Установление связей с общественностью (public relations)

Возникновение понятия public relations в США связано с именем американского президента Томаса Джефферсона1, а дальнейшее развитие оно получило в период президентства Эндрю Джексона2.

Public relations — это управленческая деятельность, направленная на установление взаимовыгодных гармоничных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит успех функционирования этой организации.

Первое крупное бюро public relations было создано в 1912 г. при Американском телефонно-телеграфном объединении.

В 20-х годах в США появились фирмы, специализирующиеся исключительно в области public relations, а в середине 30-х годов начинает функционировать ставший знаменитым Институт общественного мнения Гэллапа, данные которого вскоре становятся незаменимым компонентом в принятии государственных и предпринимательских решений.

Мировая практика свидетельствует, что в сфере международного маркетинга public relations функционирует наиболее интенсивно и результативно. Связь самая непосредственная. Так, если маркетинг продвигает продукцию на рынок, помогая встретиться производителям и покупателям, то public relations служит как бы движущим механизмом этого процесса, обеспечивая успех и в то же время оберегая фирму как от финансовых, так и от возможных моральных потерь. Многие филиалы и дочерние компании, проведя мероприятия public relations, часто популяризуют успехи своей материнской компании, расположенной иногда за пределами их собственной страны.

Палитра методов и приемов public relations велика и многообразна, однако существуют основные функции, общие для всех. Их можно сформулировать так:

1. Public relations является неотъемлемой частью всякой современной управленческой деятельности и тщательно планируется, обеспечивая гармонизацию государства, экономики и общественной деятельности.

2. Служба public relations имеет дело с отношениями между учреждением, фирмой, с одной стороны, и различными контингентами общественности—с другой, заботится о высокой деловой репутации (имидже) учреждений, фирмы.

3. Служба public relations обеспечивает благоприятную деловую атмосферу в отношениях между руководством и сотрудниками учреждений и фирм, предотвращает и нейтрализует конфликты.

4. Служба public relations изучает общественное мнение, потребности, интересы, вкусы людей, выявляет тенденции их изменения и предлагает соответствующие коррективы в деятельности учреждений, фирм.

5. Public relations курирует социальные связи, благотворительную, экологическую деятельность фирмы, укрепляющие ее престиж в глазах общественности.

6. Служба public relations анализирует воздействие фирм на общественность, предотвращает случаи недопонимания, опровергает ложные слухи, парирует попытки дискредитации предприятия.

Деятельность в области связей с общественностью тесно связана как с государственным и социальным управлением, так и со всей системой маркетинга и менеджмента, т.е. управлением производством, рыночными отношениями, бизнесом. Public relations выступает как движущий механизм первого закона бизнеса — ориентация на потребителя.

На Западе, как правило, предприниматель не стремится дистанцироваться от общественности, более того он всегда помнит о своей ответственности перед обществом. Каждая корпорация, оставаясь мощной и эффективной для блага акционеров и сотрудников, вносит ощутимый вклад в экономику страны. Эта деятельность при содействии службы public relations становится известной широким массам населения, смягчая и снимая возможные трения и противоречия в обществе.

В современном мире успешные связи со всеми слоями общества — это залог прогресса страны, ибо общественное мнение способно изменить правительственные планы, ускорить или замедлить развитие экономики, открыть новые направления в решении социальных или экологических проблем. В то же время неспособность сплотить людей вокруг той или иной идеи, несогласованность в их действиях наносят вред развитию всего общества. На различных исторических этапах получали приоритет те или иные сферы проявления public relations — политическая, экономическая, религиозная, культурная. Но во всех случаях действовала единая закономерность: стабильность того или иного замысла зависит от степени гармоничности связей с общественностью, умения завоевать общественное мнение.

Обычная деятельность public relations состоит из четырех различных, но связанных друг с другом частей: 1) анализ, исследования ипостановка задач; 2) разработка программ и сметы; 3) осуществление программ; 4) исследование результатов, оценка и возможные доработки.

Важной составной частью большинства программ public relations является завоевание надежной репутации фирмы, то есть создание атмосферы доверия и осуществления единой стратегии фирмы.

Следует четко разграничивать понятия «public relations» и «publicity» (пропаганда). Пропаганда, ее функции — привлечь сторонников и держать их в подчинении, она не всегда учитывает этические аспекты. Кроме этого, publicity является составной частью системы public relations.

Средства, используемые public relations, разнообразны. К ним можно отнести: пресс-конференции, презентации, симпозиумы; некоммерческие статьи, теле- и кинофильмы, радиопередачи; юбилейные мероприятия; общественную и благотворительную деятельность; спонсорство и др.

Для public relations можно использовать почти любые события, связанные с успехами предприятий—необходимо только лишь профессионально умело преподнести эти факты. Основная задача public relations — создание высокого престижа, благоприятного образа, положительной оценки и доверия общественности к фирме. Мероприятия public relations связаны с изысканием пути для завоевания этого доверия.

Мировая практика свидетельствует: только честный бизнес окупается в долгосрочной перспективе. Репутация фирмы — одно из важнейших конкурентных преимуществ, его труднее всего превзойти соперникам.

В налаживании регулярных связей с общественностью решающую роль играют современные средства массовой информации (СМИ). Любой руководитель или эксперт службы public relations, прибегая к услугам СМИ, прежде всего, обязан хорошо разбираться в их специфике, знать, когда и как обращаться к их помощи. Служба public relations обращается к периодике и другим СМИ в целях публикации материалов, способствующих созданию и укреплению позитивного имиджа соответствующей организации, а также размещению рекламы. Пресса же в свою очередь стремится получить интересующую ее новую информацию.

Public relations могут с успехом использоваться компаниями для расширения их зарубежной деятельности. Цель программ public relations в сфере зарубежной деятельности сводится к защите и повышению репутации экспортных товаров и услуг как всей страны, так и определенной компании или отрасли. Детально знать специфику общественного мнения и всего комплекса СМИ другой страны довольно сложно. При работе за рубежом в большинстве случаев приходится прибегать к услугам профессиональных служб. Степень использования различных средств public relations в рекламной кампании будет во многом зависеть от конкретной страны и номенклатуры экспортных товаров и услуг.

Достижение наилучших результатов при оценке местных условий, выбор необходимых средств информации, подготовка и рассылка материалов, способных оказать практическую помощь экспортерам, — всем этим занимаются опытные специалисты. Необходимость использования родного языка при подготовке публикаций, выставочных текстов, пресс-релизов и других материалов вполне очевидна. Здесь основная сложность в правильном переводе. Полезно изучать вкусы местной публики, а для этого необходимо читать местную прессу. Очень важным является необходимость знать и правильно использовать название стран, в противном случае это приводит к ущемлению национального достоинства некоторых из них.

Успех многих международных проектов зависит от правильно построенной политики public relations, ибо она помогает обеспечить поддержку и сотрудничество со стороны людей различных культурных, политических и религиозных убеждений. Основными средствами и носителями public relations, применяемыми в международной сфере, являются печатное издание, пресса и фильмы, проведение конференций, организаторская работа группы и др. В США, например, каждая сфера жизни (школы, университеты, публичные библиотеки, церкви, полиция, коммунальные учреждения и т.д.) имеет своих советников по проблемам public relations. В Великобритании инициаторами public relations в таких же сферах жизни выступили правительство и промышленность. Таким образом, программа развития общественных отношений, идеально подходящая для США, может совсем не подойти для Великобритании и быть совершенно непригодной для других стран. Теория в области мероприятий public relations в различных странах фактически одна и та же, а практическое их применение далеко неодинаково, поскольку они в большей степени зависят от экономических факторов, деловой тенденции, языка, культуры и религии.

Работая в многонациональной аудитории, следует обращать самое пристальное внимание на результаты и тенденции, которые могут повлиять на ход событий. В крупных компаниях должны существовать отделы, поддерживающие связь с каждым зарубежным филиалом. Оптимальным решением, скорее всего, было бы размещение консультационных фирм по public relations в основных регионах. У самых крупных консультативных фирм есть филиалы во многих странах, и одним из решений могло бы быть использование этих филиалов, работающих на местах, а управление осуществлять из центра. Другое решение — использование консультантов по public relations, работающих в единой международной системе больших и малых консультативных фирм. Большинство консультативных фирм имеют представительство в Международной ассоциации связей с общественностью (МАСО), что дает им возможность получать надежную информацию. МАСО — это одна из многих неправительственных организаций, которая снискала себе признание ООН как весьма надежный партнер; имеет консультативный статус категории «Б» при ЮНЕСКО с 1974 г.

По мере развития современного общества, особенно в период перехода его в постиндустриальную информационную стадию, когда в осуществлении широкомасштабных проектов, планов и программ в сферах политики, экономики, социальной жизни участвуют широкие массы, учет общественного мнения, умение воздействовать на него, гармонизовать общественные отношения и связи становятся непременным условием социального прогресса.

Контрольные вопросы к § 7.4

1. Объясните понятия «ФОССТИС», «комплекс стимулирования», «комплекс маркетинговых коммуникаций». В чем их сходство и отличия?

2. Назовите основные элементы международных маркетинговых коммуникаций.

3. В чем особенности разработки международной рекламы?

4. Какие элементы прямого маркетинга (direct marketing) выделяют в международном маркетинге?

5. В чем особенности использования direct marketing в России?

6. Назовите особенности стимулирования сбыта товаров и услуг на внешнем рынке.

7. Какую роль играют мероприятия public relations в деятельности фирм на внешнем рынке?

8. Чем отличается пропаганда (publicity) от рекламы и public relations?

Темы докладов и выступлений

1. Особенности международной коммуникационной политики фирм на современном этапе.

2. Проблемы и перспективы разработки международной рекламной кампании (на примере отдельных стран, фирм, товаров или услуг).

3. Специфика законодательного регулирования рекламной деятельности в различных странах.

4. Особенности деятельности рекламных агентств в различных странах.

5. Место и роль мероприятий прямого маркетинга (direct marketing) в международном маркетинге.

6. Использование мероприятий прямого маркетинга (direct marketing) в международном маркетинге (на примере отдельных стран, фирм, товаров или услуг).

7. Международная практика фирм в использовании мероприятий public relations и publicity на современном этапе.

8. Особенности стимулирования сбытатоваров и услуг на внешнем рынке (на примере отдельных фирм, товаров или услуг).

ЛИТЕРАТУРА

1. Академия рынка: Маркетинг: Пер. с фр. А. Оливье, А. Дейян, Р. Урсе, Ф.Букерель и т.д. М., 1993.

2. Асеева Е.Н., Асеев П.В. Рекламная кампания. М., 1997.

3. Баркеро Кабреро Х.Д. Связи с общественностью в мире финансов. Ключ к успеху: Пер. с исп. М., 1997.

4. Барсукова С. В. Международный маркетинг (Материалы к лекциям): Учеб. пособие. М., 1999.

5. Внешнеэкономический бизнес в России: Справ. / Под ред. И. П. Фаминского. М., 1997.

6. Внешнеэкономические связи России. М., 1997. Вып. 16: Международная конкурентоспособность и ее оценка (на уровне национальной экономики, отрасли, предприятия, товара).

7. Герчикова И. Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. М., 1996.

8. Горбунов А. Р. Холдинговые предприятия и дочерние фирмы: Дочерние компании и формирование внутрифирменных связей. М., 1994.

9. Дейян А. Реклама: Пер. с фр. / Общ. ред. B.C. Загашвили. 5-е изд., испр. М., 1993.

10. Дейян А. и др. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи: Пер. с фр. / Общ. ред. B.C. Загашвили. М., 1994.

11. Дэниелс Д., Радеба Л. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. М., 1998.

12. Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие: Пер. с нем. М., 1996.

13. Завьялов П. С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов — сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). 2-е изд., перераб. и доп. М., 1991.

14. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1990.

15. Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент. СПб., 1998.

16. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. М., 1997.

17. Ломакин В. К. Мировая экономика: Учебник для вузов. М., 1998.

18. Левитин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. М., 1993.

19. Лорин А. Н. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности промышленных фирм. М., 1993.

20. Маркетинг: практические рекомендации для предприятия по применению внутри страны и во внешнеэкономической деятельности / Сост.: Н.Т. Савруков, Ю.С. Лимонов, Е.В. Дуброва. Л., 1992.

21. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М., 1996.

22. Мате Э. Послепродажное обслуживание: Пер. с фр. М., 1993.

23. Моисеева Н.К. Международный маркетинг (материалы к лекциям): Учеб. пособие. М„ 1999.

24. Моррис Робин. Маркетинг: Ситуации и примеры: Пер. с англ. М., 1994.

25. Невзлин Л. Б. «Паблик рилейшнз» — кому это нужно? Основы учебного курса. М., 1992.

26. Ноздрева Р. Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. М., 1991.

27. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. Фаминского И. П.—2-е изд, переработ. и доп. М., 1994.

28. Пахомов С. Б. Международный маркетинг: Опыт работы зарубежных фирм:

Учеб. пособие. М., 1993.

29. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. (под редакцией и с предисловием В.Д.Щетинина. М., Международные отношения, 1993.

30. Пузакова Е.П., Бродягин О. В. Внешнеэкономическая деятельность торгово-посреднического предприятия. М., 1996,

31. Реклама в бизнесе: Учеб. пособие / Сост.: Т.К. Серегина, Л.М.Титкова / Под общ. ред. Л.П.Дашкова. М., 1995.

32. Рожков И. Я. Международное рекламное дело. М., 1994.

33. Семенков К. А. Международные экономические отношения: Курс лекций. М.:,1998.

34. Спиридонов И. А. Мировая экономика: Учеб. пособие. М., 1997.

35. Спиридонов И. А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. М., 1997.

36. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / Под ред. И. К. Беляевского. М., 1995.

37. Черенков В. Международный маркетинг: Учеб. пособие. СПб., 1998.

38. Эванс Д., Берман Б. Маркетинг. М., 1990.

39. Энджел Д., Блэкуэл Р., Миниард П. Поведение потребителей. СПб., 1999.

40. Экономика внешних связей России: Учебник для предпринимателя / Под ред. А. С. Булатова. М., 1995.

41. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М., Издат-во «Акалис», 1996.

Учебное издание

Перцовский Наум Ильич

Спиридонов Иван Александрович

Барсукова Светлана Васильевна

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ

Ведущий редактор Л. П. Тарасова

Художественный редактор Ю. Э. Иванова

Художник К. Э. Семенков

Технический редактор Н. В. Быкова

Корректор В.А. Жилкина

Оператор Е.А. Левченко

Компьютерная верстка Е.А. Левченко

ЛР № 010146 от 25.12.96. Изд. X» ЭКЮ-890. Сдано в набор 12.01.2001 Подп. в печать 16.04.2001. Формат 60х88 /16. Бум. газетн. Гарнитура «Таймс» Печать офсетная. Объем: 14,70 усл. печ. л., 14,70 усл. кр.-отт., 15,24 уч.-изд. л. Тираж 8000 экз. Заказ № 792

ГУП «Издательство «Высшая школа», 127994, Москва, ГСП-4, Неглинная ул., д. 29/14

Факс: 200-03-01, 200-06-87 E-mail: [email protected]

http:// www.v-shkola.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати»

432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

1 Walker Ph. Marketing Conceptions in Modem Economics. London.1978. P. 47.

2 Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. М, 1990. С. 20.

3 Котлер ф. Маркетинг менеджмент. СПб., 1998. С. 37.

4 Котлер ф. Основы маркетинга. М., 1990. С. 57.

1 Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1990. С. 76.

1 См.: Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. С. 20.

1 Котлер Ф. Основы маркетинга. С. 75.

2 См.: Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. С. 23.

1 См.: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С. 479.

1 См.: Оливье А., Дайн А., Урсе Р. Международный маркетинг. В кн. «Академия рынка: Маркетинг). — М., 1993. С. 484.

1 См.: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С. 478.

2 См.: Оливье А., Дайн А., Урсе Р. Международный маркетинг. С. 485.

1 См.: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С. 480.

2 См.: Моисеева Н. К. Международный маркетинг: Учеб. пособие. М., 1998. С. 14.

1 См.: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С. 481.

1 См.: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С. 486.

1 См.: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С. 482.

1 См.: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С. 482.

2 Там же. С. 483

1 См.: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С. 483.

2 См.: там же.

1 См.: Барсукова С.В. Международный маркетинг (материалы к лекциям). М., 1999. С.40.

1 См.: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С. 485.

2 См.: там же.

1 См.: Барсукова С. В. Международный маркетинг (материалы к лекциям). С.43.

1 См.: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С. 488.

1 См.: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С. 489—490.

1 См.: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С. 490—491.

1 См.: Дэниелс Д., Радеба Л. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. М., 1998. С. 40.

1 См: Дэниелс Д., Радеба Л. Международныйбизнес: внешняя среда и деловые операции. С.41—42.

1 Дэниелс Д., Радеба Л. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. — М., 1998, С. 44.

1 Под суверенитетом потребителя понимается его возможность оказывать влияние на производство посредством свободного выбора продукции и услуг. См.: Дэниелс Д., Радеба Л. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. С. 49.

1 См.: Энджел Д., Блэкуэл Р., Миниард П. Поведение потребителей. СПб, 1999. С. 98

2 Данные, содержащиеся в табл. 1, приведеныиз кн.: Энджел Д.. Блэкуэл Р. Миниард П. Поведение потребителей. С. 101.

1 См.: Энджел Д., Блэкуэл Р., Миниард П. Поведение потребителей. С. 101.

2 См.: там же.

1 См.: Энджел Д., Блэкуэл Р., Миниард П. Поведение потребителей. С. 446.

1 См.: Энджел Д., Блэкуэл Р. МиниардП. Поведение потребителей. С. 451.

2 См.: там же. С. 349—350.

1 См.: Энджел Д., Блэкуэл Р., Миниард П. Поведение потребителей. С.453.

1 См.: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С. 225.

2 См.: Дэниелс Д., Радеба Л. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. С.95.

1 См.: Дэниелс Д., Радеба Л. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. С.95-96

2 Там же. С.96

3 См.: Энджел Д., Блэкуэл Р., Миниард П. Поведение потребителей. С. 108—109.

1 См.: Энджел Д., Блэкуэл Р., Миниард П. Поведение потребителей. C. 116.

2 Там же. С. 112.

3 См.: Дэниелс Д., Радеба Л. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. С. 86.

1 См.: Дэниелс Д., Радеба Л. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. С. 87.

2 См.: там же. С.88.

1 См.: Энджел Д., Блэкуэл Р., Миниард П. Поведение потребителей. С. 104.

1 WWW (World Wide Web) — «Всемирная Паутина» — самая распространенная на сегодня система взаимодействия с ГКС, способная наряду с текстовой информацией содержать графику, видео- и аудио-ряд. Часто употребляется как синоним Internet.

1 Сайт (англ. site) — иерархическаясовокупность информационных страниц WWW, имеющих один и тот же адрес высшего уровня, принадлежащий, как правило, одному владельцу (компании, или частному лицу).

2 Клиент всегда прав. 1999. № 42 С. 11.

1 Клиент всегда прав. 1999. № 42 С. 11.

2 См.: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С. 782.

3 См.: там же. С. 782-783.

1 См.: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С. 785.

2 http://www.world.option.com/wo/home/grey.html

1 См.: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С. 796.

1 См.: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. С. 797.

2 См.: например, «Желтые страницы Internet 98. Русские ресурсы» / Под. ред. Полякова Ю. и Сигалова А.; Хан X. Желтые страницы Internet Web 98. Международные ресурсы» желтые страницы Internet 9S. Компьютеры и телекоммуникации / Под ред. Сигалова А. и др.

1 См.: Портер М. Международная конкуренция:Пер. с англ. / Под ред.В. Д. Щетинина. М. 1993. С. 53.

1 См.: Портер М. Международная конкуренция. С. 58.

1 См.: Портер М. Международная конкуренция. С. 61.

1 Каталог ИСО, 1989 (и дополнение 2 к нему).

1 См.: Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: основные понятия и опыт проведения // Маркетингв России и за рубежом. 1997. Сентябрь-октябрь.С. 31.

1 См.: Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: основные понятия и опыт проведения. С.28.

1 См.: Абрамишвили Г. Г. и др. Операция «Маркетинг». Стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий. М., 1976. С. 9—10.

1 См.: Голубков Е.П. Маркетинговые исследования // Маркетинг. 1996. № 2. С.105—107.

1 См.: Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. М., 1996.

1 См.: Котлер Ф. Основы маркетинга.С. 118.

2 Репрезентативность (франц. representatif — показательный) — соответствие характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, показателям, характеризующим всю генеральную совокупность.

1 См.: Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: основные понятия и опыт проведения. С. 41.

2 См.: там же. С.43.

1 См.: Абрамишвили Г. Г. Проблемы международного маркетинга. С. 117.

1 См.: Котлер Ф. Основы маркетинга. С. 231.

1 См.: Котлер Ф. Основы маркетинга. С. 245.

1 См.: Экономика внешних связей России / Под ред. А. С. Булатова. М., 1995. С. 374.

1 Эта аббревиатура впервые была введена в научный оборот 1989 г. известным отечественным специалистом по рекламе В.Е. Демидовым.

2 См.: Манн И. Система маркетинговых коммуникаций // Маркетинг. № 3.1993. С. 62.

3 См.: Ноздрева Р. Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. М., 1991.

1 Реклама в различной форме существовала еще в древности. По мнению археологов, первая письменная реклама была найдена в египетском города Мемфис 2500 лет назад.

1 См.: Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. М., 1996. С. 280.

2 См.: Маджаро С. Международный маркетинг. М., 1979.

3 Unique selling proposition.

4 European selling proposition.

1 См.: Герчикова И. Н. Международное коммерческое дело. С. 280.

1 Полностью напечатан в кн.: Завьялов П. С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. М, 1991. С. 365.

2 Опубликован в журнале: Маркетинг. 1993. № 3. С. 33.

3 См.: Российская газета. 1995. 25 июля. № 142. С. 5—6.

1 См.: Собрание законодательства РФ. М., 1995. № 8. Ст. 659.

2 См.: Российская газета. 1994. 16 июня. № 112. С. 4.

3 Котлер Ф. Основы маркетинга. С. 485.

1 Томас Джефферсон первым употребил термин «public relations» в своем послании к конгрессу в 1807 г.

2 Э. Джексон был полуграмотным выходцем из народа, который сумел выиграть и удержать президентство благодаря умелому воздействию на общественность.

Наши рекомендации