Риски стратегии, основанной на дифференциации
- Разрыв в ценах относительно конкурентов с низкими издержками становится столь большим, что сохранить приверженность к дифференцированной марке оказывается невозможным.
- Роль фактора дифференциации падает по мере того, как товар становится все более привычным.
- Восприятие дифференциации снижается под влиянием имитаций.
Риски стратегии концентрации
- Разрыв в ценах по отношению к неспециализированным товарам конкурентов становится слишком большим.
- Различия в требованиях к товару в пределах целевого сегмента и рынка в целом сокращаются.
- Конкуренты выходят на еще более узкие подсегменты внутри целевого сегмента.
Врезка 3 – Риски, присущие базовым стратегиям
Рассмотренные стратегии требуют для своей реализации различных ресурсов и знаний.
- Стратегия лидерства за счет экономии на издержках предполагает стабильные инвестиции, высокую техническую компетентность, жесткий контроль над производством и сбытом и простые в изготовлении, стандартизованные товары. Доминирующую роль играет производство.
- Стратегия дифференциации предполагает прежде всего наличие ноу-хау в области маркетинга. Главной является способность предвидеть эволюцию рынка. Важна также координация НИОКР, производства и маркетинга, т.е. должно поддерживаться равновесие между различными функциями.
Наконец, стратегия концентрации предполагает те же характеристики, но применительно к целевому сегменту.
Стратегии роста.
Большинство фирменных стратегий предусматривает цели роста: роста продаж, доли рынка, прибыли или размера фирмы. Рост – это фактор, влияющий на активность фирмы, стимулирующий инициативу и усиливающий мотивацию персонала и руководства. Независимо от этого элемента динамизма рост необходим для отражения атак конкуренции за счет экономии на масштабе и других эффектов опыта.
Цели роста могут быть сформулированы на трех различных уровнях:
- рост по отношению к базовому рынку; мы будем называть это интенсивным ростом;
- рост по отношению к производственной цепочке - интеграция «вперед» или «назад» относительно основной деятельности: это интегративный рост;
- рост, основанный на возможностях вне зоны обычной деятельности: рост посредством диверсификации.
Каждой из названных целей роста соответствует определенное число возможных стратегий. Их типология дана во врезке 4.
Интенсивный рост: расти в пределах базового рынка.
1.1.Стратегия проникновения: развивать продаживыпускаемыхтоваров на существующих рынках.
- Развитие первичного спроса.
- Увеличение доли рынка.
- Приобретение рынков.
- Защита положения на рынке.
- Рационализация рынка.
- Организация рынка.
Стратегия развития рынков: развивать продажи выпускаемых товаров на новых рынках.
- Выделить новые целевые сегменты.
- Освоить новые каналы сбыта.
- Проникнуть на новые географические рынки.
Стратегия развития через товары: развивать продажи на существующих рынках, предлагая новые или улучшенные товары.
- Добавление новых характеристик товаров.
- Расширение товарной гаммы.
- Обновление линейки товаров.
- Улучшение качества.
- Приобретение гаммы товаров.
- Рационализация гаммы товаров.
Интегративная стратегия: расти в пределах индустриальной цепочки.
Стратегии интеграции «назад».
Стратегии интеграции «вперед».
Стратегии горизонтальной интеграции.
Стратегии роста.
Концентрическая диверсификация.
Чистая диверсификация.
Врезка 4 – Типология стратегий роста
3.1. Интенсивный рост входят:
- стратегии проникновения на рынок;
- Стратегии развития рынков;
- Стратегии развития через товары.
3.2. Интегративная стратегия входят:
- Стратегии интеграции «назад»;
- Стратегии интеграции «вперед»;
- Стратегии горизонтальной интеграции.
3.3. Стратегия роста через диверсификацию входят:
- Стратегия концентрической диверсификации;
- Стратегия чистой диверсификации.
Конкурентные стратегии.
Котлер исходя из доли рынка, принадлежащего фирме, выделяет четыре типа конкурентной стратегии: стратегии лидера рынка, «бросающего вызов», «следующего за лидером» и специалиста («нишера»).
4.1. Стратегии лидеравходят:
- Расширение первичного спроса;
- Оборонительная стратегия;
- Наступательная стратегия;
- Стратегия демаркетинга.