Стратегии международного развития.

По мере того как эконо­мика все в большей степени становится мировой, растущее число фирм действует на рынках, конкуренция на которых носит глобальный харак­тер. Поэтому стратегии международного развития касаются всех фирм, независимо от того, присутствуют ли они на иностранных рынках или нет.

Цели международного развития

Международное развитие больше не является уделом только крупных фирм. Чтобы расти или даже чтобы просто выжить, многие небольшие фирмы вынуждены становиться международными.

Цели международного развития могут быть различными.

- Увеличить потенциальный спрос и, значит, расширить объем про­изводства и улучшить результаты за счет экономии на масштабе. Для ряда направлений эта цель достижима только при большом потен­циале рынка.

- Распределить коммерческий риск, обращаясь к покупателям, живу­щим в различных экономических средах, и действуя в более благо­приятных конкурентных условиях.

- Продлить жизненный цикл, внедряясь на рынки, глобальный спрос на которых все еще является расширяющимся, тогда как на нацио­нальном рынке фирмы он уже достиг зрелости.

- Защитить себя от конкуренции, диверсифицируя свои позиции и в то же время получая возможность следить за конкурентами на других г-рынках.

- Снизить снабженческие и производственные издержки, используя сравнительные преимущества других стран.

Формы международного развития

Переход на международный уровень – это не мгновенный скачок, а результат сложного процесса, в котором можно выделить шесть стадий. Самой распространенной формой является экспорт. Часто он воз­никает в связи с появлением избытка продукции; затем он становится ре­гулярным, но возобновляемым ежегодно без каких-либо средне- или долгосрочных обязательств. Отношения с иностранными партнерами чисто коммерческие.

На второй, контрактной стадии фирма стремится к более прочным связям, чтобы стабилизировать сбыт, особенно в том случае, если ее производственные мощности приведены в соответствие с экспортными возможностями. Долгосрочный контракт может быть заключен с импо­ртером или на основе франшизы или лицензии (если партнером является промышленная фирма).

Чтобы контролировать партнера или финансировать его расширение, фирма может перейти к прямому инвестированию; это стадия участия,которая приводит к созданию торговой фирм Б1 или совместного предпри­ятия.

Через несколько лет долевое участие может стать абсолютным: фирма владеет 100% капитала иностранного филиала – это стадия прямого инвестирования в контролируемый филиал.

Постепенно иностранный филиал начинает стремиться к автоном­ному развитию, опираясь на национальный капитал, национальные кадры, собственные НИОКР. Это стадия автономного филиала. Если у материнской фирмы несколько таких филиалов, она превращается в мультинациональную или, точнее, в «множественно-национальную» ком­панию.

Последний этапа характерен для настоящего времени. Это стадия глобальной фирмы, которая воспринимает международный рынок, как если бы он был единым. Такая фирма исходит из взаимозависимости рынков, управление которыми больше не происходит автономно. Описанная эволюция подразумевает серьезные изменения в стратегиче­ском мышлении и обостряет дилемму стандартизации-адаптации, рас­смотренную ранее.

Вопросы для самоконтроля

1. Анализ портфеля направлений деятельности предприятия.

2. Базовые стратегии развития.

3. Стратегии роста.

4. Конкурентные стратегии.

5. Стратегии международного развития.

Список рекомендуемой литературы:

1. Дэц Д. Стратегический маркетинг. – М.: Эксмо-Пресс, 2009.

2. Кревенс Д. Стратегический маркетинг. 6-е изд. перевед. с английского. – М.: Вильямс, 2011.

3. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с фр.- СПб.: Наука, 2016.

4. МарковаВ.Д. Стратегическиймаркетинг: курслекций. – М.:ИНФРА, 2010.

5. МатанцевА.Н. Стратегия, тактикаипрактикамаркетинга. - М.: изд-во «Финпресс», 2016.

6. ФатхутдиновР.А. Стратегическиймаркетинг. 4-еизд. СПб.: Питер, 2016.

Тема 9. Стратегические решения по товарной политике предприятия

Цель: Изучитьcтратегические решения по товарной политике предприятия.

План лекции:

Оценка риска инноваций.

Анализ факторов успешности нововведений.

Организация процесса разработки товара.

Наши рекомендации