Мотивационные типы персонала

Теперь детализируем представления о мотивационных типах.

Каждый человек представляет собой сочетание всех или некоторых из мотивационных типов в определенной пропорции.

Таким образом, каждый человек описывается мотивационным профилем, показывающим, в какой степени в нем присутствует каждый мотивационный тип.

Условно доля мотивационного типа описывается числом от 0 (соответствующий характер мотивации полностью отсутствует) до 100 (человек описывается "чистым" мотивационным типом), и сумма всех чисел равна 100.

Различают следующие "чистые" типы мотивации:

ЧИСТЫЕ ТИПЫ МОТИВАЦИИ:

· люмпенизированный (избегательный класс) - ЛЮ

· инструментальный (достижительный класс) - ИН

· профессиональный (достижительный класс) - ПР

· патриотический (достижительный класс) - ПА

· хозяйский (достижительный класс) – ХО

Каждый человек с точки зрения его мотивации представляет собой сочетание в некоторых пропорциях пяти чистых мотивационных типов.

Мотивационные типы персонала - student2.ru

Рисунок 9. Человек как сочетание чистых мотивационных типов

Люмпенизированный тип.

Относится к избегательному классу мотивации.

Характеристика:

· все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений;

· согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше;

· низкая квалификация;

· не стремится повысить квалификацию, противодействует этому;

· низкая активность и выступление против активности других;

· низкая ответственность, стремление переложить ее на других;

· стремление к минимизации усилий.

Инструментальный тип.

Относится к достижительному классу мотивации.

Характеристика:

· интересует цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации);

· важна обоснованность цены, не желает "подачек";

· важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно.

Профессиональный тип.

Относится к достижительному классу мотивации.

Характеристика:

· интересует содержание работы;

· не согласен на неинтересные для него работы сколько бы за них не платили [!!!].

· интересуют трудные задания - возможность самовыражения;

· считает важной свободу в оперативных действиях;

· важно профессиональное признание, как лучшего в профессии.

[!!!] Мы рассматриваем чистые мотивационные типы. В характере человека всегда присутствует смесь нескольких мотивационных типов, поэтому утверждение "сколько бы за них не платили" для конкретного реального человека не работает - при высокой объявленной цене труда может проявиться инструментальная составляющая его мотивации, и он согласится выполнять предлагаемую работу.

Патриотический тип.

Относится к достижительному классу мотивации.

Характеристика:

· необходима идея, которая будет им двигать;

· важно общественное признание участия в успехе;

· главная награда - всеобщее признание незаменимости в фирме.

5/5. Хозяйский тип.

Относится к достижительному классу мотивации.

Характеристика:

· добровольно принимает на себя ответственность;

· характеризуется обостренным требованием свободы действий;

· не терпит контроля.

Можно привести данные, показывающие реальные распределения по мотивационным типам в организациях.

Таблица 9

Распределение мотивационных типов работников крупного хлебокомбината, успешно функционирующего на рынке

Мотивационный тип Доля персонала с преобладанием данного мотивационного типа
Среди рабочих Среди менеджеров
Инструментальный 44% 9%
Профессиональный 14% 31%
Патриотический 14% 38%
Хозяйский 2% 9%
Люмпенизированный 26% 13%

Таблица 10

Распределение мотивационных типов работников крупного машиностроительного завода, ранее выпускавшего оборонную продукцию, с очень высоким кадровым потенциалом (в данный момент завод испытывает трудности с конверсией)

Мотивационный тип Доля персонала с преобладанием данного мотивационного типа
Среди рабочих Среди менеджеров
Инструментальный 29% 22%
Профессиональный 23% 29%
Патриотический 17% 21%
Хозяйский 13% 17%
Люмпенизированный 18% 10%

ВЫЯВИТЬ «КТО ЕСТЬ КТО» В ОРГАНИЗАЦИИ МОЖНО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АНКЕТ.

ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ РАБОТНИКОВ ПОДБИРАЮТ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ФОРМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ.




http://www.dis.ru/kp/arhiv/2002/8/1.html

Наши рекомендации