Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРОГРАММА
Направление подготовки: «Менеджмент»
Профиль подготовки: «Маркетинг и управление брендами»
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федеральных Государственных Стандартов Высшего образования по направлению «Менеджмент».
В настоящих методических указаниях представлены основные положения в части организации, целей и задач, структуры и содержания учебной практики; программа и общие задания по практике; основные требования к структуре и содержанию отчёта о практике.
Предназначены для студентов II курса направления подготовки «Менеджмент», профиль «Маркетинг и управление брендами».
Составители:
Старший преподаватель Ишметьева Ф.Х.,
Старший преподаватель Погребова О.А.
Рецензент: д-р. экон. наук, проф. Н.И.Мелентьева
СОДЕРЖАНИЕ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 3
Цели и задачи учебной практики. 3
Место учебной практики в структуре основной образовательной программы бакалавриата. 4
II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ.. 5
Место и время проведения учебной практики. 5
Содержание основных функций кафедры.. 6
Содержание основных функций ответственного за проведение и организацию практики и куратора учебного процесса на кафедре: 7
Содержание основных функций руководителей практики от кафедры: 8
Содержание основных функций руководителей практики от предприятий (организаций, учреждений): 9
Основные права и обязанности студентов. 9
Основные этапы прохождения учебной практики студентами II курса: 11
Сопроводительные и исходные документы на практику. 11
III. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЁТА, 12
ЗАЩИТА И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ.. 12
Требования к содержанию и оформлению отчета по практике. 13
Формы итоговой аттестации прохождения практики. 16
Приложение 1. Бланк титульного листа отчета по практике. 20
Приложение 2. Бланк индивидуального задания отчета по практике. 21
Приложение 3. Бланк личного листка отчета по практике. 23
Приложение 4. Библиографическое описание литературных источников. 25
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Место и время проведения учебной практики
Учебная практика проводится на предприятиях, в организациях, учебных заведениях и учреждениях всех форм собственности:
• производственные предприятия всех отраслей (промышленные, строительные, транспортные, связи и др.);
• торговые, торгово-посреднические предприятия (универсальные и специализированные, оптовые и розничные);
• коммерческие посреднические фирмы различной специализации;
• предприятия и организации сферы обслуживания и услуг;
• коммерческие предприятия социальной сферы;
• внешнеэкономические (экспортно-импортные) организации и учреждения;
• научно-исследовательские структуры и организации;
• консалтинговые и аудиторские фирмы;
• коммерческие банки;
• страховые компании и др.
Учебная практика проводится в соответствии с утвержденными учебными планами согласно графику учебного процесса на втором году обучения (4 семестр).
Содержание основных функций кафедры
Содержание основных функций заведующего кафедрой маркетингапо организации, проведению и контролю практики студентов:
1. Обеспечивает разработку кафедральных методических указаний и программ практики в соответствии с направлением и профилями с их последующим утверждением на научно-методическом совете факультета.
2. Обеспечивает использование результатов практики в учебном процессе с применением активных методов обучения. Организуют участие студентов в научно-исследовательской работе (НИР) кафедры.
3. Назначает ответственных за организацию и проведение практики на кафедре (с предоставлением сведений в Центр планирования и развития карьеры).
4. Назначает и утверждает из числа преподавателей руководителей практики студентов.
5. Проводит собрания руководителей практики с целью разъяснения структуры (модулей) и содержания, сроков и основных этапов практики, основных требований и условий прохождения практики.
6. Проводит в координации с деканатом организационные собрания студентов по практике.
7. Разрабатывает и доводит до сведения студентов рабочие графики:
- проведения консультаций преподавателей - руководителей практики по вопросам практики;
- контроля процесса и результатов практики;
- приёма и защиты отчётов по итогам практики.
8. Формирует комиссии и организует их работу по защите студентами отчётов по результатам практики.
9. Представляет по завершении практики итоговые отчёты кафедр на утверждение декану факультета.
Организация и координация процесса, разработка общего учебно-методического обеспечения практики на кафедре маркетинга осуществляется ответственным за организацию и проведение практики и куратором учебного процесса.
Содержание основных функций ответственного за проведение и организацию практики и куратора учебного процесса на кафедре:
1. Осуществляют координацию организационной и учебно-методической работы на кафедре, на факультете и в университете.
2. От имени проректора по учебной и методической работе, декана факультета и заведующего кафедрой осуществляют учебно-методическое руководство практикой в соответствии с методическими рекомендациями по организации и проведению практик студентов университета.
3. Разрабатывают общее учебно-методическое обеспечение практики в соответствии со структурой, содержанием и требованиями учебных планов и рабочих программ профиля.
4. Обеспечивают выполнение всей текущей работы по координации, организации и проведению практики.
5. Организуют и проводят по согласованию с деканатом собрания студентов и преподавателей по вопросам практики.
6. Контролируют соответствие баз практики избранным направлению и профилю и организуют распределение студентов по местам практики и руководителям практики от кафедры.
7. Обеспечивают студентов учебно-методической и сопроводительной документацией (программами, направлениями на практику и др.).
8. Формируют по согласованию с заведующим кафедрой комиссии по защите отчётов и аттестации студентов по результатам практики и организуют их работу.
9. По завершении практики представляют на кафедру и в деканат на утверждение отчёты по итогам практики и передают утвержденные отчёты в Управление планирования и развития карьеры.
Непосредственное учебно-методическое руководство процессом практики и выполнение студентами программы практики и индивидуальных заданий осуществляется руководителями практики - преподавателями кафедры маркетинга.
Содержание основных функций руководителей практики от кафедры:
1. Конкретизируют программу и график прохождения практики студентами в соответствии со спецификой предприятий (организаций, учреждений) - баз практики.
2. Разрабатывают для студентов индивидуальные задания.
3.Осуществляют непосредственное учебно-методическое руководство процессом практики и выполнение студентами программы практики и индивидуальных заданий.
4. Проводят консультации и осуществляют полный (текущий, промежуточный, итоговый, а также и заключительный - в составе аттестационных комиссий) контроль процесса и результатов практики.
5. Осуществляют непосредственное руководство научно-исследовательской работой (НИР) студентов.
6. Организуют использование результатов практики в учебном процессе с применением активных методов обучения.
7. Предоставляют ответственным за практику на кафедрах полную и своевременную информацию о состоянии и изменениях в содержании и организации процесса прохождения практики студентами.
Непосредственное практическое руководство процессом и выполнение студентами программы практики и индивидуальных заданий осуществляется руководителями практики от предприятий - баз практики.
Содержание основных функций руководителей практики от предприятий (организаций, учреждений):
1. Определяют рабочее место, режим, обязанности и комплекс выполняемых в период практики работ в соответствии с программой и индивидуальными заданиями.
2. Знакомят студентов с деятельностью предприятия, привлекают к решению актуальных задач и выполнению важных работ в структуре деятельности предприятий;
3. Обеспечивают студентов необходимой информацией и документацией и дают им возможность исследования содержания и организации деятельности предприятий и их структурных подразделений на основе личного профессионального участия в деятельности предприятий.
4. Координируют свою деятельность с руководителями практики от кафедры, согласуют с ними программу практики и индивидуальные задания.
5. Консультируют студентов как по всем актуальным вопросам работы предприятия, так и по вопросам профессиональной деятельности самих студентов.
6. Осуществляют руководство практической деятельностью студентов и контроль за процессом и основными результатами практики.
7. Предоставляют по окончании практики характеристику студента, отзыв о процессе и результатах практики с подведением итогов прохождения практики и общей оценки её результатов.
Основные права и обязанности студентов
1. Студенты имеют право:
- самостоятельно осуществлять поиск предприятий (организаций, учреждений) - баз практики, либо использовать в качестве места практики предприятие, в котором уже работают на условиях частичной занятости;
- использовать в качестве баз практики предприятия (организации, учреждения) из портфелей кафедр, Управления планирования и развития карьеры, а также по результатам ярмарок вакансий, регулярно им проводимых;
- пользоваться консультациями по вопросам практики у декана, заведующего кафедрой, ответственного за практику на кафедре, куратора учебного процесса, преподавателей - руководителей практики;
- получать направления от университета на практику.
2. Студенты обязаны:
- точно и полностью выполнять методические указания, график и индивидуальные задания руководителей практики;
- участвовать в научно-исследовательской работе кафедры по заданиям заведующего кафедрой и руководителей практики;
- следовать действующим на предприятиях (в организациях, учреждениях) правилам внутреннего распорядка и распоряжениям руководителей практики от предприятий;
- своевременно представлять руководителям практики все выполненные задания и письменные отчёты о выполнении индивидуального задания практики в установленной форме.
- собрать необходимые материалы для написания отчета по практике и подготовить отчет к защите на кафедре перед комиссией (бумажный и электронный варианты отчета, индивидуальное задание и личный листок с характеристикой, подтверждающей прохождение практики за подписью руководителя практики от организации).
3. Меры административной ответственности студентов за нарушения установленных требований и сроков прохождения практики и требований к представлению результатов (отчётов) практики определяются деканатом факультета.
Сопроводительные и исходные документы на практику
Сопроводительные и исходные документы на практику предусматривают следующий перечень:
- договор по практике;
- личный листок;
- индивидуальное задание.
Договор по практике является официальным отношением университета к предприятию - базе практики, в котором сформулирована просьба принять конкретного(ых) студента(ов) на учебную практику в установленные сроки. Образец бланка договора представлен в Приложении 5.
Личный листок подтверждает личность конкретного студента, его учебные реквизиты и профессиональную направленность. Образец бланка личного листка представлен в Приложении 3.
Индивидуальное комплексное задание имеет модульную структуру и включает отдельные модули задания на практику. Образец оформления бланка индивидуального задания представлен в Приложении 2.
III. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЁТА,
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
А) основная литература:
1. Аренков И.А., Наумов В.Н., Середохо В.А., Юлдашева О.У. Маркетинг и управление потребительской ценностью: Учебник для слушателей программ МВА. – СПб.: Изд-во «АМРОС», 2013.
2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Маркетинг: учебник для вузов. 4-е издание / Под общ. ред. Г.Л.Багиева. – СПб.: Питер, 2012.
3. Маркетинг взаимодействия. Инновационные технологии. Компетентность. Экономическое измерение. Оценка эффективности: Учебник для ВУЗов / Под ред. заслуж. деят. науки РФ, д.э.н., проф. Г.Л. Багиева (с грифом СПбГЭУ). - СПб.: СПбГЭУ, 2012.
Б) дополнительная литература:
1. Багиев Г.Л., Шульга А.О. Организация деятельности маркетолога.- СПб.: СПбГЭУ, 2013.
2. Божук С.Г., Ковалик Л.Н., Маслова Т.Д., Розова Н., Тэор Т. Маркетинг: Учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения – СПб.: Питер, 2012.
3. Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В., Сондерс Дж. Основы маркетинга. 5-е издание – М.: Вильямс, 2012.
4. Наумов В.Н. Основы предпринимательской деятельности: Учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
В) Журналы:
- Вопросы экономики;
- Маркетинг. Менеджмент
- Международная экономика
- Менеджмент в России и за рубежом
- Секрет фирмы
- Эксперт
Г) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
www.marketing.spb.ru
www.marketing.ru
www.adme.ru
Приложение 1. Бланк титульного листа отчета по практике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет управления
Кафедра маркетинга
О Т Ч Е Т по
Приложение 3. Бланк личного листка отчета по практике
Фото 3*4 |
ЛИЧНЫЙ ЛИСТОК
ФИО студента____________________________________________
Факультетуправления
Курс2, группа __________
Направление _38.03.02 «Менеджмент»
Профиль_«Маркетинг и управление брендами»
Сроки практикис «_6__»__июля___2017 г. по «_19_» _июля__ 2017 г.
Декан факультета __________________________________________
(Ф.И.О., подпись)
ХАРАКТЕРИСТИКА
Результаты работы
Качество отчета
Рекомендации
Оценка____________________ Подпись________________________
М.П.
ФИО, должность_____________________________________________
Приложение 4. Библиографическое описание литературных источников
1. Описание книги одного автора:
Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль. – СПб.: Питер, 2005. – 680 с.
2. Описание книги двух авторов:
Багиев Г.Л., Моисеева Н.К. Международный маркетинг. – СПб.: Питер, 2007. – 450 с.
3. Описание книги трёх авторов:
Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., АннХ. Маркетинг: учебник для вузов. 3 изд. / Под общ. ред. Г.Л.Багиева. – СПб.: Питер, 2008. – 736 с.
4. Описание книги под редакцией, книги четырёх и более авторов:
Международный маркетинг-менеджмент: принципы и методы принятия стратегических, оперативных и тактических решений в международном бизнесе: учебное пособие / Под ред. А.И.Евдокимова, В.И. Черенкова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 654 с.
5. Описание составной части издания, статьи из сборника, журнала, газеты:
Ахмедов Н.А., Карпушенко П.Б. Маркетинг ресторанных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. – №3. – С. 135-138.
Шинкарчук А. Секреты высококлассного сервиса, или как создать качественный сервис в компании // Маркетинг услуг. – 2013. - №1. – С. 56 -63.
Приложение 5. Образец договора по практике
ДОГОВОР № от
на проведение практики студентов
Мы, нижеподписавшиеся, с одной стороны, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский государственный экономический университет» (СПбГЭУ), именуемое в дальнейшем «Университет», в лице директора Центра планирования и развития карьеры Бобылевой Александры Константиновны, действующего на основании доверенности № 263-16 от 30.12.2016, с другой стороны, , именуемое в дальнейшем «Предприятие» / «Учреждение»/ «Организация» (нужно выбрать наименование), в лице , действующего на основании (указать документ) , заключили между собой договор о проведении практики студентов Университета:
1. ПРЕДПРИЯТИЕ, УЧРЕЖДЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ(нужно выбрать наименование) ОБЯЗУЕТСЯ:
1.1. Предоставить университету в соответствии с графиком учебного процесса с 6 июля по 19 июля 2017 г. 1 место для проведения практики студента (ов) ___ курса______________________________ (ФИО) по направлению «Менеджмент».
1.2. Создать необходимые условия для выполнения студентами программы (индивидуального задания) практики. Не привлекать студентов-практикантов к работе, не предусмотренной программой практики и не соответствующей специальностям студентов. Индивидуальное задание на практику студентов составляется совместно руководителем практики от Университета и руководителем практики от Предприятия/ Учреждения/ Организации.
1.3. Назначать квалифицированных специалистов для руководства практикой.
1.4. Предоставить студентам-практикантам возможность пользоваться экономической, технической и другой документацией, необходимой для успешного освоения студентами программы практики и выполнения ими индивидуальных заданий, а также обеспечить студентов-практикантов рабочими местами.
1.5. Обеспечить учет выхода студентов на практику. Сообщать о случаях нарушения студентами трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка Предприятия /Учреждения/ Организации в Центр планирования и развития карьеры ((812) 310-40-78).
1.6. Обеспечить студентам условия безопасной работы на каждом рабочем месте. Проводить обязательные инструктажи по охране труда: вводный и на рабочем месте с оформлением установленной документации.
1.7. Расследовать несчастные случаи, если они произойдут со студентами в период практики на предприятии, в учреждении, организации в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
1.8. По окончании практики дать характеристику работы каждого студента-практиканта и отзыв о качестве подготовленного им отчета.
2. УНИВЕРСИТЕТ ОБЯЗУЕТСЯ:
2.1. За 15 дней до начала практики представить Предприятию/ Учреждению/ Организации для согласования программы (индивидуальные задания) практики и календарные графики прохождения практики.
2.2. Представлять Предприятию/ Учреждению/ Организации утвержденные списки практикантов или кандидатов для прохождения практики, для дальнейшего отбора специалистами Предприятия/ Учреждения/ Организации.
2.3. Направить на Предприятие/ в Учреждение/ Организацию студентов в сроки, предусмотренные календарным планом проведения практики.
2.4. Выделить в качестве руководителей практики наиболее квалифицированных преподавателей.
2.5. Оказывать работникам Предприятия/ Учреждения/ Организации – руководителям практики студентов методическую помощь в организации и проведении практики.
2.6. Расследовать и учитывать несчастные случаи, если они произойдут со студентами в период прохождения практики.
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРОГРАММА
Направление подготовки: «Менеджмент»
Профиль подготовки: «Маркетинг и управление брендами»
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федеральных Государственных Стандартов Высшего образования по направлению «Менеджмент».
В настоящих методических указаниях представлены основные положения в части организации, целей и задач, структуры и содержания учебной практики; программа и общие задания по практике; основные требования к структуре и содержанию отчёта о практике.
Предназначены для студентов II курса направления подготовки «Менеджмент», профиль «Маркетинг и управление брендами».
Составители:
Старший преподаватель Ишметьева Ф.Х.,
Старший преподаватель Погребова О.А.
Рецензент: д-р. экон. наук, проф. Н.И.Мелентьева
СОДЕРЖАНИЕ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 3
Цели и задачи учебной практики. 3
Место учебной практики в структуре основной образовательной программы бакалавриата. 4
II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ.. 5
Место и время проведения учебной практики. 5
Содержание основных функций кафедры.. 6
Содержание основных функций ответственного за проведение и организацию практики и куратора учебного процесса на кафедре: 7
Содержание основных функций руководителей практики от кафедры: 8
Содержание основных функций руководителей практики от предприятий (организаций, учреждений): 9
Основные права и обязанности студентов. 9
Основные этапы прохождения учебной практики студентами II курса: 11
Сопроводительные и исходные документы на практику. 11
III. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЁТА, 12
ЗАЩИТА И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ.. 12
Требования к содержанию и оформлению отчета по практике. 13
Формы итоговой аттестации прохождения практики. 16
Приложение 1. Бланк титульного листа отчета по практике. 20
Приложение 2. Бланк индивидуального задания отчета по практике. 21
Приложение 3. Бланк личного листка отчета по практике. 23
Приложение 4. Библиографическое описание литературных источников. 25
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ