Раздел VI. Модели поведения потребителя

6.1.Характеристики потребителя

6.2. Типология личности по К.Г.Юнгу и покупательское поведение

6.3. Типология потребителя

6.1.

Несмотря на широкое признание, теории А. Маслоу недо­статочно для того, чтобы объяснить поведение современных по­требителей во время покупки. Невозможно их разбить на кате­гории, хотя у них могут быть некоторые общие характеристики, но чаще всего они представляют огромное разнообразие. Более того, характеристики потребителя — образ жизни, вкусы, ожи­дание и требования — постоянно меняются и развиваются.

Побудительные мотивы покупателей могут оказаться весьма сложными, каждый покупатель воспринимает один и тот же то­вар по-своему, это восприятие может быть уникальным, эмоци­ональным, обусловленным усталостью, а потому — нелогичным и переменчивым. У ряда же потребителей оно может быть сверх­логичным, вызванным рядом последовательных шагов, направ­ленных на аналитичное и взвешенное решение о покупке.

Причем, приобретая один и тот же товар, разные люди могут иметь разные потребности и руководствоваться разными моти­вами, при этом каждый человек может иметь сразу несколько мотивов при совершении одной покупки.

Основные потребности человека мало менялись на протяже­нии всей истории развития экономики. Способы же удовлетво­рения этих потребностей претерпели значительные изменения в эпоху развития информационных технологий. Современные потребители отличны в своем образе жизни, вкусах, ожиданиях, требованиях.

В результате возникает стратегия «Один на один», основан­ная на главном принципе: разных покупателей необходимо и обслуживать по-разному.

Причем все характеристики потребителей постоянно меня­ются и развиваются. Исследователи поведения потребителей анализируют то, как индивидуумы принимают решение о по­купке, что покупают, почему, как часто, где и когда. Они ис­пользуют информацию из концепций и теорий, разработан­ных в других областях наук, таких как психология, социоло­гия, социальная психология, антропология, культурология, экономика.

В опубликованном в 1979 г. исследовании R. Olshavsky и D. Grabois «Принятие потребительского решения — факт или фантазия?» было продемонстрировано, что подавляющее боль­шинство повседневных покупок осуществляется без какого-либо поиска информации и оценки альтернатив. М. Дымшиц отмечает, что проведенные за 20 с лишним лет разнообразные исследования позволяют утверждать, что, в отличие от широко распространенной и активно продвигаемой рекламным и пиарбизнесом, а также индустрией средств массовой информации модели «лояльного потребителя», большую реальность и рас­пространенность имеет «безразличный потребитель» (более 90% потребителей в любой товарной группе). Такого потребителя отличают:

1. Получение информации случайным образом.

2. Использование уже имеющейся у него информации.

3. Пассивное восприятие рекламы, что обеспечивает ее эф­фективность.

4. Покупка, а лишь затем оценка брендов.

5. Стремление к определенному уровню удовлетворения, приобретение товара, вызывающего наименьшее число проблем, использование при его оценке ограниченного набора критериев.

6. Референтные группы оказывают малое влияние на тако­го потребителя, на его индивидуальное потребительское поведение

Окончательный выбор покупателем товара формируется под воздействием множества культурных, социальных, личностных и психологических факторов, причем решающая роль в данном процессе принадлежит культуре.

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

А. Культурные факторы

К важнейшим факторам, влияющим на поведение потреби­теля, относятся культура потребителя, его принадлежность к определенному социальному классу и субкультуре.

Культура. Впроцессе социализации в семье и других обще­ственных инстанциях человеку прививаются ценности, стерео­типы восприятия и поведения. Известно, что культура руково­дит и направляет наше мышление и поведение, поэтому имеет значительное влияние на наши решения о потреблении.

Культура может быть определена как накопление ценнос­тей, норм поведения, форм выражения, убеждений, передавае­мых примеров поведения группы людей, живущих в одном ок­ружении и говорящих на одном языке. Культура имеет тенден­цию поощрять или препятствовать какому-то поведению чело­века и образу мыслей. Ясно, что культура руководит и направ­ляет наше мышление и поведение, поэтому имеет значительное влияние на наши решения о потреблении.

Субкультура.Каждая культура состоит из субкультур, с кото­рыми индивид более тесно себя отождествляет. Группы, члены которых придерживаются идеалов и убеждений, отличающихся от принятых в основной массе общества, частью которого они являются, называются субкультурой.

Субкультуры формируются на национальной, религиозной, расовой основе. Представители субкультур могут иметь жесткие предпочтения к определенному типу одежды, еды, жилищу и пр. Конфликты в общении и даже разрывы могут возникать из-за различий в культурах торговых работников и покупателей.

Б. Социальные факторы

Социальные классы— это относительно однородные, ста­бильные общественные группы, члены которых объединены едиными ценностями, интересами, поведением. Социальный статус — это положение индивидуума относительно остальных членов общества в терминологии некоторых измеримых демог­рафических характеристик, таких как образование, профессия, доход. Как социальный класс идентифицируются индивидуумы с одинаковым или похожим статусом. Считается, что люди од­ного социального класса имеют аналогичные ценности, убеж­дения, образ жизни, предпочтения и покупательские привычки. Понимание различий между социальными классами помогает компаниям разрабатывать разные услуги для того, чтобы вы­полнять различные потребности людей в различных группах.

Таким образом, социальный класс состоит из людей, кото­рые близки по роду занятий, ценностям, стилю жизни, интере­сам и поведению.

Критерий, принимаемый для распределения людей в соот­ветствии с социальным классом, меняется при переходе от од­ного общества к другому (владение землей, образование и пр.).

Сколько же социальных классов существует? Четкого ответа на этот вопрос нет, но социологи обычно оперируют количе­ством от трех до шести. Одной из категорий является высший класс, сформированный обычно потомственными аристократа­ми, обладающими состоянием, передаваемым по наследству. Они покупают дома, получают звания, путешествуют по миру, склонны приобретать качественный товар.

Низший класс. Его представители характеризуются низким образованием и низкими доходами.

Средний класс. Кроме культурных, на потребительское пове­дение оказывают влияние такие социальные факторы, как ре­ферентные группы, семья, ролевое поведение, статусы.

Группа — это совокупность людей, объединенных общими интересами. Группы формируются, потому что люди с анало­гичными интересами, целями, ценностями или убеждениями хотят объединиться друг с другом, обмениваться информацией или работать на общие цели.

Референтные группы— это группы, которые оказывают (при личном контакте) прямое или косвенное влияние на отношение индивида к чему (кому)-либо и на его поведение, влияют на по­купательские решения людей. Группы, члены которых оказыва­ют непосредственное влияние на человека, называются группа­ми членства.

Эти группы могут быть первичными (семья, друзья, соседи, коллеги по работе — все те общности, взаимодействие индиви­да с членами которых несет постоянный и неформальный ха­рактер) и вторичными (профессиональные коллективы, религи­озные профсоюзные объединения). Общение человека с их уча­стниками носит периодический характер.

Референтные группы оказывают влияние на индивида в трех направлениях:

· оказывают влияние на отношение индивида к жизни и его представление о самом себе;

· могут воздействовать на выбор человеком конкретных товаров и торговых марок;

· подталкивают человека к изменению поведения и стиля жизни.

Группы, к которым человек хотел бы принадлежать, называ­ются желательными группами. В свою очередь, объединения ценности и поведения членов, которых человек отвергает, — это нежелательные группы.

Наиболее сильное влияние референтные группы оказывают на выбор торговых марок автомобилей, цветных телевизоров, модных наборов мебели и одежды, при покупке пива и сигарет.

И если влияние референтных групп очень сильно, необхо­димо устанавливать возможные методы влияния на носителей этого мнения. Рекламные кампании, обращаясь к определен­ной группе, призывают ее членов делать покупки для того, что­бы соответствовать нормам и ценностям группы.

Носители мнения — это индивиды, которые в неформальном разговоре дают собеседникам советы или информацию по кон­кретным товарным категориям (какую марку лучше выбрать или как использовать тот или иной товар).

Семья— важнейшее социальное объединение потребителей и покупателей. Различают два типа семей:

· наставляющая — состоит из родителей индивида и его родственников. Здесь определяются жизненные цели, чувства самоценности и любви, определяются позиции по политическим и экономическим проблемам;

· порожденная — это супруг(а) и дети; данная семья оказы­вает более прямое влияние на покупателя.

Решение о крупной покупке в семьях различных наций при­нимают по-разному. Поставщикам товара следует определить, кто из членов семьи оказывает решающее влияние на выбор. В последнее время большое влияние на процесс принятия покупа­тельских решений оказывают дети. В компаниях, стремящихся завоевать рынки сбыта услуг, знакомят детей со своими товарами.

Домашнее хозяйство с двумя или более людьми — потреби­тельская единица. Услуги, такие как телефон, кабельное телеви­дение, электричество, вывоз мусора, безопасность, милиция, пожарная охрана, предлагаются домашним хозяйствам, поэто­му перемены в демографии домашнего хозяйства и образцах по­требления обычно более важны для предложения этих услуг, чем перемены в общих характеристиках населения.

Роль— это набор действий, исполнения которых ожидают от человека окружающие его лица. Таким образом, ролевое воз­действие определяется совокупностью характерных черт и со­циального поведения, основанного на ожиданиях других лю­дей. Все роли, которые мы на себя принимаем, влияют на наше покупательское поведение. Так, женщина в роли хозяйки дома будет иметь одни потребности. В роли же менеджера может ощущать потребность в приобретении строгого гардероба и пр.

Каждой роли соответствуют определенные статусы.

Обычно люди покупают товары, которые должны подтверж­дать и укреплять их социальный статус.

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

В. Личностные факторы

Личностные характеристики: возраст и этап жизненного цикла семьи, работа, экономическое положение, образ жизни, особенности самооценки и характера, эмоции, восприятие.

Возраст и этап жизненного цикла

На протяжении жизни человек приобретает самые разные товары и услуги, что зависит от возраста, изменяющихся инди­видуальных вкусов.

Структура потребления индивида зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится его семья. Выделяют де­вять этапов жизненного цикла семьи, для каждого из которых характерны определенные финансовые положения и типичные покупки.

Современные исследования установили существование пси­хологических этапов жизненного цикла человека, когда каждый человек переживает определенные психологические «перехо­ды» или «трансформации».

Род занятий и экономическое положение

Компании, реализующие товары, должны определять про­фессиональные группы, заинтересованные в приобретении конкретных товаров и услуг. Производители товаров, сбыт ко­торых зависит от уровня доходов покупателей, постоянно сле­дят за тенденциями в изменении личных доходов населения, нормы сбережений и процентных ставок.

И если экономические показатели свидетельствуют о сокра­щении доходов населения, то компании могут предпринять шаги по изменению характеристик продукта, его цены, позици­онирования, чтобы товар по-прежнему представлял ценность для потребителя.

Стиль жизни

Это форма бытия человека в мире, выражающаяся в его дея­тельности, интересах, мнениях.

Обычно выделяют пять основных стилей жизни.

· Гедонический— это пристрастие к развлечениям.

· Хозяйственный— пристрастие к домашнему хозяйству, работе на даче и др.

· Трудоголический— очень высокий оценочный рейтинг работы, стремление к самосовершенствованию: чтение художественной литературы, просмотр телепередач, пас­сивный отдых, компьютерные игры и пр.

· Общительный— любят проводить время с семьей, друзь­ями, посещать театры, музеи, путешествовать.

· Нейтральный— при этом стиле жизни рейтинг любимых занятий близок к средним значениям.

Поведение потребителя, отражающее тот или иной стиль жизни, определяет поиск товара или услуги, максимизирующий их функцию полезности.

В зависимости от психографических характеристик выделя­ют потребительские группы.

Так, американцев подразделяют на следующие потребитель­ские группы.

Реализующие— успешны, развиты, активны. Не боятся брать на себя ответственность. Их покупки говорят об утонченном вкусе и тяготении к дорогим товарам высо­кого качества, ориентированным на конкретные потре­бительские группы.

Выполнившие— люди зрелые, обеспеченные и доволь­ные жизнью. Часто проводят время в раздумьях и созер­цании. В товаре ценят прочность, функциональность и ценность.

Достигающие— преуспевают, делают карьеру, главное для них — работа. Выбирают престижный товар, кото­рый говорит коллегам о достигнутых его владельцем ус­пехах.

Экспериментирующие— молоды, полны энергии и энту­зиазма, импульсивны, бунтовщики. Направляют относи­тельно большую часть доходов на приобретение одежды, посещение ресторанов, кинотеатров, покупку видео­фильмов.

Убежденные— консерваторы, привержены традициям, ничем не примечательны. Отдают предпочтение знако­мым товарам и известным маркам.

Старающиеся— не уверены в себе, ощущают незащи­щенность, ищут одобрения своим действиям, их возможности ограниченны. Оказывают предпочтение стильным товарам, которые покупаются людьми с большим, чем у них, достатком.

Делающие— отличаются практичностью, самодостаточ­ны, традиционны, ориентированы на семью. Покупают только имеющие практическую или функциональную ценность товары: инструменты, рыболовные принадлеж­ности и т.д.

Сопротивляющиеся— старше возрастом, пенсионеры, пассивны, озабочены, их возможности ограниченны. Ос­торожные покупатели, отдающие предпочтение давно знакомым маркам.

Схемы, классифицирующие по стилям жизни, не универ­сальны. Например, Лондонская Мс Cann — Frickson London счи­тает, что англичане делятся на авангардистов (заинтересованы в переменах), догматиков (традиционалисты), хамелеонов (следу­ют за толпой), сомнамбул (довольные жизнью неудачники).

Макдоналд выделил шесть типов покупателей:

оценивающие— заинтересованные в поиске оптимально­го соотношения цены и качества;

модники — интересуются последними моделями, ориен­тированы на собственный имидж;

лояльные— постоянно покупают продукцию одних и тех же респектабельных фирм, уделяют значение как имид­жу, так и качеству;

любители разнообразия— непостоянны, капризны, не­последовательны;

покупатели на отдыхе— ценят удовольствия, связанные с приобретением покупок;

эмоциональные— часто растерянны, импульсивны, не систематичны в своих пристрастиях.

В 1992 г. рекламное агентство D'Arcy, Ma sins, Benton & Bowles опубликовало исследование «Русский потребитель: новая перспектива и маркетинговый подход», в котором описаны пять категорий российских потребителей: купцы (торговцы), ка­заки (амбициозные, заинтересованные в повышении статуса), студенты, руководители компаний и русские душой (пассив­ные, боящиеся делать выбор) — это примитивное представле­ние западных специалистов требует, конечно же, преодоления.

Стереотипы потребительского поведения представителей российского среднего класса оказываются более сложными, чем у «новых русских» и «бедных».

Средний класс включает в себя профессионалов, управлен­цев, людей свободных профессий, большинство служащих. Средний класс в современном обществе — это люди, живущие по стандартам аристократов столетней давности.

Критерии отличия среднего класса от других групп: высокое образование, доходы 100—3000 долларов в месяц, они задают нормы поведения в обществе, являются эталоном культуры, сти­ля жизни.

Причем нефтяник может получать больше или столько же, сколько начинающий менеджер, но деньги тратит он по-друго­му, у него другие представления о том, как одеться, какие книги читать, как проводить досуг. Он не будет дотошно искать обувь своей фирмы, не сэкономит на ежедневном питании, чтобы по­сетить любимый клуб.

Положение среднего класса на рынке труда определяется ква­лификацией и тем, что деньги на них не свалятся неожиданно. Как потребители они чувствительны к ценам, их поведение определя­ется строгим экономическим расчетом, не хотят тратиться просто так и платить слишком много. Они образованные люди, имеют «чувство» эстетики и качества товара. Уровень их потребления ориентирован на престижность, экономичность, рациональность.

По словам одного из маркетологов, «средний класс — самый требовательный покупатель, ему нужно угодить по моде, по комфортности, по практичности». Поведение их демонстратив­но, им необходимо показывать свой статус.

В России представители среднего класса делятся на три груп­пы в зависимости от уровня их доходов:

1% населения — 1000-3000 долларов

5-10% 300 - 800 долларов

15—20% приблизительно 100 долларов.

6.2.

Типология личности по К.Г. Юнгу и покупательское поведение.

Соотношение поведенческих моделей продавца и покупателя

1. Экстравертный тип личности— всех называет своими друзьями, любит работать в одной большой комнате со всем коллективом, любит громкие звуки и громкую му­зыку. Направлен вовне, чаще оптимист. Любит активный отдых в компании. Говорит и думает одновременно. Стремится знать, что думают о нем другие. Открыто вы­ражает эмоции, хороший рассказчик.

Интровертный тип личности— имеет 2—3 друзей, лю­бит работать в отдельном кабинете. Любит работать в ти­шине или при звучании тихой инструментальной музы­ки. Направлен вовнутрь, чаще пессимист.

Любит тишину и одиночество. Сначала думает, потом говорит.

Таблица 1

Наши рекомендации