Тема: Определение коэффициента широты, полноты, устойчивости ассортимента.

Работа в аудитории

Задание:

Студент самостоятельно:

- изучает методические рекомендации по проведению практической работы;

- выполняет практическое задание;

- отвечает на контрольные вопросы;

- оформляет отчет.

Содержание отчета:

1. Номер ПР

2. Название ПР

3. Цели работы

4. Практическое задание должно содержать: классификацию различных групп продовольственных и непродовольственных товаров, таблицы №1 ; классификацию обуви – таблицу №2; расчет контрольного числа; четкие ответы на поставленные вопросы;

Задание №1.

Провести классификацию выбранной группы продовольственных или непродовольственных товаров по фасетному методу. Группы товаров взять из учебника товароведения.

По всей совокупности набора товаров выделить независимые и соподчиненные товарные признаки и дать их обоснование (в качестве независимых признаков могут применяться конкретные характеристики потребительских свойств товаров), произвести группировку товаров из рассматриваемого набора по одному, двум и более независимым признакам.

Таблица 1. Классификация ……………………………………………..

Номер фасеты Признак классификации Классификационные группировки
Ф1      
Ф2      
Ф3    
Ф4    
     

Задание 2.

Составить классификации по такому виду обуви как ботинки по следующим группировкам:

-на подошве кожаной,

-из пористой резины,

-из полиуретана;

-на шнурках, резинках, застежке-молнии;

-с верхом из юфтевой кожи и хромовой кожи, из синтетических материалов.

Результаты оформить в виде следующей таблицы:

Таблица 2. Классификация обуви.

№п/п Вид товара Признаки Фасеты
         
         
         
         
         

Задание 3.

Предварительная подготовка

Ознакомиться с теоретическими сведениями.

Изучите структуру штрихового кода (EAN-13) по рисунку.

ХХ(Х) ХХХХ(Х) ХХХХХ

Код страны-изготовителя или страны,    
где находится банк данных о товаре    
Код предприятия-изготовителя  

Наименование товара и свойства

Расчет контрольной цифры проведите согласно приложению А ГОСТ ИСО/МЭК 15420-2001 «Коди­рование штриховое. Специализация символики EAN / UPC (EAN / ЮПиСи)» либо по нижеприведенным методикам.

Правила расчета кода EAN-13 следующие:

1. Складывают цифры, стоящие на четных позициях.

2. Результат умножают на три.

3. Складывают цифры нечетных позиций (без контрольной цифры).

4. Складывают цифры, полученные в пунктах 2 и 3.

5. Отбрасывают десятки.

6. Из 10 вычитают результат, полученный в пункте 5.

Праила расчета кода EAN-8 следующие:

1. Складывают цифры на нечетных позициях.

2. Результат умножают на три.

3. Складывают цифры на четных позициях (без контрольной цифры).

4. Складывают результаты, полученные в пунктах 2 и 3.

5. Отбрасывают десятки.

6. Из 10 вычитают результат, полученный в пункте 5.

Если цифра, полученная в пункте 6, не совпадает с контрольной цифрой кода, то товар произведен неза­конно и не гарантирует качество.

Определите в своем варианте правильность построения кода EAN-13 и EAN-8 по контрольному числу:1) 4009041100843; 2)7616100370757: 3)4600603018066; 4)4000415257002; 5)4810263000220; 6)4605054000228; 7)8901016200021; 8)9312631122633; 9)4000415869908;10)8715300505644;11)87139273

1.___________________________

2.___________________________

3.___________________________

4.___________________________

5.___________________________

6.___________________________

Контрольные вопросы:

1.В чем заключается назначение ОКП?

2.В чем заключается сущность классификации?

3.Что понимают под структурой кода?

4.С какой целью в структуру кода вводится контрольное число?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №2,3.

Работа в аудитории

Задание:

Студент самостоятельно:

- изучает методические рекомендации по проведению практической работы;

- выполняет практическое задание;

- отвечает на контрольные вопросы;

- оформляет отчет.

Содержание отчета:

1.Номер ПР

2.Название ПР

3.Цели работы

4.Практическое задание должно содержать: расчеты коэффициента широты с пояснениями и выводами; заполненная таблица № 4; заполненная расчетами таблица 5; расчеты коэффициентов полноты и устойчивости с выводами.

Задание 1. Сопоставить широту ассортимента швейных изделий в трех матри­цах, рассчитав коэффициент широты (Кш). Базовая широта (Шб) взята по ассортиментному перечню , фактическая широта (Шф) представлена в таблице

Таблица 1. Показатели широты ассортимента магазинов

№ пп Виды изделий Широта Широта ассортимента
базовая Магазин 1 Магазин 2 Магазин 3
Шб Шф Кш Шф Кш Шф Кш
костюмы мужские модель (фасон) размер      
     
Брюки мужские Волокнистый состав      
модель      
размер      

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

В двух специализированных магазинах "Сыры" и в трех смешанных магазинах в продаже были сыры следующих наимено­ваний

Таблица 2. Торговый ассортимент сыров

№ магазина Тип магазина Наименование сыров
№ 1 Специализированный Швейцарский, Голландский, Костромской, Литовский, Российский, Чеддер, Пикант­ный, Ярославский
№2   Специализированный Алтайский, Голландский, Пошехонский, Чеддер, Латвийский
№3 Смешанный продмаг Вырусский, Российский, Костромской
№4 Смешанный продмаг Ярославский, Латвийский
№5 Смешанный продмаг Российский

Ниже представлена классификация сыров, выпускаемая заводами

Таблица 3. Производственный ассортимент сыров, выпускаемый заводами

№ п\п Тип сыра Признак Наименование сыра  
Швейцарский Прессуемые с высокой температу­рой второго нагре­вания Швейцарский, Алтайский
Голландский Прессуемые с низ­кой температурой второго нагревания Голландский, Костромской, Степной, Ярославский, Углич­ский, Литовский
Чеддер То же с чеддеризацией сырной массы Чеддер, Российский, Атлет
Латвийский Самопрессующиеся с низкой температурой второго нагревания и созревающие с сырной слизью Латвийский, Пикантный

Каков показатель широты по каждому типу сыра? Работу оформить по следующей форме:

Таблица 4. Показатели широты ассортимента сыров

№ пп Тип сыра Фактическая широта (Шф) по типам сыра Коэффициент широты (Kш) по типам сыра
1. Швейцарский    
2. Голландский    
3. Чеддер    
4. Латвийский    

Задание 3.

Рассчитать коэффициент полноты ассортимента

3.1. Рассчитать коэффициент полноты ассортимента по следующим данным:

а) В магазинах реализовано 10 моделей телевизоров при плане (согласно договору поставки) 20,

б) в стране выпускается 17 тысяч наименований игрушек, тогда как -100 тысяч наименований;

в) в продаже в течение месяца находилось 3 модели женских сапог, тогда как ассортиментный перечень предусматривал 5 моделей.

Результаты представьте по следующей форме.

Таблица 5. Коэффициенты полноты ассортимента

Вид товара Фактическая полнота (число разновидно­сти) Базовая полнота Коэффициент пол­ноты
телевизоры      
игрушки      
обувь      

3.2.Рассчитать коэффициент полноты ассортимента вареных колбас по следующим условиям

- в имение года в магазине №1 в продаже было 9 наименовании колбас, в магазинах №№ 2, 3, 4, 5 соответственно по 8, 5, 7 и 4 наимено­вании (согласно договорам поставки - 10 наименований).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Оценить устойчивость ассортимент путем расчета коэффициент устойчивости по разным формулам.

4.1. В магазинах в течение месяца по декадам в продаже находилось следующее число артикулов мужских костюмов: в магазине № 1 в первой декаде - 3, во второй декаде - 4, в третьей декаде - 7, в магазине № 2 в первой декаде - 4, во второй декаде - 5, в третьей декаде - 5.

Сопоставить устойчивость ассортимента в двух магазинах, произве­дя расчет по формулам:

Ку=1-V, (1)

где

V - коэффициент вариации признака.

V = S/Xср·100, (2)

где S - среднее квадратическое отклонение, рассчитываемое формуле:

Xср - среднее арифметическое значение показателей;

n - число декад.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2. Сопоставить устойчивость ассортимента сорочек разного назначе­ния в течение месяца, использовав следующие данные:

Таблица 6. Устойчивость ассортимента сорочек

Группа покупате­лей Модели соро­чек Число дней, в течение которых модель находилась в продаже
Молодежь
Средний возраст
Пожилой возраст

Расчет произвести по формуле:

Ку = t/T, (3)

где Т = 26 дней.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

Ознакомиться с теоретическими сведениями.

Ассортиментная матрица – это перечень всех товарных позиций, включая и сезонные товары, которые могут временно отсутствовать в магазине. Но это не просто список товаров - матрица строится на основе классификатора и является результатом структурирования ассортимента. К уровням деления в классификаторе добавятся субкатегории, бренды, свойства и иные единицы учета.

Для каждой компании своя существует матрица, отвечающая задачам конкретного магазина со своими конкретными клиентами. Причем это должен быть не хаотичный документ в формате MS Word или Excel с разрозненными колонками, а подробный и структурированный, подверженный определенной логике перечень всех товарных позиций.

Все товары в матрице утверждены для продажи, и сюда могут дополнительно вносить информацию о поставщиках, условиях поставки, упаковке, габаритах, свойствах т.п. Разрабатывается ассортиментная матрица на основе документа об ассортиментной политике, в котором отражен порядок работы с ассортиментом. По сути, грамотно составленная матрица – это основной документ, на основании которого стоится вся работа ассортиментом.

Ассортиментная матрица является результатом изучения и учета таких факторов, как:

· покупательский спрос (кто наш основной потребитель – возраст, уровень доходов, семейное положение, образование, как отдыхает, что покупает чаще всего, зачем совершает покупки в нашем магазине, что хочет получить, какие услуги ожидает от нас или конкурентов);

· ассортимент конкурентов (кто из конкурентов присутствует, какие преимущества имеет, какой уровень цен у конкурентов, какие услуги предлагают, кто из других сетей еще собирается «прийти»);

· специфика региона или города (город с развитой инфраструктурой, промышленный, город-порт или областной центр, столица региона или окраина);

· особенности местоположения (спальный район, в центре города, возле оживленной трассы, рядом рынок и т.п.);

· требования к формату (магазин самообслуживания или торговля через прилавок, минимаркет, супермаркет, дискаунтер или бутик, и т.п.)

На основе существующей ассортиментной матрицы составляется ассортиментный минимум - перечень товарных позиций, которые должны постоянно присутствовать в магазине в определенный период времени. Опять же, ассортиментный минимум зависит от сезонных колебаний спроса и других факторов, связанных со спецификой магазина – режима работы (круглосуточно или традиционно с перерывом на обед), расположения магазина (в престижном центре, в спальном районе, на оживленной пригородной трассе), основными клиентами (бабушки-пенсионерки или работающие молодые люди, не имеющие еще семьи и детей) и так далее.

Пример построения ассортиментной матрицы на основе классификатора

Задание 6.

Пользуясь Интернет источниками, учебной литературой , разработать ассортиментную матрицу по вымышленному магазину. Оформить в таблице.

Таблица 7. Ассортиментная матрица магазина________________________________________

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Контрольные вопросы

1.Что такое иерархический метод классификации?

2.Что такое фасетный метод классификации?

3.Назовнте основные показатели ассортимента.

4.Как определить широту ассортимента?

5.Как рассчитать полноту ассортимента?

6.Что такое коэффициент устойчивости ассортимента?

7.Для чего формируется ассортиментная матрица?

1.____________________________________________________________________________2.____________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________4.____________________________________________________________________________5.____________________________________________________________________________6.____________________________________________________________________________7._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №4.

Тема: Анализ ассортиментной политики торговой организации. Разработка плана по совершенствованию ассортимента.

Цель:

- Изучить основные направления ассортиментной политики торгового предприятия

- Научиться разрабатывать план по совершенствованию ассортимента.

Материальное обеспечение:

1.Конспекты лекций по «Теоретическим основам товароведения»

2.Ассортиментный перечень торговой организации г.Красноуфимска ( выбор по желанию), подготовленный к уроку.

3.Учебная литература

Предварительная подготовка

Ознакомиться с теоретическими сведениями.

Управление ассортиментом — деятельность, направлен­ная на достижение 'требований рациональности ассорти­мента.

Формирование ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или планируемые потребности, а также достигнуть целей определенных руководством организации.

Формирование ассортимента не может быть абстраги­ровано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это определяет ас­сортиментную политику организации.

Ассортиментная политика — цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.

Цель организации в области ассортимента — формиро­вание реального и/или прогнозируемого ассортимента, мак­симально приближающегося к рациональному, для удовле­творения потребностей.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

-Установлены реальные или предполагаемые потребностив определенных товарах;

- Определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;

-Выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;

- Оценены материальные возможности организации;

-Определены основные направления формирования ассортимента;

Основные направления в области формирования ассортимента:

- Сокращение ассортимента ( уменьшение его широты и полноты). Причины: падение спроса, недостаточность предложений, убыточность и низкая прибыльность отдельных товаров;

- Расширение ассортимента . Причины: увеличение спроса, высокая рентабельность производства, внедрение на рынок новых товаров и др.;

- Стабилизация ассортимента ( ассортимент устойчив и не обновляется). Причины: если магазин специализируется на ассортименте пищевых продуктов повседневного спроса, достаточно редкое состояние;

- Обновление ассортимента – качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны;

-Совершенствование ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности

- Гармонизация ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному.

Работа в аудитории

Задание:

Студент самостоятельно:

- изучает методические рекомендации по проведению практической работы;

- выполняет практическое задание;

- отвечает на контрольные вопросы;

- оформляет отчет.

Содержание отчета:

1.Номер ПР

2.Название ПР

3.Цели работы

4. Анализ ассортиментной политики выбранной торговой организации; План по совершенствованию ассортимента.

Задание 1. Сделайте анализ ассортимента торговой организации.

Предприятие:______________________________________________________

Задачи, решаемые в области ассортиментной политики ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные направления предприятия в области совершенствования ассортимента:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Факторы, которые оказывают влияние на формирование ассортимента данного предприятия:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Разработайте квартальный план-предложение по совершенствованию ассортимента в торговой организации. Оформите план в виде таблицы ( форма произвольная).

Контрольные вопросы:

1.Основополагающие элементы ассортиментной политики?

Практические работы №5, 6, 7

Тема: Показатели качества товаров

Цель:

- Изучить показатели качества товаров и практику их регламентации в стандартах

Материальное обеспечение:

1.Конспекты лекций по «Теоретическим основам товароведения»

2.ГОСТ 24886-81 "Промышленные товары народного потребления. Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества".

3.Наборы стандартов на различные виды продукции.

4.Закон о защите прав потребителя.

5.Правила продаж отдельных видов товаров.

6.Образцы швейных изделий.

Предварительная подготовка

Ознакомиться с теоретическими сведениями.

Свойства товаров характеризуются соответствующими показателя­ми, по совокупности которых определяется уровень качества товара в це­лом Показатели качества товаров - это количественные характеристики свойств, определяющих качество товара применительно к конкретным условиям его производства и эксплуатации или потребления, те показа­тели качества характеризуют степень пригодности товара удовлетворить определенные потребности.

Показатели качества товаров делятся на группы по следующим признакам: количеству характеризуемых свойств, способу выражения, методу определения, стадии определения, области применения, примене­нию для оценки уровня качества.

По количеству характеризуемых свойств показатели качества бы­вают единичными и комплексными.

Единичные показатели качества товара характеризуют только одно из ее свойств, например, стойкость запаха духов, пористость хлеба.

Комплексный показатель качества товара характеризует несколько его свойств Он может относиться как ко всей совокупности свойств, со­ставляющих качество, так и к определенной группе их. В последнем слу­чае он называется групповым комплексным показателем

По способу выражения различают показатели качества, выра­женные в баллах или в натуральных единицах (километрах, часах и т.д.) Иногда они могут быть и безразмерными.

По методу определения показатели качества бывают определяемые органолептическим методом, социологическим, экспертным и др.

По стадии определения показатели качества делят на проектные, производственные и эксплуатационные.

По области применения различают показатели, применимые к еди­нице продукции, к совокупности единиц однородной продукции к со­вокупности единиц разнородной продукции.

По применению для оценки уровня качества показатели бывают ба­зовыми и относительными. Различают также показатели обобщающие, определяющие, прямые, косвенные, интегральные и др.

Показатель, по которому оценивают качество продукции, называют определяющим.

Простые показатели качества непосредственно связаны с потреби­тельскими свойствами товаров, а косвенные показатели качества товаров - со свойствами, зависящими от ряда факторов.

Относительный показатель качества характеризует отношение показателя качества конкретного товара к соответствующему базовому показателю эталона. Эти показатели выражают в отвлеченных числах или в процентах.

Интегральный показатель качества продукции (И) есть отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления про­дукции (Э) к суммарным затратам на ее создание (Зс) и эксплуатацию или потребление (Зэ). Его вычисляют по формуле:

И = Э / (Зс + Зэ), (1)

Базовый показатель характеризует качество продукции, принятое при сравнительных оценках за образец пли эталон.

Работа в аудитории

Задание:

Студент самостоятельно:

- изучает методические рекомендации по проведению практической работы;

- выполняет практическое задание;

- отвечает на контрольные вопросы;

- оформляет отчет.

Содержание отчета:

1.Номер ПР

2.Название ПР

3.Цели работы

4. Выполнены задания с 1 по 13; Оформлены таблицы 1, 3,4, 5, 6, 7.

Задание 1. Изучить ГОСТ 24886-81 "Промышленные товары народного потребления. Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества".

Кратко в тетради оформить результаты изучения основных положе­ний стандарта.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.По двум стандартам системы "Система показателей качества про­дукции" выявить основные показатели.

Результаты записать по следующей форме:

Таблица 1. Основные показатели продукции

Вид продукции Наименование и обозначение стандарта Перечень основных показателей Характеризуемые потребительские свойства
       
       
       
       
       
       

Задание 3. Определить комплексным показатель подкладочной ткани по сле­дующим данным:

Таблица 2. Показатели тканей

Наименование показателя величина показателя Базовый показатель Коэффициент весомос­ти
Разрывная нагрузка, даН
но основе 0,10
по утку 0,10
Усадка после стирки, %
по основе 4,7 0,15
по утку 1,5 0,15
Прочность к воздействию, баллы
Пота 3,5 4,0 0,10
Мыла 3,5 4,0 0,10
Воды 4,0 4,0 0,10
Колористическое оформление, бал­лы 3,0 3,0 0,10
отделка ткани, баллы 3,0 4,0 0,07
структура, баллы 4,0 4,0 0,03

Комплексный показатель может быть выражен: главным показателем, отражающим основное значение продукции, интегральным показа­телем; средним взвешенным показателем. Поскольку трудно определить главный и интегральный показатели используют в основном средние взвешенные показатели.

Комплексный показатель качества (N) чаще всего рассчитывается по формуле средней взвешенной арифметической:

N = ∑mi·qi , (2)

где

mi – коэффициент весомости,

qi – относительный показатель.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Ознакомиться с единичными и комплексными показателями качества продовольственных товаров. Выписать примеры из стандартов в таблицу.

Таблица 3. Показатели качества продовольственных товаров

Вид продук­ции Наименование и обозначение стандарта Единичные показатели Комплексные показа­тели
       
       
       
       

Задание 5. Ознакомиться с показателями безопасности продовольственных то­варов. Выписать примеры из стандартов в таблицу:

Таблица 4. Показатели безопасности продовольственных товаров

Виды продукции Наименование и обозначение стандарта Показатели безопасности Порядок нормирования
       
       
       
       

Задание 6.Изучите теоретические сведения.

Фальсификация - действия, направленные на обман покупателя или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

В широком смысле фальсификация может рассматриваться как дей­ствия, направленные на ухудшение потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных, но несущественных для его использования по назначению свойств.

Понятие "фальсифицированные товары" иногда путают с понятия­ми "товары-заменители" и "дефектные товары".

Заменители и дефектные товары не относятся к фальсифицирован­ным, если на маркировке или в товарно - сопроводительных документах указано их подлинное наименование, а цена соответствует их качеству и происхождению.

При фальсификации обычно подвернется подделке одна или несколько характеристик товара, что позволяет выделить несколько ви­дов фальсификации: ассортиментная, качественная, количе­ственная, стоимостная, информационная.

Для каждого вида фальсификации характерны свои способы под­делки товара. При ассортиментной фальсификации подделка осу­ществляется путем полной пли частичной замены товара его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков.

- Способы ассортиментной фальсификации:

•частичная замена продута водой;

•добавление в продукт низко ценного заменителя, цитирующего натуральный продукт,

•замена натуральною продукта имитатором.

Качественная фальсификация - подделка товаров с помощью добавок, непредусмотренных рецептурой, для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств ил! замена товара высшей градации качества низшей.

Способы качественной фальсификации:

использование добавок, имитирующих улучшение качества;

пересортица.

В зависимости от степени вреда, наносимого фальсифицировании продуктом, различают две разновидности качественной фальсификации безопасная для жизни и здоровья потребителя; опасная.

Количественная фальсификация - это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара \массы, объема, длины и т.п., превышающих предельно допустимые нормы отклонений. В практике этот вид фальсификации называют недовесом или обмером.

Стоимостная фальсификация - обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цепе товаров больших размеров.

Информационная фальсификация - обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. При фальсификации информации о товаре довольно часто искажаются или указываются еле дующие данные: наименование товара; страна происхождения товара фирма-изготовитель товара; количество товара. Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке, рекламе. В последнее время очень распространенным видом фальсификации документов стала подделка сертификатов.

Наряду с указанной выше классификацией видов и способов фальсификации можно выявить еще две группы способов фальсификации зависимости от места ее осуществления: технологическая и предреализационная.

Технологическая фальсификация - подделка товаров в процесс технологического цикла производств.

Предреализационная фальсификация - подделка товаров при подготовке их к продаже или при отпуске потребителю. Для определения фальсификации товаров могут применяться две группы методов: органолептические и измерительные (см. тему 4).

Дефект - каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Существуют следующие виды дефектов: явный, скрытый, критический, значительный, малозначительный, устранимый, неустранимый. Дефектным считается изделие, имеющее хотя бы один де­фект.

Уровень дефектности показывает содержание дефектных единиц партии продукции или число дефектов, приходящихся на 100 единиц продукции, и рассчитывается по формуле:

Уд = число дефектов/число проверенных единиц продукции∙100%

Задание 7. Ознакомиться со статьями 5, 11, 12 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Задание 8. Ознакомиться с методом обнаружения фальсификации молока пу­тем разбавления водой метод определения плотности ГOCT 13277-79.

Задание 9. Ознакомиться с методами обнаружения фальсификации крупы, свя­занной с пересортицей ГOCT 6292-93.

Задание 10. По "Правилам продажи отдельных видов продовольственных и не­продовольственных товаров" ознакомиться с методикой измерений тка­ней (для предупреждения количественной фальсификации).

Задание 11. Изучить термины и определения дефектов швейных изделий по

ГОСТ 24103-80* Изделия швейные. Термины и определения дефектов.

Оформить результаты в виде таблицы.

Таблица 5. Дефекты швейных изделий

Наименование дефектов Определение
     
     
     
     
     
     
     
     

Задание 12. Рассмотреть предложенные образцы швейн

Наши рекомендации