Упаковка и маркировка товара
В маркетинговой деятельности большое место занимают упаковка и маркировка товара.
Разработка эффективной упаковки для нового товара требует принятия непростых решений. Первоочередная задача — принятие концепции упаковки, т.е. решения, чем она должна являться по отношению к товару: будет ли основной ее функцией совершенная защита товара, новаторский метод дозировки, информация об определенных качествах товара или компании, что-либо еще.
Упаковка должна выполнять свои функции в нескольких различных ситуациях: на складе фирмы-производителя, во время транспортировки к оптовику и затем в розничную торговлю, на складе торгового посредника, на витрине, при использовании потребителем, в период хранения потребителем и при повторном использовании и утилизации.
Таким образом, разработчики упаковки и маркетологи принимают решения по двум направлениям: оптимальная конструкция и дизайн.
Конструктивные решениякасаются применения какого-либо материала, размеров, дополнительных элементов. Так, при создании упаковки могут быть использованы оберточная бумага, картон, пенопласт, целлофан или иные прозрачные пленки, гофрированная бумага, пластмассовые или ламинированные поддоны, а также различные ткани.
Упаковка может быть однослойной и многослойной (в последнем случае внутренняя упаковка — это непосредственное вместилище товаров). Так, для одеколона, духов внутренней упаковкой служит бутылка, в которую они налиты. Внешняя упаковка — материал, служащий зашитой для внутренней упаковки и удаляемый при подготовке материала к непосредственному использованию.
Под транспортной упаковкой (тарой) имеют в виду вместилище, необходимое для хранения, идентификации или транспортировки товара.
Одна из важнейших функций упаковки — предохранение товара от повреждений, поскольку изготовитель получит полную продажную цену только тогда, когда в руки покупателя товар поступит в безупречном и неповрежденном виде.
Хорошо спроектированная и качественно изготовленная упаковка создает дополнительные удобства для потребителей, а изготовителям дает дополнительные средства стимулирования сбыта товара. Она способна:
• предохранять товары от порчи и повреждений;
• облегчать создание рациональных единиц груза для транспортировки, погрузки, выгрузки и хранения товаров;
• обеспечивать создание оптимальных — по весу и объему — единиц для продажи товара.
Дизайнерские решениязатрагивают такие характеристики упаковки, как форма, цвет, текст, торговая марка, логотип. Упаковка является своего рода носителем рекламы, а в связи с этим она должна отвечать следующим требованиям:
• привлекать внимание формой, цветом, размером;
• создавать у потребителей благоприятное представление о товаре;
• иметь единообразное оформление для товаров одного производителя;
• иметь гармоничное сочетание всех элементов, т.е. цвета, формы, объема, а также соответствовать упакованному в нее товару;
• не меняться слишком часто — это затрудняет узнавание товара;
• помогать покупателю быстро выбирать именно тот товар, который ему нужен;
• содержать достаточную для потребителя информацию о товаре.
Неразрывной частью стратегии проектирования и использования упаковки является маркировка товаров с применением этикеток, ярлыков, штрихового кодирования и тому подобных средств.
Этикетка — составная часть упаковки, которая может быть простым ярлыком, прикрепляемым к товару, а может быть тщательно продуманным произведением графического дизайна, входящим в состав упаковки.
Функции этикетки:
- идентификация товара или марки;
- указание сорта;
- описание товара, размера;
- пропаганда товара.
На этикетке могут быть указаны:
1) имя производителя товара, страна изготовления, элементы или материалы, из которых состоит товар;
2) срок годности товара, сорт товара в соответствии со специальными стандартами;
3) инструкция по использованию товара;
4) инструкция по эксплуатации;
5) предостережения о последствиях неправильной эксплуатации.
Этикетки могут разрабатываться специально для соответствующих рыночных сегментов. Например, для пожилых людей важно, чтобы текст этикетки был набран крупным шрифтом. Более того, большинство людей, купив товар, выбрасывают и инструкции, и упаковку, следовательно, после этого потребитель сможет выйти на фирму-производителя только с помощью той информации, которая дается на этикетке. Это приводит к выводу, что ориентированная на потребителя фирма-производитель на своей этикетке должна давать номер телефона отдела обслуживания потребителя.
Забота о потребителе предполагает внимание ко всякого рода мелочам, в частности к инструкции по эксплуатации товара.
Тщательно написанная и хорошо поданная потребителю инструкция повышает уровень качества эксплуатации товара, а следовательно, повышают и качество самого товара. Успех или неудача нового товара на рынке может быть напрямую связана с тем, насколько он легок в использовании и насколько корректна инструкция по его эксплуатации. Непризнание этого факта является крупной ошибкой.
В условиях быстро возрастающего применения компьютерной техники во всех отраслях деятельности чрезвычайно возросла роль штриховых кодов, применение которых повышает эффективность производства, торговли, транспорта, банковского дела.
В западных странах практически вся торговля основана на штриховых кодах. На 99% производимых на Западе товаров наносится штриховой код. При его отсутствии торговля не принимает товар от производителя, либо делает это с большой скидкой (30—40% и более). Объясняется это тем, что штриховое кодирование товаров экономически оправдано, когда охватывает не менее 85% товаров. При помощи такого кода любой объект можно быстро опознать и передать информацию о нем в компьютер.
Принимая решение относительно упаковки, деятели рынка должны учитывать следующие обстоятельства, отражающие мнение общественности и государственной политики:
· Отражать истину на упаковке и в маркировке.
· Учитывать, что стоимость товара возрастает в зависимости от стоимости упаковки.
· Снижать использование дефицитных ресурсов.
· Не загрязнять окружающую среду.
Тема 7. Задачи, политика и методы ценообразования.
1. Ценообразование на разных типах рынков.