Современные тенденции развития маркетинга.
1. Переход от массового маркетинга к маркетингу сегментов и ниш и далее к индивидуализированному маркетингу.
2. Ориентация на создание потребительских ценностей, на переход от задач обычной продажи товаров («сделки») к решению проблем, возникающих у потребителей, к изготовлению на заказ («кастомизация»).
3. Развитие маркетинга отношений - концепции «пожизненной ценности клиентов».
4. Более глубокое понимание сущности маркетинговых инструментов:
товар (продукт, услуга) — полезность;
цена — воспринимаемая ценность;
распределение (сбыт) — доступность;
продвижение (реклама) — информированность.
5. Переход от ориентации на текущую прибыль к ориентации на обеспечение долговременных денежных потоков, повышение акционерной стоимости компании.
74. Комплекс маркетинга: понятие и структура.
Комплекс маркетинга – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желательную ответную реакцию со стороны целевого рынка.
Все эти переменные по определению специалистов объединены в большие группы.
Комплекс маркетинга в его каноническом виде включает 4 составляющих ("4P"):
PRODUUCT — ПРОДУКТ
PRICE — ЦЕНА.
PLACE — МЕСТО (место продажи или канал сбыта) - Дистрибуция.
PROMOTION — ПРОДВИЖЕНИЕ.
· Продукт – все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления (физические объекты, услуги, лица, организации, идеи).
Продукт - полезность.
· Под ценой в широком смысле понимаются все субъективные и объективные затраты, связанные с приобретением и использованием продукта.
Цена — денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара.
Цена — воспринимаемая ценность;
· Место - Дистрибуция
Под местомможно понимать конечную точку реализации, систему дистрибуции, отдельные каналы, посредников. Здесь подразумевается механизм, по которому движется товар или услуга от производителя к потребителю.
Дистрибуция — всевозможная деятельность, благодаря которой товар становится доступным для целевых потребителей.
При этом ключевой вопрос - оптимальный выбор каналов сбыта на этапе создания сбытовой сети или ее модернизации.
· Продвижение– всевозможная деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его.
Здесь используются все возможные инструменты коммуникации с потребителями: реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, личные продажи и т.д.
Как правило, все элементы используются комплексно для достижения максимального эффекта.
По своей сути концепция 4Р представляет собой ту маркетинговую позицию, с точки зрения которой продавец подходит к формированию своей стратегии продаж, а потребитель воспринимает ее с позиции получения возможных преимуществ и определенной выгоды.
Современный подход к комплексу маркетинга не ограничивается концепцией маркетинга-микса 4Р, а стремится к включению в нее дополнительных компонентов, позволяющих формировать такие подходы, как модель 6Р, 7Р, 12Р. В качестве дополнительных компонентов предлагаются, например, такие параметры, как «people», «public relations», «politics» и т.д.
В соответствии с вышеупомянутыми подходами, модели маркетингового комплекса могут включать следующие элементы:
5. Упаковка (PACKAGE);
6. Покупка (PURCHASE) - представляет собой не только предпосылки к осуществлению покупки, но также и последствия принятия такого решения;
7. Клиентура (PEOPLE) - контингент, имеющий отношение к процессу купли-продажи;
8. Персонал (PERSONAL);
9. Процесс покупки (PROCESS) – то, что связано с деятельностью покупателя по осуществлению выбора товара;
10. Окружающая среда (PHYSICAL PREMISES) – условия, создаваемые продавцом с целью более эффективной реализации своего товара
11. Прибыль (PROFIT) – капитал, полученный в виде дохода относительно вложенных средств.
12. Связи с общественностью (PR) - создает положительную репутацию продукту и организации в целом.
75. Разработка стратегии сегментации рынка. Позиционирование товара.