Масс-медиа как инструмент связей с общественностью. Общие схемы работы со СМИ.
Отношения с прессой продолжают оставаться наиболее важными из отношении со СМИ. Пресса служит для организации каналом широкого распространения информации о организации, необходимым для принятия решения.
В работе с прессой нужно помнить, что организация заинтересована в освещении только благоприятной информации о своей деятельности.
Пресса же, заинтересована чтобы журналисты доставали информацию интересную или скрываемую от читателей. Пресса в основном публикует статьи социального характера.
До сих пор общественное мнение формируется под воздействием прессы.
Основными функциями ответственного в организации за связь с прессой являются:
1) предоставление материалов для печати, на основе которых готовятся статьи, репортажи,
2) ответы на запросы прессы и предложения информационных услуг,
3) мониторинг – отслеживание, анализ и оценка сообщений печати, радио и телевидения.
Принятие мер по исправлению ошибок в сообщениях и выступление с опровержениями.
Функции связи с прессой могут реализоваться самой организацией или возлагаться на посредника. В зависимости от объема работ, функция пресс-коммуникаций может выполнятся:
1) пресс-секретарем,
2) пресс-бюро,
3) отделом по работе с прессой,
4) пресс-службой или пресс-центром,
5) службой по коммуникациям,
6) внештатным работником или внешней консультативной фирмой по договору.
Крупные организации и компании имеют собственные пресс-службы или пресс-центры, в небольших компаниях такая функция может совмещаться с другими функциями исполнителя.
В крупных организациях пресс-центры являются подразделениями отдела ПР, а ответственный за связь с прессой подчиняется руководителю отдела ПР. В обычных случаях ответственный за связь с прессой выступает от имени организации. Но если вопрос представляющий важный интерес для организации, то по этому вопросу должен выступать сам руководитель организации. Ответственные за связь с прессой должен прикладывать максимум усилии, чтоб руководитель находил время для выступлении в прессе.
К основным сферам ответственности пресс-службы организации относится :
1) оперативное распространение информации о деятельности организации,
2) организация оперативного взаимодействия организации с СМИ,
3) информационно-аналитическое обеспечение менеджеров и занятых в организации по вопросам, затрагивающих интересы организации,
4) создание информационного банка данных отражающих деятельность организации,
5) организация пресс конференций,
6) оперативный сбор и анализ материалов печати, имеющих отношение к организации,
7) подготовка интервью должностных лиц в организации для СМИ.
Пресс-службы существуют в том или ином виде во всех крупных организациях и компаниях. Например, такие центры имеют президент РФ, правительство РФ, мэры крупных городов (газпром).
34. Метод и жанр журналистского расследования.
Цели журналистского расследования реализуются в результате применения соответствующих методов, соотнесенных, в свою очередь, с его познавательными этапами. Журналистское расследование включает в себя несколько таких этапов.
Любое журналистское расследование состоит из следующих этапов:
-- определение задач и гипотезы расследования;
-- составления плана мероприятий;
-- сбора и обработки первичной информации;
-- работы с источниками;
-- систематизации собранной информации;
-- формирования доказательной базы;
-- генерального интервью;
-- юридической экспертизы;
-- подготовки материала.
Любое расследование, как и практически любой журналистский материал, начинается с информационного повода. Какая информация может послужить толчком к расследованию? Это могут быть как события, факты и явления, лежащие на поверхности, так и конфиденциальные сведения, неизвестные общественности. Порой поводом для изысканий становится заурядный на первый взгляд эпизод.
Началом расследования, по мнению М.Н. Ким, могут стать:
-- события;
-- происшествия;
-- ваши собственные наблюдения и предположения;
-- материалы СМИ;
-- документы (как открытые, допустим, распоряжения и постановления властных органов, так и частично открытые, и конфиденциальные, от документации коммерческих структур -- до ведомственной документации служебного характера;
-- заявления официальных лиц, в том числе пресс-релизы госорганов или частных организаций;
-- слухи;
-- сообщения, полученные от источника информации, или «инициатора».
Чтение книг, газет, журналов, просмотр документальных фильмов и телепередач, знакомство с библиографическими обзорами, другими библиотечными источниками, компьютерными изданиями и базами данных как российских, так и международных, могут подсказать журналисту достаточно определенный адрес вполне конкретного поиска. Но гораздо чаще подобные адреса подсказывают телефонные звонки или поступающие в редакцию письма. Иногда повод для подготовки расследования возникает как бы сам собой, на основе той информации, которая постоянно циркулирует в профессиональной журналистской среде. Еще один возможный путь получения первоначальной информации -- анонимное анкетирование. С этой целью в издании, в котором работает журналист-расследователь, может быть опубликована анкета, содержащая вопросы, ответы на которые могут натолкнуть его на вполне определенный адрес дальнейшего поиска.
Обладая исходной информацией, журналист должен, хотя бы примерно, определить конкретную задачу расследования. Далее ему необходимо, исходя из реальных возможностей, существующих в данном конкретном случае, конкретизировать общие цели расследования как такового, то есть, «сузить» до уровня реально реализуемых целей. В качестве таковых могут, например, выступать следующие цели:
1) выявление конкретных участников;
2) описание механизма преступления;
3) определение мотивов, побудивших участников расследуемой криминальной ситуации совершить преступление;
4) установление социальных причин;
5) прогнозирование возможных последствий развития исследуемой криминальной ситуации.
Журналист может поставить перед собой задачу реализовать все эти цели, а может остановиться только на некоторых, или даже - на одной из них. Все будет зависеть от тех фактов, которые окажутся у него в руках, а также и от ряда других причин, которые будут известны только самому автору или его редактору.
35. Новостная журналистика и работа репортера. Репортаж и его виды. Интервью.
Вот как определяет понятие «репортаж» Большая Советская энциклопедия: (франц. reportage, от англ. report – «сообщать») – информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В зависимости от канала массовой коммуникации (печать, радиовещание, телевидение), для которого предназначен Р., способы подачи материала имеют некоторые специфические особенности. Р. в печати (главным образом в газете) может быть как событийным, так и тематическим, описывающим события, объединённые одной темой, но происходящие в разное время; обычно иллюстрируется фотоснимками с места событий, широкое распространение получают и самостоятельные фоторепортажи. Р., передаваемый по радио, всегда придерживается хронологической последовательности событий, стремясь образным словом воспроизвести картину происходящего. Р. на телевидении зачастую перерастает в комментирование события, демонстрируемого на экране.
Сегодня репортаж воспринимается многими как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательные и выразительные возможности репортажа позволяют современным журналистам наглядно и предметно отображать даже самые сложные явления действительности в периодической печати.