Раздел VII. Особенности функционирование сферы услуг

7.1. Классификация услуг

7.2. Рынок услуг

7.1.

С учетом всего рассмотренного выше становится понятно, что сфера услуг — одна из важных отраслей народного хозяй­ства, призванная удовлетворять индивидуальные запросы и по­требности населения в различных видах услуг.

Сервисологияже — это наука, изучающая подходы к конкрет­ной личности в процессе предоставления ей тех или иных услуг с учетом ее индивидуального жизненного стиля, потребностей, запросов, ценностных ориентации, а также рассматривающая теоретические и практические методы индивидуального обслу­живания. Для того чтобы понять эти подходы и методы, необхо­димо не только знать, что такое человек, каковы его потребнос­ти, их специфика у конкретного индивида, но и понимать осо­бенности функционирования сферы услуг.

Как отрасль социально-экономической деятельности, эта сфера представляет собой совокупность организаций, цель ко­торых — оказание разнообразных услуг населению. В своей ос­нове данная сфера деятельности — это весь комплекс социаль­но-бытовых услуг населению.

Сфера услуг представляет собой быстро растущую и развива­ющуюся отрасль экономики, необходимую для индивидуализа­ции обслуживания. По данным специалистов, исследующих эту сферу деятельности, в 2005 г. объем предоставляемых услуг по стоимости будет превышать объем продажи товаров. Удовлетво­рение растущих потребностей клиентов в разнообразных това­рах (услугах) на высоком культурном уровне — важнейшая зада­ча сферы услуг и каждого ее предприятия.

Услуга— это совокупность мероприятий, выполняемых для удовлетворения нужд и потребностей клиентов, обладающих законченностью и имеющих определенную стоимость. Главной особенностью услуги является ее полезное действие для потре­бителя. В своей основе сфера услуг — это весь комплекс соци­ально-бытовых услуг населению. Она функционирует на стыке производственных и непроизводственных отраслей, неодно­родна по своей структуре и выступает как третичный сектор со­циально-экономической деятельности общества, связанный с индустрией услуг. Доля занятых в этом секторе служит своеоб­разным индикатором уровня развития общества. В большин­стве экономически слабо развитых стран 3/4 рабочей силы за­няты в сельском хозяйстве, а остаток распределен примерно по­ровну между промышленным производством и обслуживанием. В промышленно же развитых странах лишь незначительная часть населения занята в сельскохозяйственном производстве, а более 50% — в третичном секторе. При этом доля услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) развитых странах при­близилась к 70% и продолжает расти. До последнего времени сферу услуг идентифицировали с непроизводственной сферой, из которой исключали грузовой транспорт, связь, общественное питание, туристический и гостиничный бизнес.

Чаще всего услуги делят следующим образом:

· Материальные— к ним относят индивидуальный пошив одежды иобуви; строительство жилищ, их архитектура и дизайн, а также дизайн интерьера и окружающих челове­ка жизненных пространств; ремонт и обслуживание ав­томобилей, бытовой техники и пр. Эти услуги имеют ма­териально-вещественное содержание.

· Нематериальные— услуги человеческой деятельности, не имеющие вещественного содержания; это услуги произ­водственных мастеров по обучению, репетиторов, юрис­тов, консультантов, врачей, психологов, бизнес-тренеров и пр. При оказании таких услуг их производство и по­требление совпадают во времени.

Услуги,целевой функцией которых является удовлетворение личных потребностей населения, принято считать потребитель­скими.

Это услуги парикмахерских, бань, саун, косметических ка­бинетов и пр.

Отличительные особенности нематериальных услуг:

- неосязаемость,т.е. услуга не может быть предложена кли­енту в осязаемой форме до завершения процесса обслу­живания;

- невозможность хранения;

- изменчивостьпо своим качествам, связанная с квалифи­кацией работника, его индивидуально-личностными чертами и настроением.

Классификация услуг

1. По специфике содержания:

а) создающиеновые потребительские стоимости (новые изделия) — пошив одежды, обуви, вязка трикотажных изделий, изготовление мебели и пр.;

б) восстанавливающиепотребительские свойства това­ров (ремонтные работы) — ремонт радио- и телевизи­онной аппаратуры, автотранспортных средств, квар­тир, бытовой техники, одежды, обуви, химическая чистка изделий, их крашение и др.;

в) обслуживающиечеловека (личного характера) — услуги парикмахеров, косметологов, работников оздорови­тельных комплексов и др. В эту группу можно отнес­ти также услуги по созданию удобств в быту, по удов­летворению потребностей человека как физического лица (медицинские, санитарно-гигиенические);

г) услуги по удовлетворению личностных потребностей че­ловека(образовательные, культурные, информацион­ные, туристические).

2. По формам оказания услуг (т.е. способам доведения их до потребителя) различают:

а) стационарные(обслуживание в условиях стационар­ных предприятий);

б) выездные(обслуживание посредством передвижных салонов, приемных пунктов, медицинских кабинетов диагностического или лечебного направлений; на дому, по месту работы или приближенные к месту проживания);

в) с созданием особых условий(абонементное обслужива­ние, выполнение заказов из заранее изготовленных по­луфабрикатов и т.д.). К этой группе можно отнести ус­луги с выполнением заказов в определенные установ­ленные сроки или же в присутствии заказчиков и т.п.

3. По способу оплаты:

а) с предварительной оплатой(к ним относят услуги, оп­лачиваемые в порядке предварительного полного или частичного авансирования при приеме заказов, с последующим окончательным расчетом при выдаче заказов);

б) бесплатные услуги(гарантийный ремонт);

в) предоставляемые в кредит(это услуги с рассрочкой платежа).

4. По характеру оказываемые услуги имеют ярко выражен­ную разноотраслевую направленность:

а) сельскохозяйственные;

б) гигиенические;

в) ритуальные;

г) транспортные;

д) торговые;

е) информационные;

ж) прокатные;

з) строительные и ремонтные;

и) художественные работы и производство изделий народ­ного творчества;

к) образовательные;

л) медицинские;

м) социокультурные; и др.

5. По видам труда, осуществляемые на основе:

а) общественной;

б) личной;

в) частной собственности на средства производства.

6. По характеру распределения общественных фондов по­требления:

а) платные(оплачиваемые населением, предприятиями и учреждениями по наличному или безналичному расчету);

б) бесплатные.

7. По видам потребления:

а) индивидуальные;

б) массовые.

Наши рекомендации