Организация процесса товародвижения на предприятие ООО «Сахалинская швейная фабрика»
ООО «Сахалинская швейная фабрика» относится к предприятиям легкой промышленности. Предприятие занимается разработкой моделей и пошивом одежды. Этому способствует целый ряд работ, связанный с приобретением, хранением, изготовлением сырья и реализацией готовой продукции потребителям. Вся логистическая деятельность ООО «Сахалинская швейная фабрика» возложена на коммерческий отдел, т.к. отдел логистики в данном предприятии отсутствует.
Логистика – один из источников конкурентного преимущества ООО «Сахалинская швейная фабрика».
Главной задачей логистики в ООО «Сахалинская швейная фабрика» является уменьшение затрат на доставку.
Закупка и поставка – важные сферы деятельности любой организации. Процесс закупки на фабрике начинает с момента осознания кем-то из работников проблемы или нужды, удовлетворить которую можно с помощью приобретения на стороне товара. Осознав нужду, агент по закупкам приступает к определению общих характеристик необходимого товара и его потребного количества, затем запрашивает предложение от поставщиков. Некоторые из них присылают в ответ свой каталог, а с некоторыми договоренность происходит по телефону. Выбор поставщиков происходит из собственных соображений и принятой стратегии деятельности. Вместе с этим у фабрики есть общие требования отбора поставщиков: точно в срок по согласованному графику поставлять товара в соответствии с заказом, товар должен отвечать оговоренным стандартам качества, соблюдать требуемые объемы поставки и предоставлять необходимую сопроводительную документацию. Для ООО «Сахалинская швейная фабрика» выбор поставщиков задача ответственная, поскольку от них во многом зависит ритмичность производства, а, в конечном счете, рентабельность и репутация фабрики перед потребителями ее продукции. Все поставщики фабрики находятся за пределами Сахалинской области, в основном это оптовые компании, такие как Диал (Москва), Аир (Хабаровск), Текстильный мир (Хабаровск), Равиал (Хабаровск), Владивостоцкая текстильная компания, Шаклин (Новосибирск). С данными поставщиками у фабрики долговременное сотрудничество, т.к. смена поставщика эта процедура болезненная и с непредсказуемыми последствиями. ООО «Сахалинская швейная фабрика» закупает у данных поставщиков ткани, фурнитуру (пуговицы, молнии, нитки, кружево, бахрому, тесьму, резинки, клепки и т.д.) и сопутствующий товар. К сопутствующим товарам относится то, что фабрика не пошивает, это рубашки для школьной формы, галстуки, матрасы и прочее.
После поступления заказа, обсуждения критериев данного заказа и стопроцентной оплаты, происходит сбор и транспортировка товара. Товар упаковывается таким образом, что бы он был защищен от повреждений, попадания пыли, грязи, влаги во время транспортировки. Транспортировку товара фабрика берет на себя, т.к. у поставщиков самовывоз или доставка товара только до вокзала. Поставка товара осуществляется путем передачи и приемки товара, подтвержденной накладным листом. Приемку товара производит транспортная компания, водитель подписывает накладной лист и при этом в накладной лист вносятся сведения об имени водителя, номере паспорта, регистрационном номере транспортного средства, которое обеспечивает транспортировку товара.
ООО «Сахалинская швейная фабрика» преимущественно пользуется железнодорожным транспортом и водным транспортом, т.к. они являются более экономичными. Почти весь транспорт проигрывает по своим характеристикам грузоподъемности железнодорожному транспорту, когда помимо тканей нужно доставить и швейное оборудование. Но иногда, когда в кратчайшие сроки нужен материал, и ждать нет времени, фабрика совершает перевозку грузов при помощи авиатранспорта, т.к. это самый быстрый способ доставки.
После того, как товар был доставлен на ООО «Сахалинская швейная фабрика» он отгружается на склад ткани (фурнитуры). Поступив на склад, материалы подлежат сортировке и размещению. Товар хранится на стеллажах, поддонах, мелкая фурнитура хранится в ящиках. Учет материала на складе ведется с помощью карточки складского учета. В ней указываются: склад, стеллаж, ячейка, марка, сорт, размер, цена, норма запаса, наименование товара. Указывается номер документа от кого получено или кому отпущено, приход, расход, остаток. Этот документ остается на складе. В собственности фабрики находятся два склада, это склад ткани (фурнитуры) и склад готовой продукции, склады находятся на территории организации. Склады представляют собой важнейшее подразделение фабрики, т.к. они предназначены для хранения товарных запасов и готовой продукции.
Складская логистика предприятия включает следующие бизнес-процессы: прием товара на склад Готовой продукции, ручная проверка товара, организация хранения товара на складе, формирование заказа, выдача заказа. Система штрихкодирования предусматривает полный учет движения сырья в процессе его технологической переработки до формирования Готовой продукции и Готового изделия. Для этого партии льна при его получении на складе сырья присваивался штриховой код. Затем выписывалось сопроводительное письмо – "Кипная", которое сопровождало партию до момента перемещения товара на склад Готовой продукции, а штрихкод пополнялся дополнительными цифрами, соответствующими каждому этапу технологического процесса, выполняемого в соответствии с запланированным видом Готового изделия или Готовой продукции и технологической картой их изготовления. Таким образом, на склад Готовой продукции товар поступал со своим полным штрихкодом.
Учитывая специфику ассортимента продукции, выпускаемой льнокомбинатом, Готовые изделия поступают на склад Готовой продукции в двух видах: Комплектом или Россыпью. Комплект может быть расформирован в Россыпь, что привносит значительное усложнение в процессы укладки товара, его учета и хранения.
При выборе способа укладки товара предпочтение отдается такому способу, при котором не допускается повреждения товара и тары, более рационально используются складские помещения и оборудование, создаются условия для контроля за состоянием товарных запасов.
На ООО «Сахалинская швейная фабрика» используется способ укладки товара: в тарное место. В тарное место укладывается от 9 до 480 единиц размеров Готового изделия.
Штрихкод присваивается каждому Готовому изделию. На тарном месте возможно только дублирование штрихкода каждого отдельного Готового изделия. Учет на складе Готовой продукции ведется по тарным местам, так как склад принимает продукцию в тарных местах, но реализация со склада осуществляется поштучно, что не позволяло в оперативном режиме получать сведения об остатках нереализованной продукции по видам и месту ее размещения, поскольку автоматизированный учет сбыта на комбинате отсутствовал, а все было организовано на бумажных носителях. Со временем это привело к серьезным ошибкам и недочетам из-за влияния человеческого фактора.
Так, на складе Готовой продукции было «утеряно» огромное количество Готового изделия – скатерти по следующим причинам. Ткань, поступившая для изготовления определенного количества скатертей, была израсходована по назначению и вовремя. Эти скатерти должны были войти в Комплекты, состоящие из скатерти и салфеток. Салфетки должны были быть изготовлены из ткани другого цвета, которая на момент пошива скатертей не была доставлена в швейный цех. Скатерти были перемещены на склад Готовой продукции, где они пролежали длительное время и так и не были сформированы в Комплект. Так, из-за несовершенства системы складского учета на конец 2015 г. на складе скопилось до 75 тыс. Готовых изделий, которые не только не были реализованы, но и не были должным образом учтены, и это происходило на протяжении года и восьми месяцев. Для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, идентифицировать и учесть товар, потратив всего по 3 с на каждое Готовое изделие, потребовалось бы около шести месяцев работы сотрудников склада Готовой продукции.
Проблемной оценивалась ситуация с контролем качества товара, поступающего на склад Готовой продукции, и его комплектностью. Перед тем, как попасть на хранение на склад Готовой продукции, товар должен пройти контроль качества, который осуществляют сотрудники отдела технического контроля, но отдел территориально отдален от склада Готовой продукции, что препятствует нормальной организации оперативных взаимодействий. На склад Готовой продукции товар поступает упакованным в бумагу или полиэтилен и запечатанным в короба, причем Готовая ткань принимается на паллетах, а Готовые изделия – в тарных местах, которые считаются полностью укомплектованными. Для проверки качества и комплектности товара кладовщик вскрывает только верхний слой короба и проверяет четыре рулона (упаковки) из двадцати четырех. Таким образом, применяемая система контроля качества тоже в полной мере не отвечала масштабам деятельности предприятия.
Для устранения вышеперечисленных проблем предлагается внедрение системы организации бизнес-процессов складского хозяйства на основе технологии RFID.
Складское подразделение выполняет следующие функции:
1. Бесперебойное снабжение ООО «Сахалинская швейная фабрика» продукцией.
2. Сохранность складируемых товаров.
В подготовительном цехе осуществляется прием ткани, расчет карт раскроя, обмеловка и подбор кусков ткани для раскроя. Следом подача их в раскройный цех и одновременно с подготовкой карт раскроя составляется расчет потребности в фурнитуре, который одновременно с отправкой карт раскроя в раскройный цех направляется на склад фурнитуры для подготовки соответствующего комплекта фурнитуры. В раскройном цехе осуществляется прием ткани, раскрой настила, сортировка и сдача концевых остатков на склад ткани (фурнитуры). Следом ткань поступает в швейный цех, там осуществляется прием и проверка фурнитуры, пошив изделий, технический контроль, маркировка изделий и упаковка. Готовая продукция сдается на склад готовой продукции, а потом отправляется заказчику. На фабрике есть как самовывоз, так и доставка предприятием.
Сбытовой деятельностью ООО «Сахалинская швейная фабрика» занимается коммерческий отдел. Отпуск готовой продукции осуществляется путем выписки товарно-транспортных накладных. Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах, которые передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером. Один экземпляр остается у заведующей складом готовой продукции, второй служит основанием для выписки счета фактуры, третий и четвертый экземпляры передаются получателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель обязан поставить подпись, они являются бланками строгой отчетности. В товарно-транспортной накладной указывается наименование продукции, количество, стоимость, а также товароотправитель, товарополучатель, пункт разгрузки.
Реализацией товара происходит по нескольким каналам:
1. через магазин «Вера», который находится в собственности фабрики;
2. через муниципальные учреждения, это районные и местные школы, детские сады;
3. через медицинские учреждения, это районные, местные больницы, поликлиники, аптеки.
4. через нефтегазовую промышленность – ООО Нефтегазснаб, ООО Карви, ООО «Артик нефтегаз строй»;
5. через индивидуальных предпринимателей – ИП Коверина, ИП Морозова, ИП Капля, ИП Ранива, ИП Фурса, ИП Гусева.
На рисунке 3 представлена схема реализации товара.
Рис. 3 – Схема реализации товара
Коммерческий отдел ООО «Сахалинская швейная фабрика» занимается не только приобретением, доставкой, работой со складом, работой с клиентами, реализацией готовой продукции потребителям, но еще и поиском новых клиентов, заключением договоров.
Поиск клиентов коммерческий отдел ООО «Сахалинская швейная фабрика» осуществляет через отраслевые справочники предприятия, телефонный справочник и каталоги организаций в интернете. Поиск клиентов происходит по телефону, т.е. начинается разговор с приветствия, указания компании, занимаемой должности и по какому вопросу (предложению) звонок. Далее идет консультирование по образцам. На завершающем этапе разговора происходит договор о личной встречи.
Далее происходит встреча с клиентом: предложение ассортимента продукции, обсуждение конструкций новых моделей или желаемых клиенту, варианты форм сотрудничества и в лучшем случае заключение договора с клиентом. В таблице 3 представлен анализ продаж по отраслям за последние три года.
Таблица 3 – Анализ продаж по отраслям
Отрасль | Сумма (тыс.руб) | ||
Торговля-розница | 120,1 | 120,1 | 120,1 |
Ателье | 777,99 | ||
Соц. Защита | 778,7 | 778,7 | 778,7 |
Прочие | 4460,4 | 4531,8 | |
Медицина | 4254,5 | ||
Энергетика, строительство | 1546,52 | 1546,52 | |
Магазин «Вера» | |||
Транспорт | 146,6 | 146,9 | 146,6 |
Рыбная | 232,9 | 232,9 | 132,9 |
Образование | 3047,9 | 1922,6 | |
Администрация | |||
И Предприниматели | 1342,9 | 1342,9 | 1342,9 |
Сельскохозяйственная | 138,99 | ||
Нефть, газ, уголь | 550,4 | ||
Юриспруденция | 296,4 | ||
Ч.П. | 222,6 | ||
ИТОГО | 24433,51 | 24467,01 |
Как видно из таблицы 3, почти пятьдесят процентов прибыли ООО «Сахалинская швейная фабрика» приносит магазин «Вера» в котором также производятся реализация товара пошиваемого фабрикой. И одновременно с этим наблюдается значительное снижение по отраслям: медицина, энергетика, строительство. Так же на фабрике есть свое ателье, которое занимается реставрацией, отпариванием и мелким ремонтом одежды, принося неплохую прибыль фабрике.
Действующая в ООО «Сахалинская швейная фабрика» система процесса товародвижения позволяет доставлять продукцию с высокой ритмичностью и ровно в том количестве, которое необходимо в данный момент.