Туристские ресурсы и инфраструктура туризма
Ресурсы (фр. ressources — средства, запасы, возможности, источник чего-либо) можно определить как разнообразие природных и общественных источников, которые используются при существующих технологиях и социально-экономических отношениях для организации какого-либо вида деятельности в целях получения человеком материальных и духовных благ.
Туристскими ресурсами согласно законодательству Российской Федерации являются природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.
Наличие ресурсов в том или ином регионе определяет формирование системы туристской деятельности и туристского бизнеса. Основными туристскими ресурсами являются природные, материальные, человеческие и информационные ресурсы, а также объекты культурно-исторического наследия.
Природные ресурсы — компоненты естественной среды, окружающей человека, используемые или пригодные для использования в целях удовлетворения потребностей людей в оздоровлении и культурном обогащении. Возможность использования природных ресурсов в туристской деятельности в качестве предметов потребления (питьевая вода, лечебные грязи, минеральные воды), мест отдыха, оздоровления и лечения тесно связана с техническими, технологическими и экономическими условиями.
Материальные ресурсы — совокупность имеющих вещественное воплощение предметов, предназначенных для использования в процессе производства туристского продукта и оказания услуг.
Под информационными ресурсами понимают совокупность данных о количественных и качественных характеристиках туристской деятельности, а также сформированные производителями и организаторами поездок достоверные данные об услугах и товарах для их распространения различными способами. Информационными ресурсами являются средства массовой информации, электронные базы данных, рекламные издания, интернет-порталы, сайты и другие средства коммуникации.
В настоящее время для учета и эксплуатации туристских ресурсов все больше применяется геоинформационная или географическая информационная, система (ГИС), предназначенная для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о представленных в этой системе объектах.
Среди туристских ресурсов главенствующее место занимают ч е л о в е ч е с к и е р е с у р с ы . Запасы творческой энергии личности неисчерпаемы, и на сегодняшний день только интеллектуальный капитал определяет экономический успех предпринимательства. Под интеллектуальным капиталом понимаются:
•сумма знаний и умений сотрудников;
•обладание информацией о рынке, применяемых технологиях, об инновациях конкурентов;
•способность применения на практике теоретических разработок.
Интеллектуальный капитал является стратегическим ресурсом
любой туристской компании. Правильное его использование позволяет получать хорошие результаты при существенной экономии других видов ресурсов.
Особое место среди туристских ресурсов занимают о б ъ е к т ы и с т о р и ч е с к о г о и к у л ь т у р н о г о н а с л е д и я , а также появляющиеся новые объекты показа как результат творчества современных архитекторов, художников и дизайнеров.
К объектам культурно-исторического наследия относятся памятники, ансамбли и достопримечательные места. В группу памятников объединяются произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, пещерные жилища и другие объекты, имеющие выдающуюся универсальную ценность, а также природные памятники. Ансамбли — это группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений жилого, общественного, торгового, учебного, религиозного назначения, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства. Достопримечательными местами являются культурные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на конкретной территории, а также с историческими событиями, жизнью выдающихся исторических личностей.
Совокупность всех туристских ресурсов, средств и возможностей, способствующих развитию туризма на конкретной территории, является туристским потенциалом, который может быть эффективно использован при наличии инфраструктуры, призванной создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также для жизнедеятельности населения любой территории.
Туристская инфраструктура включает комплекс сооружений и организаций, обеспечивающих доступ к туристским ресурсам, потребности посетителей территории в размещении, снабжении энергией, коммунальными услугами, услугами транспортных коммуникаций и связи при потреблении ими туристских и иных видов услуг.
Четкие границы инфраструктуры туризма определить практически невозможно из-за того, что в подавляющем большинстве случаев при осуществлении туристской деятельности и потреблении туристских услуг используется общественная инфраструктура.
Общественная инфраструктура — это совокупность сооружений, систем и служб, поддерживающих повседневную жизнь и экономическую активность территории. Она включает дороги, мосты, транспортные системы, в том числе фуникулеры и подвесные дороги; аэропорты и посадочные площадки для вертолетов; морские и речные порты; водопровод, канализацию, энергоснабжение, отопление; систему коммуникаций и другие объекты, необходимые для нормального жизнеобеспечения.
Туристская инфраструктура, являясь материальной базой туризма, охватывает те элементы общественной инфраструктуры, которые обеспечивают нормальное функционирование места пребывания при условии максимального удовлетворения потребностей туристов.
Важнейшими компонентами собственно туристской инфраструктуры являются гостиницы и другие средства размещения, предприятия питания в средствах размещения; сооружения и объекты, основным назначением которых является обслуживание туристов — транспортные предприятия, пункты проката инвентаря и автомашин, лыжные подъемники, обзорные площадки, туристские тропы, информационные системы.
К туристской инфраструктуре условно можно отнести объекты, предназначенные для удовлетворения социальных и экономических потребностей местного населения, которыми могут пользоваться туристы. Это транспортные системы, предприятия розничной торговли и общественного питания, театры, концертные залы, лечебные учреждения, почтовые отделения, банки, спортивные объекты, выставки и ярмарки.
Следовательно, туристская инфраструктура является составной частью социальной и производственной инфраструктуры территории, поэтому развитие общественной инфраструктуры способствует освоению туристских ресурсов, повышению их доступности, а создание финансируемой государством инфраструктуры стимулирует деятельность предприятий, обслуживающих туристов.