Теория зрелости – незрелости Криса Аргириса.
Крис Агирис сравнил иерархические ценности (аналог теории Х представлений о людях) с демократической системой ценностей (аналог теории Y).
Таблица 6
Две различные системы ценностей по К. Аргирису
Иерархическая система ценностей | Демократическая система ценностей |
1. Важны отношения связанные с достижением целей организации | 1. Важны отношения связанные с достижением целей организации и с поддержанием рабочей среды. |
2. Эффективность отношений возрастает, когда поведение более разумное и логическое, и падает, когда поведение эмоциональное. | 2. Эффективность возрастает, когда любое поведение становится сознательным, обсуждаемым и управляемым. |
3. Люди мотивируются только определенным видом деятельности, полномочиями, контролем, вознаграждением и наказанием. | 3. Люди дополнительно мотивируются с помощью властных взаимосвязей, психологического успеха и одобрения. |
Иерархические ценности приводят плохим, поверхностным и недоверительным связям, снижают соревновательность. Демократические ценности приводят к росту соревновательности и межгрупового сотрудничества, к возрастанию эффективности организационной структуры.
К. Аргирис утверждает, что «здоровая» личность развивается от незрелости к зрелости. Тенденция двигаться к зрелости с возрастом усиливается
Таблица 7
Развитие личности от незрелости к зрелости
Незрелость | Зрелость | |
Пассивность | Активность | |
Зависимость | независимость | |
Зависимы в некоторых случаях | Независимы во многих случаях | |
Неуправляемые, поверхностные интересы | Глубокие и постоянные интересы | |
Краткосрочная перспектива | Долгосрочная перспектива | |
Подчиненное положение | Равное или превосходящее положение | |
Недостаточное самосознание | Осознание своих действий и контроль над собой |
Согласно К. Аргирису, сдерживание людей от зрелости принцип формальной организации. В формальной организации часто существуют представления управления как достичь целей организации, т.е. власть и авторитет должны оставаться в руках «верхушки организации». Этот тип лидерства ограничивают инициативу и творчество служащих и несовместимы с настоящей зрелостью человеческой личности.
Аргирис ссылается на два примера. Один на вязальной фабрике, другой на производстве радиоэлектроники, в которых умственно отсталые люди были использованы на работах, не требующих особого искусства и навыков. Эти рабочие выполняли работу такими эффективными методами для уровня их развития, что все были удивлены. Их работа была хорошей и их поведение было лучше, чем у других рабочих.
Управление должно обеспечить рабочий климат, в котором каждый имеет шанс вырасти и созреть как личность, т.е. основываться на теории Y. Предоставляемая возможность расти и созревать на работе помогает рабочим получать большее удовлетворение, чем при удовлетворении физиологических потребностей и потребностей в безопасности.