Разработка стратегии сегментации рынка.
Сегментация рынка — это разбивка рынка на участки (сегменты) по различным признакам.
В качестве таких признаков используются характеристики потребителей, товаров, мотивов приобретения, каналов распределения и форм продажи, географии рынка, конкурентов и др.
На практике используется сочетание разных признаков.
Выделяются следующие основные направления сегментации:
• стратегическая сегментация;
• продуктовая сегментация;
• конкурентная сегментация.
Стратегическая сегментация
Основой стратегической сегментации (или макросегментации) является выделение стратегических зон хозяйствования (СЗХ) на корпоративном уровне. Речь по существу идет об определениибазовых рынков, на которых предприятие намерено действовать.
Стратегическая сегментация используется при формировании бизнес-направлений, предоставляющих предприятиям возможности наиболее полного экономического и технологического роста и повышения стратегического статуса.
Экономический рост определяется:
• привлекательностью СЗХ, дающей возможность роста продаж и повышения прибыли (рентабельности);
• входными и выходными барьерамиСЗХ, определяющими возможные затраты, потери и уровень стабильности предприятия на рынке.
Технологический рост связан с использованием современных технологий для удовлетворения потребностей СЗХ.
Стратегический рост определяется уровнем использования потенциальных возможностей предприятия.
Он основывается на ряде факторов:
- капиталовложениями в ту или инуюСЗХ, обеспечивающими ее развитие;
- конкурентной стратегией, позволяющей разграничить позиции предприятия и его конкурентов на рынке;
- мобилизационными возможностями предприятия, обеспечивающими гибкое приспособление к изменяющимся рыночным условиям.
Продуктовая сегментация
Основой продуктовой сегментации (или микросегментации) является выделение рыночных сегментов на основе потребительских, продуктовых и конкурентных признаков.
Потребительские признаки, по которым осуществляется сегментация, могут рассматриваться в качестве
• основных признаков: социальных, экономических, демографических и географических (доход, образование, профессия, возраст, пол, состав семьи, регион, климат, миграция и др.);
• дополнительных признаков: психографических, поведенческих и ситуационных (образ жизни, ценностные ориентации, мотивация, увлечения, приверженность к товару и к производителю, сниженная цена, распродажа, дополнительное обслуживание и т.д.).
Признаки сегментации по параметрам продукции учитывают реакцию потребителей на определенные свойства (атрибуты) конкретных товаров. Особое значение такие признаки приобретают относительно новой или модифицированной продукции. Сегментация может быть проведена по одному ключевому параметру (например, экономичность, дизайн, надежность и т.п.) или нескольким параметрам.
Сегментация рынка по основным конкурентам предусматривает выделение тех или иных преимуществ деятельности предприятия по сравнению с основными конкурентами, что позволяет предприятию занять определенное положение в том или ином рыночном сегменте.
Конкурентная сегментация.
Основой конкурентной сегментации является нахождение незанятой конкурентами ниши с целью получения преимуществ с использованием нововведений.
Ниша рынка (в переводе с латинского — «гнездо») отличается от СЗХ или продуктового рыночного сегмента тем, что представляет собой достаточно узкую, подчас незаметную область рынка, попав в которую, новое предприятие новая продукция или вид деятельности могут стать прибыльным и быстро растущим бизнесом.
Существуют два подхода к формированию ниши рынка:
• вертикальный;
• горизонтальный.
Маркетинг, ориентированный навертикальную нишу, заключается в поиске путей реализации данного изделия или группы функционально близких изделий по разным группам потребителей.
Маркетинг, ориентированный нагоризонтальную нишу рынка, заключается в удовлетворении различных нужд потребителей в товарах и услугах, которые между собой функционально независимы.
Ниши могут со временем превратиться в достаточно крупные рыночные продуктовые сегменты, и даже стратегические зоны хозяйствования. В любом случае маркетинг, ориентированный на поиск рыночных ниш, — это всегда путь глубокого проникновения на рынок, удовлетворения специфических нужд отдельных потребителей, формирования конкурентных преимуществ.
Позиционирование товара.
Позиционирование— это действия, направленные на формирование восприятия потребителями данного товара относительно товаров-конкурентов по тем преимуществам и выгодам, которые они могут получить.
Позиционирование представляет собой два взаимосвязанных процесса: работа с сознанием потенциальных потребителей и работа с товаром.
Первая позволяет оценить, как реально потребитель воспринимает товар.
Вторая — какие действия необходимо предпринять, чтобы данный товар занял определенное место среди товаров-конкурентов, из числа которых потребители делают свой выбор.
Процедура позиционирования включает несколько этапов.
• Выбор критериев позиционирования.
• Определение показателей по выбранным критериям.
• Построение карты восприятия.
• Перепозиционирование.