентации будет небольшой фуршет, и вы сможете задать мне вопросы, которые не

хотели бы обсуждать публично. Начинаем». Ну или примерно так. Важно, чтобы потом вы

не только сами соблюдали заявленный регламент, но и следили за тем, чтобы его соблюдали

участники презентации. Если вы объявили, что будете отвечать на вопросы после презента-

ции, не следует отвечать на них во время нее. Лучше напомнить о том, что согласно регла-

менту ответы на вопросы предусмотрены после окончания основной части.

Комплимент

Во вступлении самое место комплименту аудитории. Всем известно, что комплимент

не должен слишком преувеличивать достоинств объекта, иначе он будет воспринят как

насмешка. Он должен быть кратким, не похожим на лесть, искренним, недвусмысленным,

отражающим реальность. Простое отражение реальности, конечно, не является компли-

ментом. Мы позволяем себе слегка ее преувеличить, приукрасить. Это достигается путем

использования:

– превосходной степени;

– сравнения;

– определенной интонации.

Например, красивой женщине нельзя просто сказать, что она красивая. Это можно ска-

зать симпатичной. А комплимент получится, если мы слегка преувеличим. Вот примеры на

все три способа.

– «Вы прекрасны», «Вы очень красивы».

– «Вы красивы как роза».

– «О, как вы красивы!»

Опираясь на какие параметры, можно делать комплименты аудитории? Внешний вид,

молодость или зрелость собравшихся, их высокая квалификация, пунктуальность, непунк-

туальность («Говорят, все гении непунктуальны. Значит, зал полон гениев. Это усложняет

мою задачу во время выступления, но увеличивает мое удовольствие от общения с вами»),

пол, комплекция… Другими словами, на любые. Когда мне возражают, говоря, что аудито-

рия состоит из разных людей, я снова отвечаю, что, если люди собрались в одно время в

одном месте по одному поводу, можно найти нечто их объединяющее. Именно это и может

стать объектом комплимента.

Однако если вы предполагаете, что ваш комплимент все же может быть воспринят

как лесть, сделайте косвенный комплимент. Иначе говоря, сделайте комплимент не собрав-

шимся, а объектам, к которым они имеют непосредственное отношение. Известно, что луч-

ший комплимент мужчине – похвала его автомобилю, а лучший комплимент женщине – ее

ребенку. Что может стать объектом косвенного комплимента для участников презентации?

Город, в котором они живут, удивительная природа края, дизайн офиса, местонахождение

здания.

Задание.Потренируйтесь, сделайте комплимент своему партнеру по

браку, ребенку, родителям, коллегам. Не перегните палку, помните, что

комплимент должен быть адекватным и искренним. Проследите за реакцией,

она подскажет, что вы делаете не так. Помимо тренировки вы можете

получить побочный эффект в виде улучшения отношений с теми, на ком

будете тренироваться.

Прием «свой/чужой»

В начале презентации можно обратить внимание аудитории на то, что вас с ней объ-

единяет: общие интересы, возраст, профессия, степень родства по отношению к виновнику

торжества и так далее. Это очень важный прием, поскольку, как говорят психологи, в первые

минуты встречи с незнакомым человеком мы неосознанно анализируем его, выясняя, опасен

он для нас или нет. Иными словами, свой он или чужой. Понятно, что это атавизм. Но пока

он еще не изжит эволюцией, не станем списывать его со счетов. Разумеется, мы расцениваем

как неопасного человека – «своего», который нам знаком или хотя бы похож на нас. Зада-

чей вступительной части зачастую является успокоить аудиторию и убедить собравшихся

в том, что вы не представляете для них опасности. В противном случае ваши аргументы

могут быть не восприняты. Этот параметр настолько мощно работает, что поле его приме-

нения постоянно расширяется. Армия использует униформу, индейцы – раскраску, панки и

хиппи – специфическую одежду, прически, фенечки. Даже в кинематографе нашлось место

приему «свой/чужой». Вы заметили, что плохие парни в голливудских фильмах всегда ездят

на импортных автомобилях, а хорошие – на американских? Совсем плохие парни говорят с

русским или немецким акцентом. А безнадежно плохие даже не понимают английского.

Наверняка в вашей жизни бывало, что вы долго и безуспешно пытались наладить отно-

шения с каким-либо человеком. Однако стоило вам встретиться на собачьей выставке, или на

родительском собрании, или в автосервисе, как уже на следующий день отношения совер-

шенно преображались и легко решались все нужные вопросы.

Даже оказавшись в опасных

ситуациях, мы сразу ищем тех, кто на нас похож. Помню, когда я служил в армии, все сол-

даты сразу по прибытии делились на компании.

По месту призыва, по дате призыва, по образованию, по национальности. И именно в

этой компании чувствовали себя наиболее комфортно.

Недавно мне довелось быть ведущим на конференции «Персонал».

В зале были работники кадровых служб предприятий. Все или почти

все – москвичи. Все докладчики тоже из Москвы. Кроме одного –

Ильгиза Валинурова, управляющего партнера агентства Business Connection

из Новосибирска. Он выгодно отличался от других оригинальностью

выступления, динамикой, говорил «без бумажки», смело вступая в диалог

с залом. Но зал, и это было очень заметно, не принял выступающего.

Можно даже было уловить агрессивность. Не будем лукавить, некоторое

противостояние «Москва – остальная Россия» существует. И человеку «из

региона» сложнее войти в контакт с человеком «из Москвы». Наш же

выступающий усугубил положение, начав свое выступление со слов: «Мы

с вами по разные стороны баррикад». Нет бы обратить внимание на то,

что проблемы подбора и подготовки кадров в разных городах России

похожи и что с аудиторией его роднят общие задачи, а также указать на

другой объединяющий фактор. Но он сразу противопоставил себя аудитории

и потом все выступление с трудом балансировал на грани провала. К

окончанию презентации недюжинные коммуникативные способности все же

позволили выступавшему наладить с аудиторией подобие взаимопонимания.

Событие недели

Если незадолго до вашего выступления произошло событие, наверняка привлекшее

внимание всех сидящих в зале, начните с упоминания об этом факте и увяжите его с тем,

что собираетесь рассказать аудитории. Это тоже вопрос мостика-связки.

Если вы достаточно опытный оратор, можете во вступлении поиграть чувствами ауди-

тории, начав с рассказа о том, какие эмоции у вас вызывает факт, который недавно всколых-

нул все человечество, страну или на худой конец город. Рассказ о своих ощущениях и любое

взывание к чувствам собравшихся – всегда беспроигрышный вариант.

Цели презентации

Понятно, что, если вы сразу заявите своей целью желание убедить участников разме-

стить у вас свой рекламный бюджет, можно будет собирать проекторы, ноутбуки и выме-

таться поскорее. Речь идет о целях аудитории. О тех результатах, которые могут получить

участники вследствие вашей презентации.

Представитель компании Zepter проводит презентацию кастрюль. Она

начинает ее словами: «Каждая женщина, если она готовит пищу для своих

близких, хотела бы, чтобы эта пища была не только максимально вкусной, но

и максимально полезной. А для этого в ней должно быть меньше жиров. Не

должно быть канцерогенов и болезнетворных бактерий. Возможно ли это?

Многие скажут – нет. И будут правы. Потому, что они не готовили в посуде

Zepter. Я здесь для того, чтобы дать вам возможность…»

Таким образом, в начале своего выступления мы говорим не о своих целях, а о целях

аудитории. Иными словами, заявляем свою миссию.

Оригинальная цитата

Наверняка вы заметили, что именно этот вариант вступления лидирует среди приме-

ров речей, вошедших в историю. Выбор цитаты многое говорит о выступающем. И хотя

любую подходящую цитату можно найти в интернете за считанные минуты, слушателям

свойственно делать свои выводы относительно вашей эрудиции. Но не перегните палку.

Автор, которого вы цитируете, в идеале должен быть авторитетом для той аудитории, перед

которой вы выступаете. Где-то уместнее цитировать античных философов, где-то Мохам-

меда Али, где-то Эминема, а где-то и Соньку Золотую Ручку.

Задание.Создайте собственный банк изречений. Его использование

аналогично использованию банка фактов, поражающих воображение.

Помните, что цитата, автор которой неизвестен или по другим причинам не

называется, утрачивает силу. Автор слов должен быть не просто известен,

он должен быть авторитетом для аудитории. Если вы не уверены в том,

кто именно сказал те или иные слова, – обратитесь к поисковым системам.

Например, огромное количество острот различных людей приписываются

Уинстону Черчиллю и Бернарду Шоу. Среди слушателей может найтись

эрудит, который вас поправит. Не думаю, что это вам понравится. И

последнее. Совершенно недопустимо говорить: «Как сказал один великий

человек…» или «Один мудрый человек считал…». И тот и другой достойны

имени.

Наши рекомендации