Итерационный процесс выбора поставщиков
Выбор поставщиков определяется рядом факторов, зависит от множества показателей. В литературе по маркетингу встречаются различные подходы к выбору поставщиков. Так Ф. Котлер в монографии «Основы маркетинга» [2, c.235] процесс выбора поставщиков расчленяет на 8 этапов:
1 Осознание проблемы.
2 Обобщенное описание нужды
3 Оценка характеристик товара.
4 Поиски поставщиков.
5 Запрашивание предложений.
6 Выбор поставщика.
7 Разработка процедуры выдачи заказа.
8 Оценка работы поставщика.
Итерационный процесс выбора поставщиков по методике А.Дайана приведен на рисунке 2.
Российские специалисты считают необходимым проведение следующих мероприятий:
Ø определение потребности в продукции поставщиков в соответствии с маркетинговыми целями фирмы;
Ø поиск наиболее надежных поставщиков;
Ø сравнительный анализ поставщиков по выбранным показателям;
Ø предварительный отбор поставщиков, отвечающих указанным требованиям;
Ø формирование пакета фирменных требований к поставщикам, его согласование с ними;
Ø анализ предложений поставщиков по пакету требований;
Ø выбор и утверждение поставщиков;
Ø заключение договоров.
Рисунок 2 - Итерационный процесс выбора поставщиков
На итерационный процесс выбора поставщика оказывает влияние тип ситуации совершения закупок для предприятий. Модель Байгрида (сеть покупок) [1, с.230] рассматривает три ситуации, соотнесенные с различными стадиями этого процесса.
Ситуации покупки
Стадии процесса покупки
Новая Повторяющаяся Повторяющаяся
покупка покупка с покупка без
изменениями изменений
Выявление и формулирование
потребности
Определение характеристик
продукта или услуги, необхо-
димых для удовлетворения
этой потребности
Тщательный поиск поставщиков
Анализ предложений и
предварительные переговоры
Выбор поставщика или
поставщиков
Оценка результатов
Рисунок 3 - Различные стадии процесса покупки с учетом ситуации
покупок (по модели Байгрида)
В самой простом варианте, а именно в ситуации обычной покупки без изменений, стадия оценки результатов является наиболее значимой. При этом обращаются преимущественно к известным поставщикам. В ситуации новой закупки задействованы все стадии процесса выбора поставщика. Промежуточная ситуация, а именно повторная закупка с изменениями, предполагает прохождение таких этапов, как тщательный поиск поставщиков, анализ предложений и предварительные переговоры, выбор поставщика или поставщиков, оценка результатов.
Критерии выбора поставщика
Выбор поставщика – процесс сложный и ответственный, который зависит от многих факторов. При этом оцениваются такие характеристики поставщика, которые являются приоритетными на период отбора претендентов.
Так, например, при выборе поставщика химикатов была составлена следующая иерархия характеристик в порядке уменьшения их значимости [2, c.137-238]:
§ наличие службы технической помощи;
§ оперативность поставок;
§ быстрота реакции на нужды клиентов;
§ качество товара;
§ репутация поставщика;
§ цена товара;
§ полнота товарного ассортимента;
§ уровень квалификации коммивояжеров;
§ возможности представления кредита;
§ личные отношения.
§ наличие товарной литературы, руководств и справочников.
Для выявления наиболее приоритетных критериев зарубежные исследователи проводили анкетирование руководителей служб снабжения, что позволило выделить 17 свойств, влияющих на выбор поставщика [1, c. 223]:
Ø общая репутация поставщика;
Ø условия платежа;
Ø приспосабливаемость к требованиям заказчика;
Ø прежние связи в аналогичных ситуациях;
Ø предлагаемые технические услуги;
Ø доверие продавцам;
Ø удобство заказа;
Ø надежность продукта;
Ø цена;
Ø техническая спецификация;
Ø простота действия или использования;
Ø предпочтения основного пользователя продукта;
Ø обучение (профессиональная подготовка), предлагаемое поставщиком;
Ø продолжительность необходимой подготовки;
Ø соблюдение сроков поставки;
Ø простота содержания, ухода;
Ø послепродажное обслуживание.
Аналогичной точки зрения придерживаются отечественные исследователи [4, с.34], хотя приоритетность критериев несколько иная. Российские предприятия–производители больше внимания уделяют таким характеристикам, как цена и качество поставляемой продукции. Зарубежные фирмы на первое место ставят такие факторы, как репутацию поставщика, оперативность поставок, наличие службы технической помощи, предполагая, по-видимому, что качественные характеристики всегда будут на уровне стандартов, а ценовые - на уровне рыночных цен.
Обобщая вышеизложенное, можно объединить требования, предъявляемые к поставщикам в следующие группы:
q качественные характеристики продукции;
q ценовые характеристики;
q репутация поставщика;
q условия поставки;
q условия оплаты;
q личные отношения.
Порядок выполнения работы
Цель работы:научить студентов определять оптимальный вариант снабжения материальными ресурсами, провести анализ показателей работы предприятия с изменением экономической ситуации.
Порядок выполнения:лабораторная работа включает семь заданий. Задания 1,2,3,4,6 выполняются по вариантам, задания 5 и 7 общие для всех. Задания выполняются по порядку с первого по седьмое, т.к. в каждом последующем задании учитываются результаты расчета предыдущих заданий.
Оформление лабораторной работы:отчет по лабораторной работе оформляется на листах формата А4 со штампом на каждом листе, где необходимо указать номер лабораторной работы, Ф.И.О. выполнившего и проверившего лабораторную работу.
Содержание отчета
1 Название работы
2 Цель работы
3 Задание
4 Результаты расчетов (оформляются в виде таблиц), анализ результатов и выводы по каждому заданию.
Отчет представляется в печатном или рукописном варианте.
Задания Вариант 1- 10
Описание ситуации. ЗАО «Пушинка» определяет наиболее эффективный вариант снабжения материальными ресурсами для производства трикотажных изделий мелкими партиями. В год планируется производить 2000 изделий, которые могут быть реализованы по цене 350 руб. за каждое. Себестоимость изготовления единицы без учета основного сырья (пряжи) составляет 150 руб., средневзвешенный расход пряжи 0,7кг. Пряжа может поставляться поставщиками №1 и №2 . Условия поставки несколько различаются: стоимость пряжи за 1кг у поставщика №1 – 200 руб, у поставщика №2 – 180 руб., но у поставщика №2 более высокий процент дефектной продукции 7% , что на 2% превышает аналог по поставщику №1.
Доставку пряжи поставщики осуществляют собственными силами. Так как географическое расположение поставщиков разное, затраты на доставку 1 партии пряжи также неодинаковы:
поставщик №1 – 200 руб.;
поставщик №2 – 300 руб.
Минимальный размер партии составляет 20кг. Маркетолог ЗАО «Пушинка», ориентируясь на имеющуюся информацию, а также моделируя возможности изменения ситуации, анализирует различные варианты.
Задание 1 Выбрать наиболее эффективный вариант снабжения материальными ресурсами, рассчитать экономические показатели, обосновать полученные результаты по трем возможным способам снабжения:
Номер варианта | Способ снабжения (доля поставки пряжи в общем объеме), % | |
Поставщик № 1 | Поставщик № 2 | |
Вариант № 1 | ||
Вариант № 2 | ||
Вариант № 3 | ||
Вариант № 4 | ||
Вариант № 5 | ||
Вариант № 6 | ||
Вариант № 7 | ||
Вариант № 8 | ||
Вариант № 9 | ||
Вариант № 10 | ||
Задание 2: Руководство ателье, разрабатывая план на год, предполагает, что поставщики могут увеличить цену на поставляемую пряжу. Определить, как изменятся показатели, если поставщики увеличат цену на:
1 Вариант: 10, 15, 20%.
2 Вариант: 5, 7, 10%.
3 Вариант: 15, 17,25%.
4 Вариант 10,20,30%.
5 Вариант 5, 10, 12%
6 Вариант 7, 12, 15%
7 Вариант 10, 12, 20%
8 Вариант 5, 15, 20%
9 Вариант 10, 20, 40%
2 Вариант 3, 5, 10%
Задание3: Предполагается, что транспортные расходы также увеличатся. Рассчитать экономические показатели при условии, что индекс изменения затрат на доставку одной партии составит:
1 Вариант: 1,15.
2 Вариант: 1,2
3 Вариант: 1,25
4 Вариант: 1,3
5 Вариант: 1,35
6 Вариант: 1,4
7 Вариант: 1,46
8 Вариант: 1,5
9 Вариант: 1,55
10 Вариант:1,75
Рассчитайте показатели ателье с учетом п.2.
Задание 4: Инфляционные процессы вызывают также увеличение затрат на производство изделий. Предполагается, что себестоимость одного изделия без учета пряжи увеличится до:
1 Вариант: 180 рублей.
2 Вариант: 185 рублей.
3 Вариант: 187 рублей.
4 Вариант: 190 рублей.
5 Вариант: 192 рубля.
6 Вариант: 194 рубля.
7 Вариант: 195 рублей.
8 Вариант: 196 рублей.
9 Вариант: 197 рублей.
10 Вариант: 198 рублей.
Как изменятся экономические показатели? Рассчитайте показатели с учетом п2, п3.
Задание 5: Руководство ателье, анализируя ситуацию на рынке, определяет возможность увеличения цены на трикотажные изделия. На сколько должна увеличиться цена, чтобы рентабельность осталась без изменения (выполняются п2, п3, п4). Вместе с тем, руководство ателье понимает, что потребители отрицательно отнесутся к росту цены, что приведет к снижению спроса на изделия ателье, поэтому считается возможным пожертвовать частью прибыли для сохранения объема продаж. Определить минимально возможное увеличение цены при условии, что общая прибыль останется такой же как в п1.
Задание 6: Руководство ателье исследовало возможность сокращения транспортных затрат. Если пряжу доставлять с помощью посреднической транспортной фирмы, а не транспортом поставщиков, то расходы на транспорт составят в этом случае:
1 Вариант 180 руб. по поставщику №1 и 250 руб. по поставщику №2.
2 Вариант: 185 по поставщику №1 и 230 по поставщику №2.
3 Вариант: 190 по поставщику №1 и 250 по поставщику №2.
4 Вариант: 195 по поставщику №1 и 220 по поставщику №2.
5 Вариант: 182 по поставщику №1 и 235 по поставщику №2.
6 Вариант: 184 по поставщику №1 и 240 по поставщику №2.
7 Вариант: 195 по поставщику №1 и 245 по поставщику №2.
8 Вариант: 192 по поставщику №1 и 235 по поставщику №2.
9 Вариант:186 по поставщику №1 и 260 по поставщику №2.
10 Вариант: 190 по поставщику №1 и 270 по поставщику №2.
Определить, какой вариант транспортировки пряжи эффективен в этом случае – транспортом поставщиков или транспортом посреднической фирмы.
Задание 7: Поставщик №2 предполагает внедрить новое оборудование по производству пряжи, которое позволит снизить долю дефектной продукции до 4%. При этом цена за 1кг пряжи возрастет на 10%. Выбрать наиболее целесообразный вариант снабжения в этом случае (варианты заданий брать из задания1).
.
4. Порядок работы с таблицами
Для выполнения лабораторной работы разработаны электронные таблицы в Microsoft Excel 97. Все таблицы помещены в папку на рабочем столе “Маркетинг” с именем “Лабораторная работа №2”. Для удобства работы они разделены на два типа: таблицы с исходными данными и таблица для расчета показателей. В таблицы первого типа заносится данные по поставщикам и ателье «Пушинка». Примеры заполнения таблиц приведены ниже.
Таблица 1 Данные о поставщиках
Показатели | ед.измерения | Поставшик 1 | Поставщик 2 |
1 Цена за 1кг пряжи | руб. | ||
2 Доля дефектной продукции | % | ||
3 Затраты на доставку 1 партии(20кг) | руб. | ||
4 Доля поставки в общем объеме | % |
Таблица 2 Исходные данные по ателье «Пушинка»
Показатели | ед.измерения | Количество |
Годовой объем производства | шт | |
Расход пряжи на 1 изделие | кг | 0,7 |
Себестоимость 1 изделия без пряжи | руб. | |
Цена за 1 изделие | руб. |
Таблицу расчета показателей можно только просматривать. Ячейки таблицы, с занесенными в них формулами, защищены от изменений.
Таблица 3 Расчетные данные по ателье «Пушинка»
Показатели | ед.измерения | Поставщик 1 | Поставщик 2 | И т о г о |
1 Годовой объем пряжи с учетом | кг | 343,35 | 793,8 | 1137,15 |
дефектной продукции | ||||
2 Расходы на приобретение пряжи | руб. | |||
3 Транспортные расходы | руб. | 6008,625 | 15082,2 | 21090,825 |
4 Количество партий пряжи | руб. | 17,1675 | 39,69 | |
5 Общие затраты на пряжу | руб. | 88412,625 | 221470,2 | 309882,83 |
6 Себестоимость годового выпуска | руб. | |||
изделий без учета пряжи | ||||
7 Общая годовая себестоимость | руб. | 178412,625 | 431470,2 | 609882,83 |
8 Себестоимость 1 изделия | руб. | 396,4725 | 410,924 | 406,58855 |
9 Прибыль на 1 изделие | руб. | 33,5275 | CAPut!’,076 | 23,41145 |
10 Общая прибыль | руб. | 15087,375 | 20029,8 | 35117,175 |
11 Рентабельность | % | 8,456450321 | 4,642220946 | 5,75802 |
1. 5. Контрольные вопросы
2. Дать определение поставщиков.
3. 2. Какие объекты могут поставляться поставщиками?
4. В каких материальных ресурсах нуждается предприятие-производитель?
5. Какие требования предъявляются к поставщикам?
6. Как изменяются требования к поставщикам с изменением экономической ситуации?
7. Перечислить этапы выбора поставщиков по Ф.Котлеру.
8. Охарактеризовать итерационный процесс выбора поставщиков по методике А.Дайана.
9. Какие мероприятия по выбору поставщиков необходимы по оценке отечественных ученых?
10. По каким критериям может производиться отбор поставщиков?
11. Какие существуют виды ситуаций совершения закупок? Их характеристика.
12. Дать характеристику модели Байгрида.