Что такое тимбилдинг-отрасль?
Тимбилдинг-отрасль — это совокупность всех рыночных объектов, которые прямо или опосредованно способствуют производству тимбилдинг-услуг. Основными игроками тимбилдинг-отрасли
Часть 1. Тимбилдинг
являются тимбилдинг-компании. Они работают в плотном взаимодействии с другими участниками отрасли — клиентами, поставщиками, услугами-заменителями и новыми игроками отрасли тимбил-дингов. Тимбилдинг-компании работают в В2В сегменте, то есть «Business to Business» (бизнес для бизнеса), что во многом определяет бизнес-модель тимбилдинг-компании и характер взаимодействия тимбилдинг-компании с другими игроками в отрасли.
Основные драйверы отрасли тимбилдингов
Основные драйверы отрасли — это причины, которые изменяют условия в отрасли, побуждают основных игроков в отрасли (конкурентов, клиентов и поставщиков) изменять свои действия и активно реагировать на изменения в отрасли [Thompson, 2007].
Для тимбилдинг-отрасли ключевыми драйверами являются: продуктовые инновации, репутация, технологические и маркетинговые инновации, выход на рынок новых игроков и изменение жизненных предпочтений корпоративных потребителей.
Рассмотрим эти драйверы более детально.
Продуктовые инновации.Вывод на рынок нового продукта или услуги, которые изменяют характер спроса на текущие услуги. Продуктовые инновации со стороны конкурентов требуют от компании предпринимать активные действия, чтобы сохранить собственные рыночные позиции.
Репутация тимбилдинг-компании.Репутация — один из ключевых драйверов тимбилдинг-области. Любые действия, отрицательно влияющие на репутацию тимбилдинг-компании, вызывают у нее активные обратные действия по усилению репутации, созданию позитивного имиджа. Тимбилдинг — это прежде всего услуга, а качество услуги главным образом может быть оценено только после ее приобретения. Репутация в сфере услуг играет первостепенную роль.
Совершенствование технологий.Тимбилдинг — это услуга, которая предлагается на стыке нескольких областей — менеджмента, психологии, экстрима, путешествий, информационных технологий. Технологические инновации в каждой из областей способствуют созданию нового оригинального продукта. То есть выход на рынок с новой технологией в большинстве случаев повышает
Глава 2. Тимбилдинг в России
привлекательность или безопасность продукта что особенно важно и привлекательно в сфере экстрим-тимбилдингов. Наряду с этим совершенствование технологии повышает эффективность исполь-чования услуги, что может повлечь за собой ответные действия со стороны конкурентов в отрасли.
Маркетинговые инновации.Вывод на рынок новых маркетинговых нововведений или инновации в каналах продвижения продуктов также способен изменить поведение игроков в отрасли. Например, переход от продажи отдельных тимбилдингов и дискретного продвижения проектов к абонентскому обслуживанию меняет подход к продаже услуг, требует от тимбилдинг-спедиалистов новых знаний и компетенций для поддержания высокой конкурентоспособности компании.
Выход или вход на рынок новых игроков — тимбилдинг-ком-паний.Выход на рынок новых крупных и сильных игроков повышает уровень конкуренции. Усиливающаяся конкуренция ужесточает бизнес, требует от компаний предельно эффективного менеджмента, экономии на издержках, высокой производительности. Один из актуальных вопросов в России — что принесет вход в российскую тимбилдинг-отрасль иностранных компаний в будущем? Пока еще официального входа западных тимбилдинг-компаний не произошло, во-первых, потому, что российское предложение вполне удовлетворяет российский спрос, во-вторых, западные компании с трудом смогут конкурировать в России по уровню цен. Однако в будущем мы можем прогнозировать выход на российский рынок западных тимбилдинг-игроков и их успешную деятельность в России.
Изменение потребительских предпочтений, корпоративных ценностей и стиля жизни.Пожалуй, это наиболее сложный и непредсказуемый параметр. Надо четко отдавать себе отчет в том, что тимбилдинг пришел в Россию не только как насущная потребность бизнеса, но и как мода! В связи с тем, что российскому бизнесу только исполняется 15 лет, правила и нормы, законы и традиции еще на стадии формирования. Мода — все еще важный драйвер российского бизнеса. Система сбалансированных показателей, управление по целям, коучинг, тимбилдинги — новые инструменты менеджмента сменяют друг друга с завидной скоростью. На мой взгляд, командообразование — это фундаментальная потребность компаний, не поддающаяся моде, но нельзя исключать приход новых еще более модных и захватывающих альтернатив.
Часть 1.Тимбилдинг