Бизнес в интернете для творческих людей
Александр Гришин
Бизнес в интернете для творческих людей
ISBN 978‑5‑4474‑0338‑6
Аннотация
Книга «Бизнес в интернете для творческих людей» написана для того, чтобы помочь людям творческих профессий успешно вести свой бизнес в интернете. Книга содержит ценные советы и рекомендации автора‑практика, в качестве примера используются реальные жизненные ситуации. Рассчитана на широкий круг читателей.
Серия «Для творческих людей» объединяет книги, которые написаны для людей творческих профессий. Подача информации учитывает особенности мышления и работы творческих людей. Большое внимание уделяется систематизации рабочего процесса, проработке деталей и доведения работы до конца.
Бизнес в интернете для творческих людей
Александр Гришин
© Александр Гришин, 2014
Как появилась эта книга
Многие знают меня как журналиста, автора и копирайтера благодаря журналу для пишущих людей «Редактор» (http://www.editor.ru) , который я веду с 2002 г.
Но почему я решил начать именно с курса о бизнесе в интернете для творческих людей, а не с курсов о том, как писать и редактировать?
Во всем виновата моя сестра.
Юлия – переводчик со знанием нескольких языков. Она говорит на испанском также хорошо как и на русском, знает английский, итальянский и несколько языков жителей Южной Америки. Сейчас она работает гидом‑переводчиком, сопровождает экскурсии по Кремлю и другим историческим местам Москвы. Работа достаточно тяжелая, так как весь день она проводит на ногах и следит за тем, чтобы туристы не разбегались.
Поработав два с половиной года по найму, моя сестра решила, что пора создать собственную турфирму. У нее есть хорошие связи в Южной Америке, поэтому она зарегистрировала фирму, открыла счет в банке, сделала сайт и даже подключила к нему MailChimp.
Когда я об этом узнал, то было уже слишком поздно.
Моя сестра сделала все возможные ошибки. Во‑первых, основала фирму совместно с подругой, а это практически всегда заканчивается ссорой в первом бизнесе. Во‑вторых, открыла счет не в том банке (с неудобным интернет‑банком и высокой стоимостью обслуживания). Но самая большая проблема была с сайтом и «прикрученным» к нему MailChimp – она не представляла, что писать на этом сайте и кому что рассылать!
Однажды мы встретились в обед в кафе недалеко от Кремля и она мне рассказала о своей идее, о фирме, счете в банке, сайте и рассылках.
Я схватился за голову.
«Да, у тебя есть все, что ты перечислила, но у тебя нет бизнеса. У тебя нет фундамента, ты не знаешь своих целей и не понимаешь – как действовать даже в ближайшей перспективе. Я уже не говорю о рассылках, которые требуют отдельного внимания», – сказал я.
И мы начали все сначала.
Закрыли фирму и открыли ИП. Окрыли счет в удобном банке с привязанной к счету картой VISA. Временно закрыли сайт от посетителей, так как пришли к выводу, что эффективнее будет использовать только рассылки через MailChimp.
Говорить – просто и быстро, делать – трудно и долго.
Пока шла работа над отправкой писем, мы пересмотрели сайт, с точки зрения продаж, и определили его цель. Выяснили, кто должен стать подписчиком, что он должен получать и каких действий от него нужно ждать.
Сейчас еще рано говорить о том, что у моей сестры есть успешный бизнес. Но у нее уже нет каши в голове и она хорошо знает свои следующие шаги.
Мы встречались еженедельно, я давал задания и проверял «домашнюю работу». Два раза встречи пришлось перенести, поэтому мы списывались по электронной почте. В один из таких дней я понял, что у меня на руках есть готовое практическое руководство для тех, у кого творческая профессия и кто нуждается в создании своего бизнеса в интернете. Так появилась книга «Бизнес в интернете для творческих людей», которую вы сейчас читаете.
Но книга требует самодисциплины, чтобы следовать рекомендациям и внедрять их свой бизнес нужно приложить значительные усилия. Вдобавок, не все будет получаться с первого раза. Именно поэтому я на основе информации, изложенной в книге, подготовил шестинедельный курс с таким же названием: «Бизнес в интернете для творческих людей» (кликните на ссылке, http://www.editor.ru/ibc/ чтобы перейти на сайт и узнать подробности).
В течение шести недель обучения на курсе у вас появится реальная возможность не только узнать полезную информацию, но и применить ее на практике. Мой опыт ведения курса показывает, что такая подача информации очень удобна для работы и не оставляет никакого шанса забросить обучение.
С уважением,
Александр Гришин
Цели
Я хочу объединить цель вашего бизнеса с целью вашего основного сайта. Возможно, это кажется неким упрощением, но все же давайте решим – какое одно простое (!) действие должен выполнить на сайте посетитель, чтобы стать вашим клиентом?
Одним словом, цель вашего сайта заключается в одном действии вашего клиента.
Что должен сделать клиент, посетив ваш сайт? И почему он не выполняет это действие сейчас? Его что‑то отвлекает? Или, наоборот – информации для данного действия недостаточно?
Я знаю, что это не просто: у меня самого не все цели проектов укладываются в одно простое действие, но в большинстве случаев я стараюсь свести к минимуму возможные «барьеры», которые мешают моим клиентам.
Примечание: если ваш бизнес – розничные продажи или интернет‑магазин, то у вас не получится сформировать одну цель с простым действием. Если вы творческий профессионал, то все написанное ниже относится к вам на 100%.
Итак, вернемся к моим целям, которыми я пообещал поделиться с вами:
– Цель журнала «Редактор» заключается в том, чтобы привлекать посетителей из поисковиков и социальных сетей и превращать их в подписчиков журнала.
– Цель рассылки журнала «Редактор» заключается в том, чтобы обучать подписчиков через бесплатный и платный контент.
Вы тоже сможете упростить цели до подобных простых действий. Поработайте над этим. В помощь приведу еще несколько примеров целей, которые помогут вам сформировать свои.
Если вы:
– Творческий профессионал, то можете превратить посетителей сайта в клиентов вашего бизнеса.
– Владелец розничной торговой точки или кафе, то можете превратить посетителей сайта в посетителей своего магазина или кафе (речь не идет об интернет‑магазинах).
– Владелец небольшого семейного отеля, то можете превратить посетителей своего сайта в своих постояльцев при помощи формы бронирования и оплаты на сайте.
– Артист, то вы можете превратить посетителей вашего сайта в покупателей билетов на ваши выступления.
– Автор, то можете превратить посетителей вашего сайта в покупателей ваших книг.
– Консультант, то можете превратить посетителей вашего сайта в заказчиков ваших консалтинговых услуг.
– Занимаетесь благотворительностью, то можете превратить посетителей вашего сайта в спонсоров ваших проектов.
Домашнее задание №1
Прервите чтение на несколько минут или вернитесь к этому месту после прочтения письма. Возьмите бумагу и карандаш. Запишите, какую одну цель должен выполнять ваш сайт?
Не несколько, а одну. Одну простую цель.
Это должна быть цель, которую посетитель должен достичь, попав к вам на сайт. Это цель должна отделять вас на один шаг от личного контакта с посетителем сайта (например, подписка на вашу рассылку, следующее действие – это контакт с вами через рассылку).
Хорошо, теперь у нас есть цель и давайте посмотрим, что может мешать ее достижению.
Помехи на пути к цели
Знать цель важно, не менее важно понимать, что может посетителям помешать достигнуть ее. Как правило, на пути вашего потенциального клиента вы устраиваете следующие преграды:
– Размещаете ссылки на свои аккаунты в социальных сетях.
– Размещаете баннеры со ссылками на различные рейтинги, в которых вас номинировали на какое‑то‑там‑место.
– Размещаете рекламные баннеры других своих проектов или что еще хуже – чужих проектов.
– Размещаете на одном сайте несколько проектов одновременно.
– Используете перегруженное навигационное меню.
– Используете избитую и низкокачественную графику.
– Используете очень яркий непрофессиональный дизайн.
Уберите виджеты соцсетей
Уберите ссылки на социальные сети с главной страницы сайта, со страниц с описанием услуг. Уберите их даже из подвала сайта. Удалите все виджеты.
Зачем? Да затем, что мы все и так «подсели» на социальные сети и как только посетитель увидит знакомые цвета виджета соцсети и лица друзей, то сразу же кликнет на них и уйдет с вашего сайта.
Вы можете оставить ссылки на соцсети только на одной странице – с информацией о себе. Именно на нее посетители заходят узнать о вас и будут не против подружиться с вами, лайкнуть вашу страницу.
Уберите рекламные баннеры
Я не против рекламы, особенно вашей собственной. Но если посетитель зашел на страницу с описанием ваших услуг, а слева или справа в колонке мелькает яркая реклама вашего благотворительного проекта, то шансов, что он кликнет по ней и прервет чтение – много.
Никогда не размещайте на сайте чужую рекламу даже за деньги (если только вы не зарабатываете этим). Вы не просто теряете посетителя, вы теряете деньги, которые вложили для того, чтобы привлечь этого посетителя на сайт.
Один сайт – одна задача
Мне встречались сайты, на который одновременно предлагались книги, услуги консультанта, услуги копирайтера и дизайнера, а также велся блог о вязке редкой породы собак. Это не смешно, а очень и очень грустно, так как посетитель никогда поймет – что именно от него требуется и он уходит.
Если у вас два бизнеса, которые дополняют друг друга, то не надо разделять их на два сайта, но если вы учите детей русскому языку и предлагаете услуги корректора для компаний, то создайте для каждого направления сайты.
Не путайте посетителя
Не важно сколько страниц у вас на сайте, в меню должно быть не больше семи элементов. Наше восприятие не может охватить более семи элементов за раз, поэтому не перегружайте посетителя, тем более он все равно не будет разглядывать все ваше меню, которым вы гордитесь.
Упростите навигацию настолько, насколько возможно. Помните о цели, которую посетитель должен достичь. Ведите его к этой цели при помощи меню.
Фундамент вашего бизнеса
Если вы когда‑либо интересовались практической психологией (а кто из нас не интересовался?), то знаете, что успех во многом зависит от установок. Я поделюсь с вами своими установками, которые вы можете адаптировать под себя.
1. Моя цель – создание собственного бизнеса (если бы я занимался благотворительностью, то под словом «бизнес» я бы понимал не только деньги, но и привлечение любой спонсорской помощи).
2. Я понимаю, что цель бизнеса состоит в том, чтобы удовлетворять потребности моих клиентов. И я занимаюсь своим бизнесом потому, что мне нравится это делать.
3. Я хочу построить не бизнес по продаже непонятно‑чего не‑важно‑кому, а бизнес, который предполагает создание и выстраивание долгосрочных и взаимовыгодных отношений с клиентами.
4. Я понимаю, что все это требует от меня времени и усилий. Я буду усердно работать для создания своего бизнеса и перестану искать способы стать миллионером за одну ночь.
5. Я буду создавать только высококачественный контент, оказывать услуги максимального качества и никогда не буду «втюхивать» своим клиентам то, что устарело и то, что им на самом деле не нужно.
6. Я буду изучать свой бизнес со всех сторон, я уделю время построению системы для автоматизации моего бизнеса, изучу все технические моменты, которые требуется для этого знать.
7. Я оставляю за собой право на ошибки.
8. Я даю себе разрешение экспериментировать.
9. Я позволяю себе не быть всезнайкой.
10. Я буду настоящим, таким, какой я есть и я отдаю себе отчет в том, что я – это ценность и все, что я делаю – ценно.
Как вам эти заявления? Вы с ними согласны?
Если нужно, скорректируйте их, перепечатайте или напишите от руки. Прочтите их про себя несколько раз. Как они «укладываются» у вас внутри?
Теперь найдите время, например, во время прогулки после обеда или во время утренней пробежки и произнесите их вслух или даже прокричите их. Не бойтесь выглядеть глупо. Сделайте это, даже если вы не верите во всю эту психологическую чепуху :‑)
Домашнее задание №2
Теперь давайте перейдем ко второму домашнему заданию.
1. Проведите ревизию своего основного сайта и отметьте, что нужно изменить, чтобы сайт выполнял свою цель.
2. Пообещайте себе всегда отвечать на комментарии на своем сайте, а также на все запросы по электронной почте, которые вы получаете от своих подписчиков.
3. Пройдите по сайту, поставив себя на место вашего идеального клиента. Вы действительно хотите, чтобы он читал все эти статьи? Что вы хотите, чтобы он сделал и помогите ему это сделать.
4. Составьте план изменений, которые нужно сделать на сайте и привяжите их к конкретной дате. Будьте реалистичны, но и не затягивайте сроки.
5. Выпишите пять тем, которые интересуют ваших потенциальных клиентов. Эти темы станут отправной точкой при написании статей для сайта и для писем рассылки.
6. Выпишите, какие сервисы и технологии вы знаете, а какие вы хотите узнать получше.
7. Выпишите область, которую вы знаете плохо или которую совсем не знаете и в которой ничего не предпринимаете, так как боитесь наделать ошибок. Теперь продумайте какой первый шаг нужно сделать, чтобы начать ее изучать.
8. Если ли что‑то такое, что вы хотите сделать в течение чтения книги? Запишите это. Да, когда я пишу «запишите это», то это означает, что вам нужно перестать читать, взять блокнот, карандаш и записать.
9. Запишите, о чем вы еще хотите узнать больше. Это может быть что‑то из области технологий, а может из маркетинга, копирайтинга, психологии, управления финансами и пр. Будьте с собой честными и открытыми.
10. И, напоследок, задайте себе вопрос: а насколько реальны вы в интернете? Какие у вас есть страхи в отношении того, чтобы быть – выглядеть – в интернете такими же, какими вы являетесь в жизни? Что случится, если вы начнете быть самим собой в интернете?
Не буду больше вас мучить неудобными вопросами. Но пообещайте мне, что уделите первой главе как минимум два часа в полном одиночестве – это критически важно для того, чтобы лучше понять себя, свои цели и осознавать в какой месте ваш фундамент не такой крепкий, как вам бы хотелось.
Это не просто информация, которую нужно прочесть, с ней нужно поработать.
Основной сайт
Мы не будет подробно разбирать информацию о том, как создать сайт. На эту тему существует много бесплатных ресурсов. Вдобавок, практически все хостинг‑компании либо предлагают бесплатно создать сайт при оплате на год вперед, либо предоставляют инструменты для его создания.
Чтобы запустить сайт, вам нужен домен (имя сайта) и хостинг, место, где будут физически размещены файлы вашего сайта. Регистрировать домен можно где угодно. Например, я пользуюсь услугами компании RU‑CENTER ( www.nic.ru ), которая предоставила мне хорошую скидку, так как у меня много доменов.
Единственное, рекомендую вам не регистрировать домен в хостинг‑компаниях, так как они очень не любят отпускать клиентов и могут помешать вашему уходу, затруднив передачу и/ или управление домена. Поэтому, не экономьте 300 рублей на бесплатном домене, который вам предложат при покупке хостинга. Не держите все яйца в одной корзине.
К выбору хостинга нужно подойти максимально ответственно. Я подробно остановлюсь на этом вопросе, так как очень часто именно неправильно выбранный на начальном этапе хостинг тормозит развитие проекта.
Бесплатный хостинг
Многие выбирают бесплатные хостинги, такие как, livejournal.com ,ucoz.ru, setup.ru ,ru.wix.com blogger.com (он же )blogspot.com, wordpress.com (не путайте с) wordpress.org .
Бесплатные хостинги удобны только тем, что они бесплатны. Но за этим удобством кроются четыре большие ловушки:
1. Вы не уделяете проекту на бесплатном хостинге достаточно внимания после того, как проходит первая волна эйфории от собственного дела. Если бы хостинг был платный, то вы бы стояли перед решением – либо закрыть проект, либо продолжать его развивать, решая временные трудности. Одним словом, бесплатный хостинг не мотивирует вас продолжать работать в трудных условиях и вы бросаете проект.
2. Контент на бесплатном хостинге, ваше самое важное оружие в конкурентной борьбе, принадлежит не вам. Вы не можете контролировать использование своего контента. Владельцы стороннего хостинга могут показывать рекламу своих сервисов и услуг третьих лиц посетителям или внедрить в дизайн сайта свои элементы навигации. Другими словами, контентом распоряжаются они, а не вы. Когда ваш проект вырастет и понадобится переносить контент на свой хостинг, то вы в 99,99% случаев столкнетесь со сложностями. Возможно, придется вручную переносить все тексты и графику. Если у вас на сайте больше сотни публикаций, да еще и с изображениями, такой перенос может занять полтора месяца, а заодно и отбить все желание продолжать работать над ним.
3. Поисковая оптимизация или вовсе отсутствует, или находится в плачевном состоянии. Бесплатные хостинги не заинтересованы в привлечении целевых посетителей на сайт по вашим поисковым запросам. Им нужны посетители, которые создадут свой аккаунт и будут генерировать бесплатный контент. И он в дальнейшем окупится продажей рекламы или других платных услуг. Также на всех упомянутых выше сервисах есть ограниченные возможности в редактировании тегов title, keywords и description.
4. Практически нет возможностей для расширения. Рано или поздно вам захочется сменить дизайн и добавить функционал, скажем, галерею с изображениями, подключить форму подписки, установить скрипт всплывающего окна для сбора адресов и на бесплатном хостинге вы не сможете этого сделать. И вместо того, чтобы уделять время важному – проекту, вам придется переносить его на платный хостинг, когда ни вы, ни ваши читатели и клиенты к этому не готовы.
Моя рекомендация такая: всегда начинайте свой проект, проект в который вы верите и который вы хотите сделать проектом, приносящим вам удовольствие от работы или деньги, на платном хостинге. Не делайте исключений из этого правила.
Платный хостинг
Хорошо, а какой платный хостинг выбрать? Мне лично по душе только иностранные хостинги и чуть попозже я объясню почему. Вы можете выбрать любой хостинг, который вам понравится и который:
– Не ограничивает вас в количестве отдельных сайтов со своими доменами.
– Не ограничивает вас в создании подземном.
– Не ограничивает вас в количестве создаваемых баз данных.
– Не ограничивает вас в количестве создаваемых аккаунтов электронной почты.
– Не ограничивает вас во входящем трафике.
Многие иностранные компании разрешают создавать неограниченное количество сайтов. Это связано с тем, что по статистике клиент не создает более десяти сайтов за все время работы.
Когда вы видите перечисленные выше ограничения, это значит, что хостинг компания уже обманывает вас несмотря на первоначальные низкие цены. В будущем ваш бизнес будет расти и эти ограничения вам будут очень сильно мешать. И чтобы их снять – вам придется платить деньги и как правило окончательная стоимость окажется выше среднерыночной.
Это типично совковый подход, сохранившийся со времен девяностых, когда компьютерное «железо» стоило дорого. Сейчас все стоит «копейки» и не надо «покупаться» на дешевую цену на начальном этапе, чтобы потом платить больше других.
Когда вы найдете хостинг, который вам понравится и который не будет сильно вас ограничивать, напишите в поддержку и попросите прислать вам ссылку на сайт клиента, который хостится по такому же тарифу, который вы хотите приобрести. Лучше отправлять такой запрос в субботу вечером, чтобы проверить оперативность работы службы поддержки.
Если ответ не придет в течение часа и в нем не будет содержаться ссылка или ссылки на сайты существующих клиентов, мотивируя это вопросами приватности, то не работайте с таким хостингом. Час – это очень долго. Только представьте, что у вас с проектом что‑то пошло не так и вам придется ждать час, чтобы решить проблему. Я не готов так рисковать и вам не рекомендую.
Если вам прислали ссылки на сайты клиентов, то протестируйте скорость хостинга на сайтах Pingdom (http://tools.pingdom.com) и GTMetrix (http://gtmetrix.com).У P ingdom’а присланный сайт не должен грузиться более 5 секунд с первого раза и не более 2 секунд со второго. Параметры GTMetrix должны быть не ниже B/B.
Что показывает такой тест и почему он важен? Этот тест лучше всего дает вам понять, насколько быстрым будет ваш сайт. Как правило, хостеры присылают «крутые» и графически навороченные проекты, которые медленно загружают свою «красоту». Ваш сайт будет легче и, соответственно, быстрее. И несмотря на то, что результат тестов отражает особенности каждого сайта, общее представление о скорости хостинга вы получить сможете.
Если вас все устраивает – покупайте хостинг и устанавливайте на него WordPress с сайта. wordpress.org
Почему WordPress?
WordPress установлен в качестве системы управления контентом на 21% всех сайтов в интернете. Он используется не только для блогов, но и для корпоративных сайтов, посадочных страниц и интернет‑магазинов. Такое широкое распространение дает громадные преимущества: для WordPress существует множество бесплатных и платных решений в области расширения функционала и дизайна.
WordPress можно бесплатно загрузить с сайта http://ru.wordpress.org и установить на свой платный хостинг. К нему есть много бесплатных шаблонов (https://wordpress.org/themes/)и плагинов (https://wordpress.org/plugins/). Но также есть и платные шаблоны и плагины: ThemeForest (http://themeforest.net/)и CodeCanyon (http://codecanyon.net/).
WordPress бесплатен и установка его проста, но тонкая настройка может быть достаточно сложной, это зависит от выбранного шаблона оформления и плагинов. Вы все можете сделать самостоятельно, если уделите время на поиск в интернете нужной информации, а можете заплатить за настройку вашего сайта «под ключ». Здесь цены варьируются от 20 000 рублей за простую установку до 150 000 рублей за разработку уникального шаблона и написания плагинов.
Я уверен, что вы можете сделать хороший сайт на WordPress менее чем за $100 долларов, в эту сумму войдет покупка шаблона и пары‑тройки плагинов с требуемым функционалом.
Плагины для WordPress
Плагины превращают WordPress в сайт с требуемым функционалом. На сайтах своих проектов я использую достаточно много плагинов, чтобы сделать сайт максимально работающим для достижения его основной цели. Здесь я приведу наиболее полезные из них.
Layered Popups for WordPress (http://edtr.ru/1xgKnUf)
Позволяет настроить сколько угодно всплывающих окон и диалогов. Можно проводить сплит‑тестирование, выбирать разные условия появления окна. Есть интеграция с MailChimp, включая группы.
Foobar – WordPress Notification Bars (http://edtr.ru/1ueoCaf)
Позволяет сделать в самом верху сайта рекламную полоску, на которой может быть размещена любая информация. Очень удобно использовать при проведении различных акций. Простая настройка.
Comment Notifier (http://edtr.ru/1ueoJTb)
Для многократного привлечения посетителей на свой сайт используйте этот плагин. С помощью него вы сможете уведомлять ваших читателей и клиентов о том, что кто‑то еще оставил комментарий к записи, которую они сами прокомментировали. Письмо с уведомлением можно настроить по своему желанию.
Comment Redirect by Yoast (http://edtr.ru/1ueoOGw)
Вы можете поблагодарить комментатора за первый комментарий, оставленный в вашем блоге, переадресовав его на специальную страницу, на которой можно дать ему возможность скачать что‑либо полезное и продать ему свои услуги со скидкой.
Duplicate Post (http://edtr.ru/1ueoNSK)
Нужно быстро сделать копию страницы, скажем, с благодарностью за покупку или подписку? С этим плагином подобная работа займет несколько секунд.
Gravity Forms (http://edtr.ru/1wlJ6MY)
Пожалуй, самый необходимый плагин для сбора лидов. Позволяет создавать неограниченное количество форм, обрабатывать данные, перенаправлять пользователей, отправлять уведомления по е‑mail. Одним словом, много настроек на все случаи развития и управления своим проектом.
Gravity Forms MailChimp Add‑On (http://edtr.ru/1wlJ6MY)
Дополнение к плагину Gravity Forms, которое позволяет отправлять данные пользователя из формы сразу в MailChimp, подписывая его на выбранный лист рассылки. Работает по API со многими сервисами.
MailChimp Comments (http://edtr.ru/1ueq3oV)
Позволяет добавить комментаторов в лист подписки MailChimp. У плагина есть много различных настроек. Можно вывести после поля комментария чекбокс, уже отмеченный, и уведомить пользователя, что он будет подписан на вашу рассылку. Можно подписывать и без уведомления пользователя (используйте эту возможность с осторожностью).
Max A/B (http://edtr.ru/1qaBUNQ)
Буквально за несколько секунд плагин позволяет настроить сплит‑тестирование на вашем сайте. Это очень удобно во время проведения рекламных кампаний и работы с трафиком. Создаете несколько вариантов входной страницы, указываете страницу, подтверждающую нужное действие пользователя, и плагин будет автоматически ротировать входные страницы и в конце выберет страницу с наилучшим показателем конверсии.
Post Type Switcher (http://edtr.ru/1ueq5gM)
Превращает посты в страницы и наоборот. Очень полезно, если вдруг какая‑то статья оказалась настолько привлекательным для посетителей, что ее нужно сделать страницей и разместить на ней форму для генерации лидов.
Q2W3 Fixed Widget (http://edtr.ru/1ueq6Bn)
Позволяет сделать неподвижный, «прилипчивый» виджет, который застывает при прокручивании страницы вниз и всегда находится сверху экрана. Удобно для размещения подписной формы.
Simple Post Templates (http://edtr.ru/1ueq8Jm)
Если вы пишете посты по плану (а я рекомендую это делать всегда), то будет очень удобно заранее сделать несколько шаблонов‑заготовок и создавать новые посты не с чистого листа, а на основе сохраненного шаблона. Плагин прост в настройке и удобен в использовании.
WordPress SEO (http://edtr.ru/1ueq8cf)
Возможно, это самый популярный плагин для поисковой оптимизации сайта на WordPress. Имеет множество настроек, позволяет указывать мета‑поля как для сайта в целом, так и для категорий, тегов, постов, страниц и других таксономий. Автоматически создает и обновляет после каждой публикации карту сайта в XML‑формате. При написании постов при помощи визуальных индикаторов помогает оптимизировать запись по выбранному ключевому слову. Работает с русским языком.
WP Snippets (http://edtr.ru/1ueqbVy)
Если вы часто используете одинаковые части текста или кода (например, призывы к действию и код кнопки), имеет смысл установить этот плагин и создать необходимые сниппеты, которые можно будет многократно использовать в записях и страницах при помощи шорткодов. Очень удобно.
Инструменты контент‑маркетинга
Технические инструменты могут быть сложными на начальном этапе. Но совсем не обязательно становиться компьютерным гиком, нужно лишь хорошо знать и понимать какой инструмент применять, как это делать и главное – для чего. Самостоятельно или при помощи фрилансера.
С инструментами контент‑маркетинга все по‑другому. Вам нужно не только знать их, но и самостоятельно применять на практике. В будущем число инструментов может возрасти, это зависит не только от специфики вашего бизнеса, но и от появления новых инструментов на рынке. Но базовый набор инструментов практически всегда будет неизменным.
Блог
Используйте секцию блога на своем сайте для привлечения посетителей из поисковых систем. В соответствии с целями сайта, сделайте так, чтобы пользователь сделал одно простое действие и стал вашим клиентом. Статьи в блоге легче продвигать в поисковых системах, чем статические страницы сайта, которые лучше использовать как посадочные страницы для кампаний контекстной рекламы. Используйте WordPress и платный хостинг.
Рассылка
Запустите и ведите Email‑рассылку (подробнее о Email‑рассылке я рассказываю в курсе «Email‑маркетинг для творческих людей») http://www.editor.ru/imc/ . Для меня рассылка – это инструмент продаж №1. Именно через рассылку, а не через сайт, я продаю книги и семинары. Я использую MailChimp, но если вы предпочитаете поддержку на русском языке, то присмотритесь к таким сервисам как UniSender или JustClick.
Подкасты
Вы можете считать, что подкасты – это не ваше. Что же, я не настаиваю на том, чтобы вы их обязательно записывали. Однако сегодня многие люди по дороге на работу и с работы предпочитают слушать не радио, а полезную информацию. Многие слушают подкасты. Также, согласно данным исследований использования смартфонов, все больше людей слушают подкасты через iTunes, скачивая их прямо на смартфоны, минуя компьютер. И еще подкасты дают возможность интровертам «крутиться» в нужном обществе, поддерживать свое присутствие в медиатизированном пространстве. Это критически важно для вашего интернет‑бизнеса.
Видео‑ролики
Поисковая машина №1 в мире – Google. А какая поисковая машина занимает второе место? YouTube! Да, вот так. Не обязательно быть экспертом в производстве видео, но люди могут найти ваше видео на YouTube, если вы снимете свой мастер‑класс, отрывок тренинга, семинара, выступления и выложите их на YouTube, снабдив ключевыми словами. Обязательно укажите ссылку на свой сайт (а лучше сразу на релевантную статьи или страницу) в первой строке описания к видео.
Электронные книги
Напишите электронную книгу, сверстайте, закажите дизайн обложки и выставите на продажу на своем сайте, на «ЛитРес», Google Play, iBookstore и Nook. Вы можете выпустить книгу самостоятельно или при помощи такого сервиса как Rideo (http://ridero.ru).
Единственное, о чем вы должны всегда помнить – электронная книга не должна быть перепечаткой статей из вашего блога, компиляцией или рерайтом старых материалов. Читатели не любят авторов, которые заставляют их тратить свое время на чтение уже знакомого им материала. Пишите действительно важные, интересные и полезные вещи.
Вебинары
Вебинары – отличный инструмент контент‑маркетинга. Я не использую вебинары в «Редакторе», но очень активно использую их в «Корректоре». При помощи бесплатных вебинаров я собираю адреса электронной почты и получаю информацию о потребностях рынка, все это вместе дает мне возможность сделать компании предложение о проведении платного семинара именно тем вопросам, которые им наиболее важны (я работаю только на корпоративном рынке).
Инструментов для вебинаров много, не обязательно использовать русифицированный сервис, так как пользователи без труда ориентируются в интерфейсе вебинарной комнаты.
Я пользовался WebinarFM ( http://webinar.fm), MeetCheap (http://www.meetcheap.com), Zoom (http://www.zoom.us) и Google Hangouts (http://edtr.ru/1ueqmAe) и не обнаружил между ними какой‑либо раз ницы (с Google Hangouts трудно собирать адрес электронной почты, но решение можно найти).
Социальные сети как бизнес‑инструменты
Меня часто спрашивают, должен/ должна ли я использовать «ВКонтакте», Facebook, Twitter, LinkedIn, Pinterest, Instagram, Google+, «Одноклассники», «Живой Журнал» и другие социальные сети для своего бизнеса?
Какие мои рекомендации?
Отвечаю: используйте наиболее активно ту социальную сеть, которая позволит вам в большей степени рассказывать истории о своем бизнесе.
Если вы занимаетесь рукоделием, то обратите пристальное внимание на Pinterest, Instagram и «Живой Журнал». Если вы предоставляете бухгалтерские услуги, то Twitter даст вам максимум свободы выражения, позволяя твитить напоминания о важных датах, советы и рекомендации не раскрывая при этом подробностей.
Принимайте во внимание вот еще какой момент. Facebook пользуется миллиард пользователей. Но для вас это неважно, так как обратить свое внимание на себя порой бывает практически невозможно. Facebook использует собственные алгоритмы показа информации в лентах пользователей, платное продвижение постов стоит дорого. И поэтому такое продвижение зачастую является неэффективным и миллиарды пользователей Facebook не принесут вам миллионы рублей.
Я не говорю о том, что не надо использовать Facebook. Используйте то, что работает. Например, для меня работает «Живой Журнал» и Facebook, пользователи, которых приходят из этих социальных сети и хорошо конвертятся в подписчиков и участников бесплатных вебинаров. Хуже всего обстоят дела с «ВКонтакте» – оттуда приходят только за халявой, «Одноклассники» также не дают посетителей.
Не стоит делать упор только на какую‑либо социальную сеть только потому, что у кого‑то получается привлекать через нее клиентов или кто‑то активно продает вам курс по привлечению клиентов именно из этой социальной сети.
Я помню время, когда информация по привлечению клиентов из LinkedIn стоила баснословно дорого. Я знаю тех, кто купил, выполнил все, как было рекомендовано и получил ноль клиентов. Мне известны люди, которые изо дня в день буквально мучают себя, продвигая свой бизнес в LinkedIn без особого результата.
Да, прикладывать усилия нужно, но нужно и чувствовать обратную связь. И если ее нет, то нужно переключиться на другую соцсеть, попробовать там. И так и продвигаться по ним, опять возвращаясь к ним снова и снова, но уже с другими методами и технологиями.
Представим, что у вас есть идея статьи для блога.
Подумайте как ее можно подать: написать интересную статью, сделать коллаж, нарисовать инфографику, записать подкаст, подготовить видео? Что лучше передаст читателям смысл статьи и ваш посыл? Вот и используйте эту социальную сеть с поправкой на своих фаворитов, если они есть.
Помните (я часто сам себе это напоминаю), что есть не очень распространенные, но очень сфокусированные социальные сети. У меня есть контентный туристический проект, который получает множество посетителей из Trip Advisor и FourSquare.
«Корректор» получает визиты иностранных клиентов из XING, это крупнейшая немецкая деловая сеть. Клиенты приходят с уже готовыми запросами и первый контакт происходит через три дня после посещения страницы. У меня есть выделенный менеджер и особая стратегия работы на немецком рынке, которая обеспечивает практически 100% конверсию потенциальных клиентов в действующих.
Домашнее задание №1
Проанализируйте, какая социальная сеть или сети открывает перед вами максимум возможности для вашего проекта и при этом может обеспечить высокую конверсию?
Рассылки
– MailChimp – мой фаворит. Не только потому что я являюсь экспертом Чимпа с 2009 года, но и потому, что очень хорошо понимаю их возможности. Я знаю «топовых» людей в Чимпе и встречался с ними во время учебы в Америке, так как учился в том же городе, где расположена их штаб‑квартира.
Чимп может делать чудеса и даже продавать сам, если его правильно настроить. Самая большая на сегодняшний день автоматическая система писем по продаже курсов и книг существует у меня в журнале «Редактор». Она охватывает временной промежуток в три года и содержит более пятидесяти писем.
– UniSender, украинская компания. Знаете, что самое сложно в би