Анализ ассортимента товаров и цен
Одним из основных разделов выпускной квалификационной работы по направлению «Товароведение» является раздел, посвященный исследованию ассортимента товаров. В этом разделе студент изучает и анализирует структуру и показатели ассортимента исследуемых товаров на конкретном предприятии (торговое предприятие, оптовая база, производственное предприятие).
Одной из важнейших характеристик товаров является ассортиментная, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.
Ассортимент товаров — это набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.
Промышленный (производственный) ассортимент — набор товаров, выпускаемых предприятием-изготовителем исходя из его производственных возможностей.
Торговый ассортимент — набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.
Торговый ассортимент, как правило, включает товары разных изготовителей.
На формирование ассортимента влияют общие факторы, такие как спрос и рентабельность. Определяющим фактором формирования ассортимента является спрос. Спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, в свою очередь, зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей).
Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения. На их размеры определенное влияние оказывают государственные меры по поддержке отечественных производителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и другое).
Специфическими факторами формирования промышленного ассортимента являются:
•сырьевая база;
•материально-техническая база производства;
•достижения научно-технического прогресса.
Специфическими факторами формирования торгового ассортимента являются:
•производственные возможности изготовителей;
•специализация торгового предприятия;
•методы стимулирования сбыта и формирования спроса;
•материально-техническая база торгового предприятия.
Перечень видов и наименований ассортиментных групп однородных товаров, составляющих базовую широту и полноту ассортимента, устанавливается в стандартах на продукцию разных категорий (ГОСТ, ОСТ, СТП) и ТУ. В этих нормативных документах первый раздел называется "Классификация и ассортимент", или "Ассортимент", или "Виды". Кроме того, в ряде стандартов может быть приведена краткая характеристика видов и разновидностей товаров.
Наряду со стандартами ассортимент товаров приводится в каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют фирмы-изготовители или торговые организации. Эти документы выполняют двойную функцию, информируя потребителей об ассортиментных и стоимостных характеристиках товаров.
Инструментом регулирования ассортимента товаров в магазине служит ассортиментный перечень товаров. Его рекомендуется устанавливать для каждого магазина индивидуально. Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность.
Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов и наименований.
В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.
По степени удовлетворения потребностей различают ассортимент: рациональный; оптимальный (отличается повышенной конкурентоспособностью).
В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть: реальный, прогнозируемый, учебный.
Товарный ассортимент характеризуют следующие свойства и показатели:
• Широта ассортимента — количество видов, разновидностей, наименований товаров однородных и разнородных групп.
В настоящее время, учитывая современные тенденции в торговле, рекомендуется учитывать количество товарных категорий.
Это свойство характеризуется коэффициентом широты (Кш), который определяется по формуле:
Кш=Шд / Шб *100%
где Кш — коэффициент широты;
Шд — широта действительная (фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии);
Шб — широта базовая, принятая за основу для сравнения (максимально возможное количество).
Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами. В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, кроме того, увеличиваются транспортные расходы.
В то же время широта не может служить единственным показателем рациональности ассортимента.
• Полнота ассортимента — способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.
Определение внутригруппового ассортимента – осуществление подбора конкретных разновидностей товаров в пределах каждой группы. Это наиболее ответственный этап, работа ведется с учетом ожидаемых изменений в спросе населения, а также исходя из имеющихся торговых и складских показателей, контингента обслуживаемых покупателей и других факторов.
Это свойство характеризуется действительными и базовыми показателями и коэффициентом полноты (Кп), который определяется по формуле:
Кп= Пд / Пб *100%
где Кп — коэффициент полноты;
Пд — полнота действительная (фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы);
Пб — полнота базовая (планируемое количество).
• Устойчивость ассортимента — способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности, спрос на одни и те же товары. Определяется по формуле:
Ку= У / Шд *100%
где Ку — коэффициент устойчивости;
У — устойчивость (количество видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей);
Шд — широта действительная.
• Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Определяется по формуле:
Кн= Н / Шд *100%
где Кн— коэффициент обновления,
Н — новизна (количество новых товаров в общем перечне),
Шд — широта действительная.
• Рациональность — способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента.
Нужно также учитывать и классификацию товаров по таким признакам, как частота спроса на товары (товары повседневного, периодического, редкого спроса), а также стабильность спроса (стабильный, твердо сформулированный, альтернативный, импульсивный, с резкими колебаниями).
Расчет структуры группового ассортимента – определение количественного соотношения отдельных групп товаров. Структура торгового ассортимента устанавливается с учетом торговой площади магазина, его размещения и других факторов.
Далее представленторговый ассортимент средств для ухода за ногтями на примере предприятия ИП Ризванова А.Ф. отдел «Бытовая химия, косметика, парфюмерия».
Вначале была выделена подгруппа средств для ухода за ногтями в общем ассортименте парфюмерно-косметических товаров.
Результаты расчетов представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Структура ассортимента декоративной косметики
Подгруппы товаров | Количество наименований товаров в подгруппах | |
штук | % | |
Для ногтей | 57,7 | |
Для глаз | 15,8 | |
Для губ | 17,8 | |
Для лица | 8,7 |
Из таблицы 1 следует, что из всего ассортимента декоративной косметики преобладают средства для ухода за ногтями, на втором месте средства для губ, затем средства для глаз и для лица.
Второй вариант представления – в форме диаграммы (рисунок 1).
Рисунок 1. – Структура ассортимента декоративной косметики, в %