Вопрос 45. Международное правовое регулирование туризма
Международное правовое регулирование туризма
Важное значение для эффективного правового регулирования туризма имеет международный правовой опыт. При этом международное правовое регулирование связано не только с международным туризмом; оно оказывает существенное влияние на национальное законодательство в данной области.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Можно выделить две основные группы международных правовых актов в сфере туризма: акты, затрагивающие интересы стран СНГ; акты, затрагивающие интересы иных иностранных государств.
Прежде чем перейти к анализу международных правовых актов в сфере туризма, охарактеризуем роль и место Всемирной туристской организации (ВТО) в международном правовом регулировании туризма.
ВТО является специализированной организацией в системе ООН, созданной в 1975 г., и играет решающую роль в пропаганде и развитии ответственного, устойчивого и общедоступного туризма, призванного способствовать экономическому развитию, международному взаимопониманию, миру, благосостоянию, а также взаимному уважению, безусловному соблюдению гражданских прав и основных свобод. Выполняя эту миссию, ВТО уделяет особое внимание интересам развивающихся стран в сфере туризма.
Всемирная туристская организация имеет следующую структуру:
- Генеральная ассамблея - высший орган;
- Исполнительный совет - руководящий орган;
- региональные комиссии;
- комитеты;
- секретариат1.
Российская Федерация является членом ВТО как правопреемник бывшего СССР, состоявшего в ВТО с момента ее образования.
За время деятельности международных организаций был принят ряд важнейших документов по вопросам туризма; основные из них:
- Манильская декларация по мировому туризму;
- Гаагская декларация по туризму;
- Глобальный этический кодекс туризма;
- Хартия туризма и ее раздел «Кодекс туризма»;
- Осакская декларация по туризму;
- Осакская декларация тысячелетия.
Манильская декларация по мировому туризму была принята всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) в 1980 г. Декларация определила место туризма в современном обществе. В частности, туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую сферы жизни государств и международных отношений.
В данном акте подчеркивается неразрывная связь между туризмом и правами граждан на отдых, отпуск и свободные передвижения. Учитывая широкое распространение этих прав как прямого следствия права на труд, правительства и общество должны переосмыслить понятие туризма и предоставлять гражданам реальные возможности доступа к туризму.
В декларации рассматривается экономическая составляющая туризма. Он признается одной из основных отраслей мировой экономической деятельности. Развитие внутреннего туризма положительно сказывается на внутренней экономике страны, поскольку балансирует ее, что должно способствовать деятельности государств по поощрению соответствующих капиталовложений.
Однако участники конференции отметили, что туризм нельзя оценивать только с экономической точки зрения. Важное значение в сфере туризма имеют чувство принадлежности к какой-либо культуре и народу, солидарность с соотечественниками, возможность гражданина реализовать свое право на отпуск, ознакомиться с тем, что его окружает, укрепить национальное сознание.
Декларация устанавливает приоритет духовных ценностей в туристической сфере, к которым относятся:
1) полное и гармоничное развитие человеческой личности;
2) постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад;
3) равные права народов в определении своей судьбы;
4) освобождение человека (как право на уважение его достоинства и индивидуальности);
5) признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов.
Особое внимание уделяется социальному туризму, рассматриваемому как цель, к которой должно стремиться общество, путем поддержки молодежного туризма, туризма лиц преклонного возраста и инвалидов.
В указанной декларации отмечено, что туризм имеет влияние на сферу занятости в государствах, поскольку способствует созданию новых рабочих мест.
В документе также отмечается международное значение туризма как фактора, содействующему взаимопониманию между народами.
Гаагская декларация по туризму принята Межпарламентской конференцией по туризму, проведенной в Гааге (Нидерланды) в 1989 г. Содержание декларации сводится к закреплению 10 основных принципов, которые необходимо соблюдать всем участникам отношений в сфере туризма. В каждом принципе закрепляются основополагающий тезис и рекомендации по его реализации:
Первый принцип содержит определение туризма, под которым понимаются не только все свободные перемещения людей, но и сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений. Здесь же определяется значение туризма для жизни человека и общества.
Второй принцип посвящен социально-экономической составляющей туризма: «Туризм может быть эффективным средством содействия социально-экономическому росту всех стран». Подчеркивается, что условием этого является приемлемый уровень самообеспечения туристской сферы, при котором страна не должна тратить больше того, что она надеется получить от туризма.
Третий принцип закрепляет необходимость охраны окружающей природной среды и иных туристских ресурсов.
Четвертый принцип содержит определение иностранного туриста.
Пятый принцип говорит о возможности разумного ограничения прав человека на отдых и свободное время только в случаях, предусмотренных законом.
Шестой принцип посвящен вопросам упрощения туристских формальностей.
Седьмой и восьмой принципы затрагивают взаимосвязанные проблемы безопасности в туризме и угрозы терроризма.
Девятый принцип определяет, что качество туристских услуг зависит от уровня образования не только специалистов в сфере туризма, но и общества в целом.
Десятый принцип закрепляет основные составляющие взаимодействия между туризмом и публичными властями, которые выражаются в особом внимании, необходимом сфере туризма со стороны государства, наделении туристских администраций расширенными полномочиями, а также в проведении адекватной национальной политики и международного сотрудничества.
Глобальный этический кодекс туризма принят в Сантьяго (Чили) в 1999 г. на 13 сессии Генеральной ассамблеи ВТО.
В кодексе освещаются следующие вопросы в сфере туризма: вклад туризма во взаимопонимание и взаимоуважение людей и сообществ; обязанности профессионалов туристического бизнеса; право на туризм; свобода туристских перемещений; права работников и предпринимателей в туриндустрии.
Туризм рассматривается как двигатель индивидуальной и коллективной самореализации; фактор устойчивого развития; пользователь и творец культурного наследия; полезная активность для принимающих стран и сообществ.
Хартия туризма одобрена в 1985 г. на 6 сессии Генеральной ассамблеи ВТО. Фактически документ содержит рекомендации по деятельности нескольких субъектов туристической сферы: государства, представителей местного населения туристских районов, работников в сфере туризма и самих туристов. Рекомендации для последних содержатся в специальном разделе (Кодекс туриста).
Поскольку право на отдых признается во всем мире, государствам следует разрабатывать и проводить политику внутреннего и международного туризма, включающую в себя:
- развитие туризма на различных уровнях - местном, региональном, национальном и международном;
- обеспечение доступности туризма;
- защиту туристской среды;
- содействие росту туристского сознания и контактам местного населения с посетителями;
- обеспечение свободы передвижения, отсутствия какой-либо дискриминации и безопасности туристов;
- создание условий для беспрепятственного доступа туристов к службам здравоохранения, административным и юридическим службам;
- принятие мер по противодействию использования туризма для эксплуатации других в целях проституции и распространения наркотиков.
При этом местное население само должно иметь возможность доступа к туристским ресурсам. Оно также вправе ожидать понимания и уважения к своим обычаям, религиям и прочим сторонам своей культуры, что должно обеспечиваться распространением соответствующей информации среди туристов. Местное население также должно принимать туристов «с лучшим гостеприимством».
Работники в сфере туризма, от которых зависит качество туристского продукта, также вправе рассчитывать на содействие со стороны государства, выражающееся в создании благоприятных условий их деятельности, обеспечении возможности профессиональной подготовки, сотрудничества между собой и с публичными властями.
Кодекс туриста закрепляет основные права и обязанности туристов. Туристы должны способствовать взаимопониманию между народами; проявлять уважение к укладу жизни и законодательству стран пребывания; с пониманием относиться к обычаям, верованиям и поступкам местного населения; воздерживаться от подчеркивания различий, существующих между ними и местным населением; быть восприимчивыми к культуре местного населения; препятствовать эксплуатации кого-либо в целях проституции и распространению наркотиков. Туристы имеют право на: смягчение административного и финансового контроля; возможно лучшие условия на транспорте; свободный доступ к районам туристского интереса; надлежащую информацию об условиях путешествия; личную безопасность и безопасность своего имущества; возможность пользоваться средствами общественной гигиены и предоставления информации по предупреждению распространения инфекционных заболеваний; доступ к средствам связи и административным и юридическим процедурам; возможность исповедания своей религии; обращение в законодательные органы и общественные организации для наилучшего осуществления права на отдых.
Осакская декларация по туризму принята в 1994 г. Всемирной конференцией министров по туризму в Осаке (Япония). Декларация посвящена росту и значению международного туризма, развитию индустрии туризма, воздействию международного туризма на общество и окружающую среду, соотношению международного туризма и мира на земле, а также роли правительств и международных организаций в сфере туризма.
Осакская декларация тысячелетия принята в 2001 г. на Конференции лидеров туризма тысячелетия, которая прошла в Осаке (Япония). В данном документе констатируются достижения сферы туризма к началу XXI в., а также поднимаются проблемы развития рынка международного туризма, сохранения культурного наследия на основе туризма, внедрения в туристическую сферу современных информационных технологий.
Существует ряд документов, посвященных отдельным аспектам туризма, например:
- Заявление ВТО в области предотвращения организованного секс-туризма (Мадрид (Испания) и Сент Винсент, Балле-д’Аоста (Италия), 1995 г.);
- Документы Международной конференции по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях (Эстерсунд (Швеция), 1995 г.);
- Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма (Монреаль (Канада), 1996 г.), посвященная вопросам социального туризма;
- Материалы Мадридского семинара ВТО по вопросам подготовки кадров для сферы туризма (Мадрид (Испания), 2000 г.).
Международные договоры в области туризма можно классифицировать на: многосторонние международные договоры в сфере туризма и путешествий (например, Шенгенские соглашения Европейского союза «О едином визовом и туристском пространстве»); двусторонние договоры в туризме2.
Наиболее эффективным и перспективным признается многостороннее сотрудничество государств по правовому регулированию международной туристской деятельности; двустороннее же - не обладает такой характеристикой. «При этом в силу регионального/субрегионального характера процессов интеграции, культурной общности, расположения туристских ресурсов наиболее адекватное регулирование присуще этому уровню межгосударственного взаимодействия»3.
Тем не менее практика двустороннего регулирования отношений в области туризма активно развивается. Следуя рекомендациям и развивая положения международных актов, Российская Федерация (СССР) заключила более 50 соглашений с иностранными государствами в сфере туризма. Эти соглашения можно разделить на договоры 0 сотрудничестве в социальной сфере, в том числе туристской, и договоры, посвященные исключительно вопросам туризма.
Необходимо подчеркнуть, что и в случае, когда договор о сотрудничестве между Российской Федерацией и иностранным государством направлен на регулирование только туристских отношений, он имеет достаточно общий характер, устанавливая лишь определенные рамки для дальнейшего взаимодействия.
В качестве примера проанализируем Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве в сфере туризма4. В соответствии с данным соглашением стороны:
- стремятся к упрощению формальностей, связанных с туристским обменом между Российской Федерацией и Республикой Болгарией;
- содействуют как организованному групповому, так и индивидуальному туризму, а также обмену специализированными туристскими группами, в том числе с целью посещения симпозиумов и конгрессов по вопросам туризма;
- поддерживают обмен между государственными органами управления туризмом статистической и другой информацией в области туризма, включая информацию о законодательных и иных нормативных актах государств, регулирующих туристскую деятельность, а также об опыте управления гостиницами и иными средствами размещения туристов;
- содействуют участию российских и болгарских туристских организаций в международных туристских выставках, проводимых при поддержке своих государственных органов управления туризмом, и т.д.
В соответствии с решением глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 1994 г. образован Совет по туризму стран СНГ. Основными актами о сотрудничестве государств - участников СНГ в области туризма являются:
- Межправительственное соглашение от 23 декабря 1993 г. «О сотрудничестве в области туризма»;
- Рекомендательный законодательный акт Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 29 октября 1994 г. «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма»;
- Межгосударственная целевая программа от 14 февраля 1996 г. «Развитие туристских связей между государствами - участниками СНГ» (концепция). Анализируя проводимую политику сотрудничества государств - участников СНГ, принятые международные правовые акты в области туризма, А.В. Стригулина делает вывод о недостатках развития правовой базы в туристической сфере, относят к ним следующие:
а) положения о целях и задачах, направлениях деятельности основополагающих международных правовых актов недостаточно конкретизированы;
б) немало формулировок соглашений носят необязательный характер («будут стремиться», «будут способствовать» и т.п.);
в) отсутствует единообразно понимаемое определение некоторых понятий и явлений, используемых в сфере международного туризма, или наблюдается их не совсем обоснованное применение в принятых документах и соглашениях СНГ.
Среди причин, которые затрудняют процесс образования единого туристского пространства, автор также называет нестабильность политической ситуации, различный уровень развития экономик стран - участниц СНГ, невыполнение интеграционных соглашений и др.5
Вопрос 46. Функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль
Управление следует рассматривать как процесс. Процесс управления- это совокупность непрерывных, последовательно выполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия, весьма важные для успеха организации, называются управленческими функциями. Таким образом, процесс управления является общей суммой всех функций.
Функции управления- это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием подразумеваются действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции.
Содержание действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависит от типа организации (административная, общественная, образовательная и т.д.), от размеров и сферы ее деятельности (производство, торговля, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший уровень руководства, средний или нижний), от роли внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры) и целого ряда других факторов. Однако, несмотря на разнообразие функций управления в организации, существуют однородные виды деятельности. В 1916 г. А. Файоль, который впервые разработал эту концепцию, писал, что существует пять исходных функций: управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации, поэтому их называют общими. Современные исследователи разработали несколько иной перечень основных управленческих функций: планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Практически в каждой работе по управлению перечень основных управленческих функций несколько отличается от других.
Придерживаемся позиции ученых, которые выделяют пять общих функций управления:
• планирование (выбор целей и план действий по их достижению);
• организация (распределение задач между подразделения
ми или работниками и установление взаимодействия между ними);
• мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей);
• контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными);
• координация (обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей).
Эти пять общих функций управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Взаимосвязь между этими функциями может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления