Модели выбора внешних рынков.
Поскольку процесс организации международного маркетинга на фирме должен быть ориентирован на конкретную страну, процедура выбора внешнего рынка для начала этой работы имеет важнейшее значение (рис. 3).
Особо важное значение при организации международного маркетинга для первоначального определения целевых рынков имеют следующие характеристики стран:
- тип хозяйственной структуры;
- характеристика распределения доходов.
Различают следующие типы хозяйственной структуры:
- страны с экономикой типа натурального хозяйства;
- страны-экспортеры сырья;
- промышленно развивающиеся страны;
- промышленно развитые страны.
По характеру распределения доходов выделяются:
- страны с очень низким семейным доходом;
- страны с преимущественно низким уровнем семейного дохода;
- страны с очень низким и очень высоким уровнем семейного дохода;
- страны с низким, средним и высоким уровнем семейного дохода;
- страны с преимущественно средним уровнем семейного дохода.
Результат анализа типа хозяйственной структуры страны и характера распределения семейного дохода в стране является своеобразным предварительным критерием дофильтрационного отбора целевого рынка для организации международного маркетинга.
Процесс создания совместных и иностранных предприятий в стране зависит от наличия в ней соответствующих нормативных (законодательных) методов стимулирования:
- наличие четких, долговременно действующих норм: законодательное, налоговое, административное регулирование деятельности любых предприятий должно быть четким, однозначным, стабильным;
- свобода действий: партнерские стороны не должны подвергаться излишнему административному вмешательству;
- защита инвестиций: наличие соответствующих государственных нормативных актов;
- обладание правом собственности на землю и недвижимость: совместные и иностранные предприятия должны иметь право на приобретение и владение недвижимостью для обеспечения обязательств по кредитам и перспектив долгосрочного планирования своей деятельности;
- свобода торговли: либерализация или отмена экспортных лицензий для обеспечения возможности заработка твердой валюты;
- наличие налоговых льгот для совместных и иностранных предприятий;
- международная стандартизация бухгалтерского учета и отчетности;
- возможность ведения расчетов в местной валюте: расчеты за сырье, энергию, рабочую силу, аренду основных фондов.
Рис. 3. Модель выбора внешних рынков
На следующей схеме представлено сравнение стратегий внедрения фирмы на внешние рынки (рис. 4).
Рис. 4. Схема сравнения стратегий внедрения фирмы на внешние рынки
Вопросы для подготовки к зачету/экзамену
1. Понятие и сущность маркетинга
2. Маркетинг как система деятельности на рынке, ее основные направления
3. Цели, принципы и функции современного маркетинга
4. Понятие маркетингового исследования, его основные цели и задачи
5. Маркетинговых исследований: исследования рынка; исследования спроса
6. Маркетинговые исследования: исследование конкурентной ситуации на рынке; отраслевые исследования
7. Маркетинговые исследования: исследование общих условий сбыта; исследование деятельности фирмы
8. Общая схема маркетинговых исследований, методы проведения
9. Ключевые этапы процедуры маркетингового исследования
10. Понятие маркетинговой среды фирмы
11. Основные факторы макросреды фирмы
12. Основные факторы микросреды фирмы
13. Основные стратегии охвата рынка
14. Сущность процесса сегментации
15. Факторы сегментации потребительских рынков
16. Модель покупательского поведения. Теории мотивационного поведения
17. Процесс принятия решения о покупке
18. Понятие товара. Фазы жизненного цикла товара
19. Системы стратегического маркетинга на рынке, анализ портфеля товаров
20. Товарная политика, варианты работы фирмы на целевых рынках
21. Поиск, отбор и оценка новых товарных идей
22. Проектирование и разработка товара, пробный маркетинг, начало продаж. Товарная стратегия
23. Товарный знак и фирменный стиль
24. Упаковка, этикетка и маркировка товара
25. Ценообразование на разных типах рынков
26. Основные этапы процесса установления цены на товар
27. Методы ценообразования
28. Распределение, посредники и каналы распределения, их функции
29. Маркетинговые коммуникации, их роль в маркетинге
30. Реклама в маркетинге
31. Стимулирование сбыта и пропаганда
32. Индивидуальные продажи, выставки и ярмарки, почтовая рассылка в маркетинге
33. Брэндинг и спонсорство как маркетинговые коммуникации
34. Стратегия и тактика маркетинга. Процесс стратегического планирования
35. Стратегия и тактика маркетинга. План маркетинга
36. Понятие комплекса маркетинга
37. Ситуационный анализ (SWOT-анализ) как инструмент контроля маркетинга
Список рекомендуемой литературы:
Основная:
Котлер Ф. | Основы маркетинга:Пер. с англ. | М.: Прогресс, | 1990. | http://bibliotekar.ru/biznes-42/index.htm) |
Бронникова, Т.С. | Маркетинг: теория, методика, практика | М. : КноРус | - | |
Цахаев Р.К. | Маркетинг | М. : Дашков и К | - | |
Мазилкина Е.И. | Маркетинг в отраслях и сферах деятельности | Дашков и К | - | |
Гавриленко, Н.И. | Маркетинг : учебное пособие | М. ; Берлин : Директ-Медиа, | URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=273611 | |
Годин, А.М. | Маркетинг : учебник для бакалавров | Дашков и Ко | ЭБС URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253807 | |
Минько, Э.В. | Минько, Э.В. Маркетинг : учебное пособие | М. : Юнити-Дана, | URL:http://biblioclub.ru/index.php?page |
Дополнительная:
Автор | Название | Издательство | Год | Наличие в ЭБС |
Ю.В. Морозова, В.Т. Гришиной | Маркетинг в отраслях и сферах деятельности | М. : Дашков и К | - | |
Кеворков В.В. | Практикум по маркетингу | М. : КноРус | ||
О.А. Лебедева, Т.Н. Макарова, Н.А. Скворцова и др. | Маркетинг : учебное пособие / - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 125 с. | : Директ-Медиа | 2015. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426545 |