Мотивационные типы персонала
Теперь детализируем представления о мотивационных типах.
Каждый человек представляет собой сочетание всех или некоторых из мотивационных типов в определенной пропорции.
Таким образом, каждый человек описывается мотивационным профилем, показывающим, в какой степени в нем присутствует каждый мотивационный тип.
Условно доля мотивационного типа описывается числом от 0 (соответствующий характер мотивации полностью отсутствует) до 100 (человек описывается "чистым" мотивационным типом), и сумма всех чисел равна 100.
Различают следующие "чистые" типы мотивации:
ЧИСТЫЕ ТИПЫ МОТИВАЦИИ:
· люмпенизированный (избегательный класс) - ЛЮ
· инструментальный (достижительный класс) - ИН
· профессиональный (достижительный класс) - ПР
· патриотический (достижительный класс) - ПА
· хозяйский (достижительный класс) – ХО
Каждый человек с точки зрения его мотивации представляет собой сочетание в некоторых пропорциях пяти чистых мотивационных типов.
Рисунок 9. Человек как сочетание чистых мотивационных типов
Люмпенизированный тип.
Относится к избегательному классу мотивации.
Характеристика:
· все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений;
· согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше;
· низкая квалификация;
· не стремится повысить квалификацию, противодействует этому;
· низкая активность и выступление против активности других;
· низкая ответственность, стремление переложить ее на других;
· стремление к минимизации усилий.
Инструментальный тип.
Относится к достижительному классу мотивации.
Характеристика:
· интересует цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации);
· важна обоснованность цены, не желает "подачек";
· важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно.
Профессиональный тип.
Относится к достижительному классу мотивации.
Характеристика:
· интересует содержание работы;
· не согласен на неинтересные для него работы сколько бы за них не платили [!!!].
· интересуют трудные задания - возможность самовыражения;
· считает важной свободу в оперативных действиях;
· важно профессиональное признание, как лучшего в профессии.
[!!!] Мы рассматриваем чистые мотивационные типы. В характере человека всегда присутствует смесь нескольких мотивационных типов, поэтому утверждение "сколько бы за них не платили" для конкретного реального человека не работает - при высокой объявленной цене труда может проявиться инструментальная составляющая его мотивации, и он согласится выполнять предлагаемую работу.
Патриотический тип.
Относится к достижительному классу мотивации.
Характеристика:
· необходима идея, которая будет им двигать;
· важно общественное признание участия в успехе;
· главная награда - всеобщее признание незаменимости в фирме.
5/5. Хозяйский тип.
Относится к достижительному классу мотивации.
Характеристика:
· добровольно принимает на себя ответственность;
· характеризуется обостренным требованием свободы действий;
· не терпит контроля.
Можно привести данные, показывающие реальные распределения по мотивационным типам в организациях.
Таблица 9
Распределение мотивационных типов работников крупного хлебокомбината, успешно функционирующего на рынке
Мотивационный тип | Доля персонала с преобладанием данного мотивационного типа | |
Среди рабочих | Среди менеджеров | |
Инструментальный | 44% | 9% |
Профессиональный | 14% | 31% |
Патриотический | 14% | 38% |
Хозяйский | 2% | 9% |
Люмпенизированный | 26% | 13% |
Таблица 10
Распределение мотивационных типов работников крупного машиностроительного завода, ранее выпускавшего оборонную продукцию, с очень высоким кадровым потенциалом (в данный момент завод испытывает трудности с конверсией)
Мотивационный тип | Доля персонала с преобладанием данного мотивационного типа | |
Среди рабочих | Среди менеджеров | |
Инструментальный | 29% | 22% |
Профессиональный | 23% | 29% |
Патриотический | 17% | 21% |
Хозяйский | 13% | 17% |
Люмпенизированный | 18% | 10% |
ВЫЯВИТЬ «КТО ЕСТЬ КТО» В ОРГАНИЗАЦИИ МОЖНО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АНКЕТ.
ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ РАБОТНИКОВ ПОДБИРАЮТ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ФОРМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ.
http://www.dis.ru/kp/arhiv/2002/8/1.html