Третье правило: развейте их страхи и сделайте общение безопасным
Чаще всего мы не говоримчто-то друг другу напрямую, потому что боимся. В целом нашей искренности мешают два вида страха: страх потерять любовь и страх ответных мер. Мы боимся, что другой человек перестанет общаться с нами либо рассердится на нас, еслимы честно продемонстрируем свой гнев или обиду. Кроме того, дети думают, чтоих гнев гораздо сильнее, чем есть на самом деле,что он способен сломить вас.Им следует понять, что вы сильнее своих чувств и что они тоже должны учиться быть сильнее своих.
Эти два страха очень широко распространены. Но они во сто крат мощнее в семьях, где страхи реально воплощаются в жизнь. Я работал со многими взрослыми людьми, которые были готовы честно признаться во всех своих чувствах, но поддавались панике и страху. В этом кроется главная причина депрессий и тревожного состояния многих взрослых людей.
Родители могут либо вылечить своего ребенка от этой всеобщей болезни, либо вызвать ее обострение. В таблице приведены примеры того, как можно усилить страх и как можно его развеять.
Ситуация | Как усилить страх | Как развеять страх |
Ребенка злит ваш | • Разозлиться в от | • Сопереживать |
запрет | вет | его гневу |
• Наброситься на | • Сопереживать | |
него за то, что он | отчаянию ребен | |
злится | ка, вынужденно | |
• Заставить его | го соблюдать за | |
чувствовать себя | прет и лишенно | |
виноватым за то, | го желаемого | |
что он злится | • Помогать ему вы | |
• Нс разговаривать | ражать недоволь | |
с ним | ство словами | |
• Делать вид, что | • Оставаться неж | |
вы ужасно рас | ным и любящим, | |
строены его по | но при этом про | |
ведением | являть твердость | |
• Сравнивать его с | • Не снимать огра | |
хорошими деть | ничений | |
ми | • Не допускать | |
оскорбительных | ||
или неподобаю | ||
щих выражений | ||
позже, когда | ||
страсти остынут |
Ситуация | Как усилить страх | Как развеять страх |
Ребенок расстроен | • Обидеться на то, | • Сопереживать бо |
тем, что вы к нему | что вас в чем-то | ли, которую испы |
несправедливы | обвинили • Встать в позу: | тывает ребенок • Внимательно и с готовностью вы |
«Как ты смеешь | слушивать объяс | |
сомневаться в | нения ребенка по | |
моей правоте?» | поводу своего по | |
• Выдвинуть ответ | ведения | |
ные обвинения | • Способствовать | |
• Перестать лю | тому, чтобы ребенок всегда говорил | |
бить | все, что ему не по | |
• Злиться и зло | нравилось в ваших | |
употреблять | действиях | |
своей властью | • Если вы действи | |
тельно были не | ||
правы, то признать | ||
это и извиниться | ||
• Попросить ребенка | ||
сразу же дать вам | ||
знать, если подоб | ||
ное повторится. | ||
(Это поможет ему | ||
понять, что вы вос | ||
приняли его недо | ||
вольство всерьез) | ||
• Если вы не сдела | ||
ли ничего плохого, | ||
то сказать ребенку, | ||
что вполне его по | ||
нимаете, но никак | ||
не ощущаете своей | ||
неправоты. Но по | ||
благодарите его за | ||
то, что он дал вам | ||
знать |
Ситуация | Как усилить страх | Как развеять страх |
Ребенок чем-то | • Велеть ему пре | • Сопереживать всему, |
сильно обижен | кратить ныть и обозвать плаксой | что он чувствует • Выразить понимание и утешить его |
• Сказать, чтобы | • Помочь ему словами | |
прекратил реветь, | обрисовать свою обиду и рассказать о | |
а иначе вы сдела | случившемся | |
ете что-то такое, | • Не спешить что-то | |
из-за чего ему | исправлять или объ | |
действительно | яснять. Это должно | |
последовать лишь | ||
придется плакать | после того, как эмо | |
• Посмеяться над | ции улягутся | |
ним | • Попросить ребенка | |
подумать над реше | ||
• Сравнить его с | нием проблемы вме | |
сестрой или дру | сте с другом. Не ста | |
гом | новиться буфером | |
между ним и окружа | ||
• Обозвать слаба | ющим миром, предо | |
ком | ставляя ему утеше | |
ние и возможность | ||
избегать конфликтов | ||
с окружающими | ||
• Сопереживать и по | ||
нимать его, но не по | ||
такать его желанию | ||
использовать обиду в | ||
качестве предлога са | ||
моустраниться и пе | ||
рестать выполнять | ||
свои обязанности. | ||
Выражать свои чув | ||
ства хорошо; замы | ||
каться в себе плохо. | ||
Предложить ребенку | ||
воспользоваться ста | ||
ринной мудростью | ||
«Лучшее всегда одно | ||
— снова вскакивать в | ||
седло» |
... ^fb,. |
Вот основные принципы данного правила:
• Все чувства имеют право на существование, и выражать свои чувства — это хорошо.
• Однако выражение чувств имеет определенные пределы. Например, «Я на тебя сердит» — вполне нормальное выражение. «Терпеть тебя не могу» — тоже. А «Ты — идиота — ненормальное. Кроме того, нельзя драться и бросать что-то в человека,
• Сопереживание — первый шаг к близости. Пропустите через себя, примите чувства ребенка и проникнитесьими, а потом постарайтесь его понять.
• Самообладание — одно из самых важных качеств. На данном этапе дети его лишены и нуждаются в вас.
• Следите, чтобы любовь и ограничения шли рука об руку. Будьте добрыми и любящими, но достаточно сильными людьми, чтобы дети поняли, что их чувства не сломят вас и не сдвинут с места.
• Оставьте гордыню, эгоизм и самолюбование за порогом своего дома. Данные качества лишь умножат изначальные страхи ребенка.
• После конфликта постарайтесь еще сильнее сблизиться друг с другом, даже если произошла совсем небольшая размолвка. Это даст детям понять, что существующей между вами близости ничего не угрожает, даже конфликтные ситуации.
• Выражайте чувства словами. Дети ответственны за свои чувства; чувства, выраженные словами, становятся более структурированными и начинают казаться пустяком по сравнению с высшей реальностью. Если мы можем назвать и объяснить свои чувства, то они становятся всего лишь эмоциями, а не глобальными событиями. Грустить — совсем не то же самое, что ощущать конец света.
— Не преподавайте детям никаких уроков, пока они не разберутся со своими чувствами. Они просто не услышат вас.
— Основополагающий принцип состоит в том, что наши отношения — нечто большее, чем данный конфликт, чувство и переживание. Конфликт закончится, а близость и привязанность останутся.