Сущность и значение товарного знака.
В маркетинговой деятельности предприятия важное значение имеет товарный знак (торговая марка). По общепринятому мнению, товарный знак (торговая марка)— это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, присвоенное товару для его отличия от других, и указание на его производителя (предприятие, фирму). Он представляет собой рисунок (символ, знак), определенное сочетание букв, цифр и других символов. Понимаемый как средство индивидуализации производителя, товарный знак рассматривается как торговая марка или фирменный знак. Товарный знак регистрируется в государственных учреждениях и пользуется правовой защитой. Он также защищает исключительные права изготовителя-продавца на пользование маркой и (или) эмблемой.
Товарный знак (торговая марка) должен привлекать внимание, легко запоминаться, выполнять коммуникативную роль в процессе позиционирования товара, и, наконец, подчеркивать отличие товара от товаров конкурентов.
Названия торговых марок и их логотипы помогают формировать ассоциации в памяти потребителей. Конечно, короткие, простые в произношении названия запоминаются легче. Они должны символизировать одно или несколько наиболее важных преимуществ товара. Например, для обозначения своих нематериальных услуг и их дифференциации страховые компании в логотипах и лозунгах используют очень конкретные образы — надежные руки, мощные скалы и т.д. Важно помнить, что потребитель выбирает товар на основании своего собственного восприятия преимуществ данного товара.
Очень часто в качестве торговой марки используется название фирмы (например, IBM, Xerox). Ощутимым, хотя и не всегда замечаемым преимуществом пользования названия фирмы является то, что реклама товара имеет двустороннее воздействие: она способствует формированию у потребителя как положительного имиджа корпорации на фондовой бирже, так и имиджа, производимого фирмой.
Товарный знак дает владельцу определенные преимущества:
• упрощает процесс оформления заказов и доставки продукции;
• обеспечивает юридическую защиту уникальных качеств продукции, которые в противном случае могли бы быть безнаказанно скопированы конкурентами;
• дает продавцу возможность привлечь достаточное количество покупателей;
• помогает продавцу четко сегментировать рынок.
Известные марки помогают укреплению корпоративного имиджа, упрощают внедрение новых марок и обеспечивают благосклонность дистрибьюторов и потребителей.
Основные функции товарного знака:
· служить свидетельством высокого качества продаваемого товара,
· вызывать доверие покупателя благодаря хорошей репутации владельца товарного знака (не обязательно изготовителя продукта),
· осуществляющего контроль над качеством товара.
Товарный знак является той основой, на которую опирается реклама. Однако для своего устойчивого функционирования, распознавания и хорошего запоминания товарный знак сам нуждается в рекламе.
Известность и, как следствие, высокая стоимость обеспечивает компании определенные преимущества перед конкурентами:
• уменьшаются затраты на маркетинг, так как покупатели доверяют товарному знаку, сохраняют высокую степень лояльности к нему;
• товарный знак становится дополнительным рычагом, воздействующим на дистрибьюторов и розничных продавцов, поскольку покупатели ждут от них продукцию под конкретными торговыми марками;
• можно устанавливать более высокие, чем у конкурентов, цены, поскольку торговый знак — синоним высокого качества;
• легче расширять товарную линию, поскольку потребители доверяют торговой марке.
Товарный знак выступает движущим мотивом покупки и своеобразной гарантией качества.
Существует четыре типа обозначения знака (марки):
первый — фирменное имя, т.е. слово, буква или группа слов, букв, которые могут быть произнесены;
второй — фирменный знак, т.е. символ, рисунок или отличительный цвет, обозначение; третий — торговый образ, персонифицированная торговая марка;
четвертый — фирменное имя, фирменный знак, торговый образ или их сочетания, защищенные юридически.
Фирменные имена, фирменные знаки и товарные образы представляют собой маркетинговые обозначения и не обеспечивают юридической защиты от использования конкурентами, если не зарегистрированы как товарные знаки.
Следует иметь в виду, что товарный знак является важной составной частью более широкого понятия — «фирменный стиль», что означает совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, языковых и др.), которые, обеспечивая определенное единство всей продукции производителя-продавца, воспринимаемое во внешней среде (не только потенциальными покупателями), одновременно противопоставляют производителя и его продукцию конкурентам и их товарам.
Составными элементами системы фирменного стиля являются:
а) товарный знак;
б) логотип – специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (или группы ее товаров);
в) фирменный блок – объединенные в композицию знак и логотип, а также разного рода поясняющие надписи (страна, почтовый адрес, телефон и телекс);
г) фирменный цвет (сочетание цветов);
д) фирменный комплект шрифтов;
е) фирменный константы (формат, иллюстрации и др.).
Правила применения товарного знака перечислены ниже:
1) товарный знак следует четко выделять;
2) способ выделения знака должен неукоснительно соблюдаться;
3) зарегистрированный товарный знак необходимо сопровождать специальным знаком-уведомлением (®, ™ и др.);
4) необходимо обязательно соблюдать очередность начертания товарного знака;
5) буквенная часть товарного знака не склоняется;
6) товарный знак должен обозначать лишь то, что имеется в виду;
7) недопустима маркировка товарным знаком товаров, для которых он не предназначен;
8) первое употребление товарного знака необходимо снабдить примечанием.
Решение относительно марочных обозначений появляются, чтобы обозначить принадлежность товара производителю.
В последнее время появилась тенденция к ликвидации марочных обозначений для снижения цены.
Решение хозяина марки может иметь три пути перевода своего товара на рынок:
- под маркой самого производителя;
- под маркой посредника, продающего этот товар;
- как под своей, так и под маркой посредника.
Существует четыре подхода к проблеме присвоения марочных названий:
- Индивидуальное марочное название (не связанное с именем фирмы)
- Единое марочное название для всех товаров
- Коллективное марочное название для товарных семейств
- Торговое название фирмы в сочетании с индивидуальными марками товаров.
Существует многомарочный подход двух и более марок в одной товарной категории.
Основные характеристики марочных товаров:
- маркирование;
- профильность;
- неизменная упаковка;
- неизменное (улучшенное) качество;
- неизменное количество в упаковке;
- интенсивная реклама;
- высокий уровень известности;
- широкое распространение на рынках сбыта;
- очень часто – правовая защита.
Требования, предъявляемые к профильной упаковке марочных товаров:
- обеспечение защиты при транспортировке и хранении товара;
- содержание указаний на основные преимущества продукта;
- соответствие привычкам потребителей;
- характеристика области применения товара (функции, пригодность, срок годности);
- адекватность продукту, в том числе и по ценовым характеристикам;
- современность,
- привлекательность;
- лёгкость открытия и закрытия;
- возможность последующего утилитарного использования;
- учет требований каналов сбыта с точки зрения физической защиты от внешних условий, простоты погрузки и выгрузки, полноты использования транспортного габарита (полезного объёма транспортного средства).